Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:07, реферат
Земство - выборный орган местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи.
Органы местного самоуправления, созданные в Пензенской губернии в 1865 по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864. Они учреждались для руководства строительством и управлением местных больниц и школ, дорог, благотворительных заведений, заведования продовольственными делами, организацией поземельного кредита, пропаганды агрономических знаний, улучшения местной промышленности, организации земской статистики.
Введение
Правовая и финансовая база деятельности пензенского земства
Экономические мероприятия Пензенского земства
Культурно-просветительская деятельность пензенского земства
Земская медицина
Заключение
Список литературы.
И, наконец, Положение 1890 г. признало государственный статус земских учреждений. Члены и председатели земских управ считались теперь государственными служащими. Им присваивались классные чины, а должность председателя управы занимали лишь лица, имеющие право на вступление в государственную должность. Члены земских управ избрались и из других лиц, но тогда они не производились в чины, хотя и пользовались во время пребывания в должности правами и преимуществами тех чинов, которым соответствовали классы их должностей. Прослужив в должности члена управы не менее трех трехлетий; они могли быть представлены губернатором к производству в первый властный чин.
Положение 1890 г. было основным законодательным актом, которым руководствовались в своей деятельности земские учреждения вплоть до Февральской революции 1917 года революции в России. 3 марта 1917 года Временным правительством была принята Декларация, в которой во главу угла предстоящих преобразований ставилась реформа местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права. Предполагалось в систему земских учреждений ввести также волостные земства, объединяющие по несколько селений уезда.
Серией законодательных актов Временного правительства, изданных летом и осенью 1917 г., земство получало новое место и значение в общественном строе России. Ему передавалась вся полнота власти на местах. Этими законами местное самоуправление становилось аппаратом государственного управления. Обязательные постановления земств губернский комиссар Временного правительства мог опротестовать только в лишь случае нарушения закона или вернуть их земству для повторного рассмотрения.
Таким образом, в рассмотренных законодательных актах можно выделить основную тенденцию – переход после Февральской революции к демократическому и полновластному самоуправлению как важнейшей предпосылке установления демократического режима в стране.
После октябрьской революции земские учреждения пытались удержаться на прежних позициях. Однако по мере утверждения Советской власти, особенно после разгона Учредительного собрания, многие земства высказались против изменений в политическом строе страны. III съезд советов в январе 1918 г. принял решение об упразднении земств как «буржуазных органов власти». С этого времени земские учреждения практически прекратили свое существование. На смену им пришла власть советов. Однако во время своего существования земские учреждения имели достаточно широкую правовую базу своей деятельности, строго регламентирующую эти права и обязанности.
Для проведения работы в рамках своих полномочий земские органы местного самоуправления должны были располагать соответствующей финансовой базой, основу которой составляли финансовые повинности.
В целом попавшие в руки земского
самоуправления средства были не очень
велики, а земства хотели выйти за рамки
исполнения только обязательных повинностей,
стремились финансировать народное образование
и медицину. Поэтому земствам было предоставлено
право устанавливать дополнительные сборы
на местные потребности, обязательность
которых не установлена законом, но признана
самими земствами. Правовой базой для
этих целей служили «Временные правила
для земских учреждений по делам о земских
повинностях, народном продовольствии
и общественном призрении» от 1 января
1864 года.
В Пензенской губернии
дополнительный земский сбор в соответствии
с правительственными распоряжениями
налагался на земли и леса, недвижимые
имущества, торговые документы и патенты.
В целях пополнения
местного бюджета Пензенское земство
с первых лет своего существования предприняло
шаги к преобразованию натуральных повинностей
в денежные. Все повинности по уставу 1851
г. делились на две категории: одни отправлялись
посредством денежных сборов и по своему
незначительному размеру не являлись
обременительными для населения, другие,
более многочисленные, отбывались натурой
и во многих случаях были особенно тягостны
для плательщиков. Составление земских
повинностей до учреждения земских органов
местного самоуправления было возложено
на комитет земских повинностей, председателем
которого являлся губернатор, а членами
губернский и уездный предводители дворянства,
председатель Казенной палаты, управляющий
Палатой государственных имуществ, уездные
начальники, городские главы.
Таким образом, земские учреждения
Пензенской губернии, как и России, на
всем протяжении своего существования
имели соответствующую нормативно правовую
и финансовую базу для осуществления своих
функций и основных направлений деятельности.
Правовая и финансовая база земских учреждений
позволяла им проводить хозяйственную
культурно-просветительскую работу среди
населения губернии в таких размерах,
которые до учреждения земства были недостижимы
для органов государственной власти.
Экономические мероприятия пензенского земства.
Особый интерес вызывают экономические мероприятия Пензенского земства. Ими земские учреждения стали заниматься с 90-х годов XIX в. Постепенно вырабатывая свою политику в данном вопросе.
Основное внимание в экономической политике земства уделялось сельскому хозяйству, учитывая абсолютное преобладание крестьян в социальной структуре населения Пензенской губернии. Именно сельское хозяйство было основным видом занятий населения в губернии. Однако общие расходы земства на экономические мероприятия были более чем скромны, выражаясь в конце XIX в цифре 8,4 тыс. рублей. По этому показателю Пензенская губерния занимала 25 место среди 34 земских губерний России.
Пензенское земство, учитывая острую нехватку средств для проведения финансирования мероприятий в сельском хозяйстве, свою работу в этом направлении начало с выдвижения ходатайств в адрес правительства. Так, например, в 1893 г. губернское земское собрание, учитывая малоземелье и перенаселенность губернии приняло решение о содействии переселению в многоземельные местности. В этой связи оно обратилось в правительство с двумя важными ходатайствами. Первое касалось понижения процента ссуды в Крестьянском банке для покупки земли. Второе поставило вопрос о беспрепятственном выходе крестьян из общины. Этими решениями Пензенское земство на десять с лишним лет предвосхитило основные положения столыпинской аграрной реформы в России. К сожалению, выдвинутые ходатайства правительством не были удовлетворены. Поэтому земские учреждения губернии стали искать другие источники подъема сельскохозяйственного производства, решая этот вопрос как традиционными, так и нетрадиционными путями.
В 1901 году Пензенское земство добилось разрешения выдачи ссуд землевладельцам и сельским обществам из капитала, составляющего специальные средства Министерства земледелия и государственных имуществ через посредничество губернской земской управы. Для этого в 1903 г. Ею было получено 500 тыс. рублей, из которых в следующем году остались неизрасходованными только 2,4 тыс. рублей. Это свидетельствует о том, что недостатка желающих в получении кредита земство не испытывало. При этом каждый год сумма выдаваемых ссуд увеличивалась. В 1908 году она составила 100 тысяч рублей. По числу ссуд и размеру кредита первое место занимали ссуды на технические новшества, второе-на сельскохозяйственные постройки, третье – на приобретение племенного скота.
Такая кредитно-финансовая политика приводила к оживлению экономической жизни в деревне, формированию экономических связей между отдельными ранее замкнутыми регионами, развитию торговли. В частности, по решению земских учреждений с 1865 по 1911 г. в губернии в дополнение к существующим 23 ярмаркам было открыто еще 80 ярмарок и базаров. Роста их количества требовали не только происходящие изменения в сельском хозяйстве, но и развитие кустарных промыслов, о которых Пензенское земство также проявляло свою заботу.
По сведениям земской управы в 1888 г. в губернии насчитывалось почти 11 тыс. кустарей, годовое производство которых оценивалось в 387 тыс. рублей, а со второй половины 90-х годов уездные земства приступили к кредитованию их производства. В 1901 году в г. Пензе на средства земства был учрежден Музей кустарных изделий, занимающийся их сбытом.
Пензенское земство в начале XX в. Стало проводить протекционистскую политику в отношении развития пенько -прядильного производства. С этой целью в 1909 г. на содержание земства было взято два инструктора по обучению крестьян более совершенным техническим приемам обработки конопли, канатного и ткацкого промыслов. В 191 г. земство приняло решение об устройстве в г. Пензе учебно-показательной станции по обработке конопли. В этом же году в ряде уездов – Городищенском, Инсарском, Чембарском – земскими управами были организованы пенько- прядильные курсы. Следовательно, земские учреждения не оставляли без внимания зарождающуюся местную промышленность.
Таким образом, экономические
мероприятия Пензенского земства стали
предметом его особой заботы только в
90-е годы XIX века. Связанные с этими проблемами
вопросы все чаще включались в повестку
дня губернского и уездных земских собраний.
Примерно до 1985 г. в земствах на экономические
мероприятия приходился только 1% их бюджета,
к 1914 г. этот показатель составил более
8%.
Появились новые формы
экономической помощи населению: организация
агрономической и ветеринарной службы,
касс мелкого кредита, распространение
улучшенных орудий обработки земли и сельскохозяйственной
литературы, появление случных пунктов,
открытие различных выставок и т.д. Все
эти вместе взятые экономические мероприятия
земство выдвигало в число его приоритетных
задач.
Культурно-просветительская деятельность пензенского земства.
Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства включала в себя создание и развитие земской школы, а также просветительскую и благотворительную работу среди населения.
Сельская российская школа прошла длительный этап своего развития и была связана с деятельность местных органов самоуправления, какими являлись в дореволюционной России земства.
Законодательная база, определяющая права и обязанности земств в сфере народного образования, была представлена «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. и «Положением о начальных училищах» 1864 г., согласно которым земства ограничивались только заботой о хозяйственных нуждах школ и могли иметь своих представителей в уездных и губернских училищных советах, заведовавших всей учебной частью народных училищ. «Положением о начальных народных училищах» 1864 г. земствам было предоставлено право открытия и содержания начальных школ.
Однако земские учреждения в Пензенской губернии, как и во всей России, еще до выхода Положения 1864 г. стали учреждать свои школы. Поэтому появление нового типа народных школ – земских школ необходимо отнести ко второй половине 60-х годов XIX в. Само наименование этот тип школы получил по источнику их финансирования – за счет средств земства.
Слабая разработанность законодательной
базы народного образования заставляла
местные земские учреждения в вопросах
открытия народных школ вырабатывать
свои нормативные документы, регламентирующие
права и обязанности местных органов самоуправления
и сельских обществ. Разработка нормативной
базы земской школы в Пензенской губернии
была завершена в 1873 г. Тогда губернское
земское собрание определило обязанности
губернского и уездных земств в отношении
открытия и содержания деятельности народных
школ и сельских обществ. В обязанности
первых отходило финансирование постройки
школьных зданий, выплата жалования учителю,
снабжение школ книгами и учебными пособиями.
На сельские общества возлагалось строительство
училищ, их отопление и ремонт, обеспечение
мебелью, наем сторожа. Поэтому земские
школы открывались и существовали на совместные
средства земствам сельских обществ.
В
начале 70-х годов губернское земское собрание
для облегчения сельским обществам строительства
училищных зданий приняло решение отпускать
из свободных земских сумм под ответственность
уездных земских собраний денежные ссуды.
Для этого требовались общественный приговор
крестьян и ходатайство их перед училищным
советом, а также поручительство уездного
земства.
По
данным уездных училищных советов в 1865
г. в Пензенской губернии насчитывалось
218 начальных народных училищ, в которых
обучалось 7128 учеников. Если учесть,
что население губернии составляло свыше
1,2 млн. человек, то школьным образованием
было охвачено только 0,7 процента населения,
или тринадцатая часть детей школьного
возраста. Однако начальные училища во
многих случаях существовали только на
бумаге. Занятия в них проводились от случая
к случаю. Сам процесс обучения характеризовался
отсутствием единства содержания. Занятия
в таких школах проводили учителя, не имеющие
педагогической подготовки – священники,
волостные писаря, отставные солдаты и
т.д.
Земские органы местного самоуправления в сложившейся ситуации пришли к выводу о необходимости создания своих собственных школ. Имеющиеся церковно-приходские школы не удовлетворяли возросшие потребности населения в образовании, влачил жалкое существование и не располагали достаточными средствами для постановки дела начального образования.
Земства в начальный период своего существования,
когда проходил этап их организационного
оформления и становления, не располагали
достаточными средствами для открытия
собственных школ. В первые три года совей
деятельности они почти не выделяли средств
для этого. Впоследствии земские средства
для школ росли. Однако темпы роста расходов
у земств не опережали темпы роста названных
расходов у земств, но не опережали темпы
роста общих расходов на образование.
Это являлось особенностью Пензенской
губернии.
Наибольшая
интенсивность открытия земских школ
наблюдается в
70-е годы. В дальнейшем идет замедление темпов роста, которое продолжалось вплоть до начала XX в. И объяснялось реакционной политикой царского самодержавия в отношении народного образования, когда приоритет в указанной сфере был отдан церковно-приходским школам. После 1910 г. в губернии наблюдался резкий рост земских школ в связи с принятием земствами курса на ведение всеобщего начального образования.
Земская школа в Пензенской губернии прошла длительный путь своего становления и развития. Основными тенденциями этого процесса стали количественный рост начальных народных школ, ежегодное увеличение числа обучающихся, переход к реализации плана всеобщего начального обучения детей. Нерешенным вопросом развития школ в Пензенской губернии оставался вопрос качества народного образования. Основными трудностями на этом пути были постоянная нехватка финансовых средств, слабая материальная база школ, непонимание крестьянами важности народного просвещения, непоследовательная политика правительства в данной области. Этим были вызваны многие противоречия в развитии земской школы на всем протяжении ее существования.
Земские органы местного самоуправления с момента возникновения в
1865 г. основное внимание
стали уделять подготовке