Период замедления темпов общественного развития (середина 50-90-х гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:19, доклад

Описание работы

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев.
Этот период называют временем застоя - временем упущенных возможностей (отмечен процессом замедления темпов общественного развития). Время, начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно- политической системы. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Файлы: 1 файл

ПЕРИОД ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(СЕРЕДИНА 50-90-Х ГГ.).doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство  страны возглавлял Л.И.Брежнев.

Этот период называют временем застоя - временем упущенных возможностей (отмечен процессом замедления темпов общественного развития).

Время, начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно- политической системы.

В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

 

 

Экономическая предпосылка

 

Для поддержания  положения лидера Советский Союз должен был:

1) укреплять экономические, военные  и иные связи с союзниками;

2) расширять число стран, поддерживающих  Советский Союз, за счет государств  так называемого третьего мира  и национально-освободительных движений;

3) ослаблять положение своих противников, противостоять их намерениям уничтожить Советский Союз, расчленить его и пр.

 

Укреплялись международные союзы  типа Варшавского Договора и СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), заключались двусторонние соглашения.

 

Военный союз все более и более  крепился экономическими связями. В рамках СЭВ в 1971 г. была принята долговременная комплексная программа экономической интеграции. В процессе реализации отдельных целевых программ Советский Союз заключил к началу 80-х гг. около 120 многосторонних и свыше тысячи двусторонних соглашений. Интеграция экономики отразилась на координации пятилетних планов развития народного хозяйства страны.

 

В 1964 году Хрущев распорядился начать подготовку нового проекта конституции.

 

После смещения Хрущева во главе  страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью, вместо нее стали бурно создаваться министерства.

 

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы.

 

Ключевое место в отношениях СССР с социалистическими странами занимало экономическое и культурное сотрудничество. Оно преследовало цель повышения экономического потенциала и улучшения материального благосостояния и культурного уровня жизни населения этих стран. Эти отношения носили многоплановый, разнообразный характер. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную области.

 

В апреле 1961 г. Был выведен на орбиту советский космический корабль с первым в истории человечества космонавтом - Юрием Гагариным. 

 

 

 

 

 

 

Социальная предпосылка

 

В Конституции СССР 1977 г. говорилось о советском государстве как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

 

В Конституции была представлена политическая система СССР (государство Советы, общественные организации, трудовые коллективы) как единый механизм осуществления  народовластия под руководством Коммунистической партии, являющейся ядром этой системы.

 

Конституция СССР 1977 г. существенно расширяла совокупность прав и свобод граждан.

К ранее установленным  правам теперь добавлялись 

право на охрану здоровья,

право на жилище,

право на пользование достояниями  культуры,

право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, критиковать недостатки в их работе.

 

Особенно важно отметить, что  в Конституции СССР 1977 г. впервые  в советском конституционном  законодательстве предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суд (ст. 58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизма осуществления этого права, что, конечно, не могло не отражаться на реальности этого конституционного права граждан.

 

Более развернутую трактовку получили в Конституции СССР 1977 г. обязанности граждан.

 

Основными были обязанности граждан:

- соблюдать Конституцию и законы,

- добросовестно трудиться и блюсти дисциплину труда,

- оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества,

- укреплять дружбу наций и народностей страны,

- беречь социалистическую собственность,

- бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка,

- оберегать природу и памятники культуры.

 

Конституция устанавливала обязанность с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, защищать социалистическое Отечество, содействовать укреплению дружбы и сотрудничества между народами.

 

 

Политическая  предпосылка

 

Важнейшим элементом этого проходившего в масштабе всей планеты противостояния являлась "холодная война", которую США вели против СССР.

 

Такое положение предопределяло ведущее  направление внешней политики Советского Союза - постоянное стремление к сохранению мира, ослаблению международной напряженности. Основополагающим принципом внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем. Этот принцип получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г. (ст. 28).

 

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло.

Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум Верховного Совета СССР своим Указом восстановил единые Советы.

 

В 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения.

 

В том же году важнейшие вузы страны были вновь переданы в ведение  Министерства высшего и среднего специального образования СССР

 

Централизация коснулась также  органов охраны общественного порядка  и юстиции.

В 1966 г. было создано союзно-республиканское  Министерство охраны общественного  порядка. Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции.

В 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР

 

В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.

В Основах закреплялась обязательность всеобщего среднего образования, регламентировались общие принципы организации высшего  образования.

 

Итоги развития организации государственного единства были подведены Конституцией СССР 1977 г. и созданными на ее базе конституциями союзных и автономных республик. 

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые  необходимые предпосылки для  совершенствования хода общественного  развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось.

На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

 

Специальный раздел Конституции СССР 1977 г. посвящен Советам народных депутатов  и порядку их избрания.

За ним следуют разделы, определяющие систему органов государственной  власти и управления, а также основы построения республиканских и местных государственных органов.

Далее следовал раздел о правосудии, арбитраже и прокурорском надзоре.

 

Как и в Конституции СССР 1936 г., в новой Конституции в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов.

 

Впервые в истории советских  Конституций в Основном Законе 1977 г. прямо закреплялся принцип  социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц (ст. 4).

 

Вскоре после принятия Конституции  СССР в 1978 г. были приняты новые Основные Законы союзных и автономных республик, которые соответствовали Конституции  СССР и учитывали особенности республик.

Конституция РСФСР была принята Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1978 г.

 

Статья 70 Конституции Союза ССР  характеризует наиболее общие черты  конструкции государства. Закон  выделяет основную цель федерации —  разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народностей и наций. Вместе с тем, говоря о союзных республиках, он отмечает их советский и социалистический характер, но не называет национальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей, ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова мононациональной. Названная статья, да и вся Конституция, подчеркивает равноправие союзных республик.

 

Статья 73 Основного закона СССР дает перечень прав Союза. К компетенции  Союза относились, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство вооруженными силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отношений союзных республике иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР Конституция Союза ССР содержала специальную главу (гл. 9), посвященную правовому положению союзных республик. В ней, в частности, отмечалось, что все союзные республики имеют свои конституции. Статьей 77 Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик.

 

Сохранялся прежний порядок, при  котором территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства  иногда возникала потребность в  изменении границы той или  иной союзной республики, с тем чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с политическими. Вопросы эти решались обычно без всяких осложнений.

 

В новой Конституции сохранилось  положение, установленное еще во время Великой Отечественной  войны, по которому союзные республики имели право внешних сношений.

 

Основной закон Союза и большинство  конституций республик умалчивают о государственном языке, исходя из старых ленинских представлений  по этому вопросу. Вместе с тем  закавказские республики решили проблему по-своему. Они установили, что язык титульной нации является государственным языком. Одновременно предусматривалась свобода пользования другими языками.

 

В Конституции 1977 г. партии посвящена  специальная статья 6. Партия объявляется  «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

 

В середине 60-х годов была начата работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:

* основы законодательства СССР  и союзных республик и общесоюзные  законы;

* республиканские кодексы и  законы в соответствии с общесоюзными;

* хронологические собрания законодательства  и систематические собрания действующего законодательства.

 

В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик  о браке и семье.

 

В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.

 

В июле 1969 г.

- Основы исправительно-трудового  законодательства

- Положение о предварительном заключении под стражу.

 

В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников  принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден  ЦК КПСС и СМ СССР.

 

В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР  и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было).

 

В 1969 г. приняты  Основы законодательства СССР и союзных  республик о здравоохранении; о  народном образовании.

 

В декабре 1970 г. были приняты Основы водного  законодательства.

 

В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.

 

В 1976 году был  принят Закон об охране и использовании  памятников истории и культуры.

 

Информация о работе Период замедления темпов общественного развития (середина 50-90-х гг.)