Период замедления темпов общественного развития (середина 50-90-х гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:19, доклад

Описание работы

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев.
Этот период называют временем застоя - временем упущенных возможностей (отмечен процессом замедления темпов общественного развития). Время, начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно- политической системы. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Файлы: 1 файл

ПЕРИОД ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(СЕРЕДИНА 50-90-Х ГГ.).doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Общая часть республиканских кодексов во многом воспроизводила Основы, однако в ряде случаев детализировали и  развивали их. При этом степень  конкретизации оказывалась различной. Больше всего она наблюдалась в УК Грузии и УК Эстонии. Сказалось влияние научных школ и правовых традиций.

 

В УК РСФСР как и в другие республиканские  УК, были внесены нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших малозначительные преступления или преступления, не представлявшие большой общественной опасности, с передачей их в товарищеские суды или на поруки в трудовые коллективы.

 

Наиболее серьезными изменениями  Основ в конце 1960-х и начале 1970-х годов стали нормы об особо опасном рецидивизме (ст. 241 Основ) и о тяжких преступлениях (ст. 71). Криминальный рецидивизм давно был реальностью, норма о рецидивистах в законодательстве отсутствовала. Классификация преступлений, потребность в которой существовала давно, только началась введением ст. 71 «Понятие тяжкого преступления». Но институт классификации преступлений по характеру и степени их общественной опасности не получил тогда полного завершения.

 

Наиболее серьезные новеллы  в Основы последовали в связи  с обсуждением и принятием Конституции СССР 1977 г.

Так, 8 февраля 1977 г. Основы уголовного законодательства пополнились новыми гуманными институтами:

условным осуждением с обязательным привлечением к труду (ст. 232),

отсрочкой исполнения приговора (ст. 391),

условным освобождением из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 442). Условное осуждение с обязательным привлечением к труду распространялось на трудоспособных лиц, которые совершили преступление впервые, и за которое суд назначал наказание не более трех лет лишения свободы (за неосторожные преступления — до пяти лет).

Осужденные содержались в условиях, близких к свободным, работали в  трудовых коллективах на общих основаниях, жили в общежитиях с несколько  более строгим против обычных  общежитий режимом.

 

Таким же неизвестным прежнему законодательству стал институт отсрочки исполнения приговора.

Она применялась к впервые осужденным к лишению свободы на срок не более  трех лет. С учетом характера и  степени общественной опасности  содеянного, личности виновного, других обстоятельств дела, а также возможности исправления лица без изоляции от общества суд был вправе отсрочить исполнение приговора на срок от одного года до двух лет. При этом суд мог обязать осужденного к определенному поведению, рассчитанному на его вовлечение в труд и учебу, устранить причиненный вред и др.

Первоначально эта мера применялась  только к несовершеннолетним. Практика показала ее эффективность: имел место  низкий уровень рецидива. И законодатель распространил отсрочку исполнения приговора на всех осужденных.

 

Гуманную направленность имела  норма об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

На основании ст. 442 Основ к  совершеннолетним трудоспособным лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в колониях-поселениях, если дальнейшее исправление таких лиц было возможным без изоляции их от общества, при условии осуществления за ними надзора суд мог применить такое условное освобождение.

Освобожденный поселялся в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров. Вместе с тем следует отметить, что серьезно повлиять на тяжкую преступность того времени эти меры не могли.

 

ст. 160 Конституции. Текст этой статьи вошел полностью в ч. II ст. 3 Основ уголовного законодательства: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом».

 

Расширяются виды освобождения от уголовной  ответственности:

1) утрата лицом или деянием  общественной опасности; 

2) освобождение с привлечением  лица к административной ответственности; 

3) освобождение с передачей дела  в товарищеский суд; 

4) освобождение несовершеннолетнего с передачей дела в комиссию по делам несовершеннолетних;

5) освобождение лица с передачей  его на поруки трудовому коллективу.

 

Основания освобождения:

совершение преступления, не представляющего  большой общественной опасности, с  санкцией до одного года (при передаче в товарищеский суд, замене наказания административными санкциями, общественном поручительстве).

 

Уголовно-процессуальное право 

 

Дальнейшее развитие в уголовном  процессе получило право обвиняемого  на защиту: защитник теперь мог участвовать  в уголовном деле с момента  объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу.

Все чаще стали предусматриваться  случаи, когда защитник принимает  участие в деле с момента предъявления обвинения.

Назревали предпосылки к тому, что должно быть установлено общее правило, когда защитник мог участвовать в уголовном деле с момента предъявления обвинения или после ареста подозреваемого.

 

Исправительно-трудовое право 

 

11 июля 1969 г. были приняты Основы  исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

Они явились законодательной базой  при подготовке соответствующих  кодексов в союзных республиках.

18 декабря 1970 г. Верховный Совет  РСФСР утвердил новый Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР введенный в действие с 1 июня 1971 г.

 

Новое законодательство имело своей  задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы  оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло и перевоспитывало осужденных в  духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений.

 

В качестве основных средств исправления  и перевоспитания осужденных исправительно-трудовое законодательство предусматривало строгий и справедливый режим отбывания наказания, обязательный общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.

 

ВЫВОД

 

Развитие государства характеризуется  контрреформами. И в организации государственного единства, и в государственном механизме происходят изменения, направленные на то, чтобы отменить хрущевские реформы. Однако в дальнейшем, в 70-е гг., особых преобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которые вытекали из принятия новой Конституции.

Что касается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в форме права происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеем кодификации, создаются в массовом порядке Основы конкретных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе. Жизнь требовала изменений, реформ, совершенствования социалистической системы государства и права, но история пошла по другому пути.


Информация о работе Период замедления темпов общественного развития (середина 50-90-х гг.)