Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа
Интерес к данной теме можно сравнить с интересом к истории, в общем. В чем же он проявляется? В том, что живя во времена, когда научная фантастика антиутопистов начала двадцатого века, стремительно проникает со страниц романов в наш мир. Когда подобному дивному новому миру из романа Олдоса Хаксли, в нашем мире истина теряется в общем информационном шуме, история начинает обрастать мнениями, фальсификациями, политической ложью, доктринами. Новый период, меняя старый искажает его историю в оправдание своих действий. Из за этого все сложнее и сложнее объективно оценивать те или другие исторические события. После гибели Советского союза герои перестали называться героями, былые победы уже не победы и еще чуть-чуть и кажется уже и добро не будет добром и любовь не любовью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.Основы учения о Конституции
1.1.Форма конституций……………....................................................................5
1.2.Функции Конституции……………………………………………………...8
1.3.Юридические свойства Конституции…………………………………….9
Глава II.Предпосылки принятия Конституции СССР 1924 года
2.1.Процесс образования СССР………………………………………………11
2.2.Общественно политический строй Советского государства 1918-1924 г.г………………………………………………………………………………….20
2.3.Положение СССР на международной арене до принятия конституции……………………………………………………………………..23
Глава Ш.Содержание и историческое значение первой Конституции СССР
3.1.Содержание Конституции СССР(Общие положения)………………...26
3.2.Роль Конституции 1924 г. в развитии Советского государства……...30
Заключение………………………………………………………………….......32
Список использованных источников……
Преамбула Конституции 1924 года выглядит так:
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских 263Социалистических Республик, торжественно провозглашая
незыблемость основ Советской власти, во исполнение постановления
I съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик,
а также на основании Договора об образовании Союза Советских
Социалистических Республик, принятого на I съезде Советов Союза
Советских Социалистических Республик в городе Москве 30 декабря
1922 года, и принимая во внимание поправки и изменения,
предложенные центральными исполнительными комитетами союзных
республик, постановляет: Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.
Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующую
суверенные права Союзных республик. Сама конструкция разграничения права Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного закона (Конституции СССР 1924 г.) гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно». Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделиться
от Союза. Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территорий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа
интернационализма. Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Светского Союза (ст. 7 Конституции). С одной стороны, это означает, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики как дома – он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находится за границей, то за его спиной стоит не только авторитет своей республики, может быть, небольшого государства,но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина.
Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченности
суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи
разграничения суверенных прав Союза и республик, из гармонического
сочетания. Система государственных органов, предусмотренная Основным Законом Союза, тоже исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При этом следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании
высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик.
Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст. 5), ибо конституция – необходимый атрибут современного государства, тем более – суверенного. Вместе с тем основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза.
Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.
Совершенствование основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых основных законов, поскольку жизнь ушла вперед и следовательно разрабатывать законодательство не только в связи с образованием СССР, но и в целях развития базиса, общественного строя, на основе накопления опыта государственного строительства, изменений в организации государственного единства республик и др.
Первой
приняла свою новую
Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том же году издала новую Конституцию РСФСР. В 1927 г. была принята новая Конституция БССР. Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила свою Конституцию УССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основного закона в 1924 г., а потом уже окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов.
По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили:
1) внешние сношения и торговля;
2) решения по вопросам войны и мира;
3) организация
и руководство вооруженными
4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;
5) разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
3.2.Роль Конституции 1924 г. в развитии Советского государства.
Объединение советских республик
было закономерным явлением. Большевистский
режим сформировался как
Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающих его с конституциями республик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской. Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз, подобно двум названным республикам, был конструирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз, подобно двум названным республикам, был конструирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР - как союзное государство.22
Конституция СССР наряду с Декларацией и Договором об Образовании СССР имела большое международное значение для существования молодого Советского государства. Она юридически закрепила законность существования СССР. Объединив Союзные республики в одно государство руководство РСФСР вернуло России могущество Российской Империи на международной арене, заставило с ним считаться. Но самое важное на тот момент то что она повысило авторитет государства, что после гражданской войны и интервенции, в условиях голода и разрухи, было необходимо. Необходимо было наращивать экономические связи с вчерашними противниками из капиталистического мира. И наше государство с этим справилось.
Заключение.
Юридическое завершение процесса создания и оформления СССР произошло на Втором съезде Советов СССР, когда 31 декабря 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Она зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправие союзных республик и их суверенитет, гарантировала им право выхода из состава союзного государства. Разумеется, руководство партии большевиков не предполагало, что какая – либо из республик на деле воспользуется этим правом. Одержав победу в Гражданской войне и создав на большей части территории бывшей Российской империи единое государство, советское правительство столкнулось с крайне сложными проблемами. Прежде всего с необходимостью налаживания нормальных взаимоотношений с зарубежными странами. Правители стран Запада не были уверены в прочности советской власти. Тем не менее скоро руководству СССР удалось это исправить, в том числе и путем создания и юридического закрепления Союза Советских Социалистических Республик. Первая союзная Конституция, принятая в 1924г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.
Список использованных источников.
Книги:
Электронные источники.
1 В.Гюго, Девяносто третий год, изд. Издательство художественной литературы, М. 1963, стр. 377.
3 Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) зарубежных стран? учебник в 4 томах. Т.1. Ответ. за ред. Б.Д. Страшун. – М. Издательство БЕК, 1993, c. 246 .
4 http://www.grandars.ru/
5 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Сашко, 2000 г. с.7.
6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55ти томах. М.:Издательство политической литературы.: Т. 37. – с. 21.
7
И.И.Долуцкий,“Образование СССР” - http://cccp.narod.ru/work/