Первое десятилетие Государственной школы национального достояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:15, доклад

Описание работы

Государственная школа - инстиутут национального достояния - ВУЗ для специалистов по сохранению историко-кульутурного наследия. Рассмотрены учебные программы и особенности этого образовательного цикла. Задачи и проблемы подготовки специалистов - руководителей междисциплинарных проектов. Опубликовано в "Отечественных архивах"

Файлы: 1 файл

ENParticle.doc

— 118.26 Кб (Скачать файл)

Первое десятилетие Государственной школы национального достояния.

 

16 мая 1990 года декретом   в Париже была создана Государственная школа национального достояния (École nationale du patrimoine) - 1учебный центр Министерства культуры для подготовки по конкурсному набору и переподготовки специалистов высшей категории по специальностям: археология, архивное и музейное дело, памятники истории и архитектуры, государственное краеведение, и старопечатная книга.

2О необходимости создания учебного заведения для всех специалистов, занятых сохранением свидетельств прошлого, говорилось еще в первом номере Бюллетеня Общей ассоциации хранителей за 1961 год, и даже название - «Школа национального достояния» предлагалось уже тогда…Тогда многие, неравнодушные к наследию прошлого заметили, что историки искусств, занимавшие должности хранителей музеев и историки явлений и идей, работавшие в архивах не всегда могли найти общий язык между собой и с архитекторами - хранителями шедевров зодчества или с этнографами.

С XIX века узкая университетская специализация французских чиновников преодолевается в процессе их подготовки в Высших прикладных школах в соответствии с их будущей должностью. Благодаря прекрасному преподавательскому составу многие из этих школ стали школами направлений научной мысли и постепенно оставили в стороне само ремесло инженера, офицера, историка. Глава 2 исп Вопрос о том, что такое Сен-Сир - Высшая школа или небольшой университет можно поставить и в отношении нынешней Школы хартий. В период ее возникновения считалось, что архивист или библиотекарь --это, прежде всего, эрудит, знаток истории и специальных исторических дисциплин. С тех пор представление о профессии архивиста изменилось, но Школа хартий по - прежнему готовит историков - исследователей, археографов, источниковедов; ее учебная программа, на наш взгляд, мало чем отличается от программы первых трех курсов Историко - архивного института РГГУ. Причем подобная ситуация характерна не только для архивного образования. Созданная при ЛувреСдо Высшая школа выпускает специалистов по теории и истории искусства. И те и другие способны отобрать интересные экземпляры для выставки, издания сборника или каталога, организацию которых им придется осваивать с нуля. Археолог, выпускник университета, прекрасно знающий первобытную и древнюю историю далеко не всегда способен справиться со сложными юридическими проблемами, возникающими в ходе раскопок. Теоретические знания, полученные в университетах и Высших школах «первого поколения», таких как Школа хартий и Школа при Лувре, далеко не всегда выдерживали проверку практикой. Всем ученым, занятым на государственной службе сохранением национального достояния, не хватало, в сущности, одного и того же: умения адаптироваться к быстро меняющейся профессиональной, управленческой, экономической ситуации.

Кроме того, с начала шестидесятых годов непрерывно расширяется перечень остатков прошлого, являющихся «национальным достоянием» и это делает абсолютно необходимым междисциплинарный диалог его хранителей.

Решение этих сложных проблем было найдено в рамках традиционной для Франции образовательной модели. «Второе поколение» Высших школ, таких как Государственная административная школа(ENA) или Государственная школа библиотекарей(ENB), вновь поставило ремесло в центр внимания чиновников - специалистов категории «А» (высшей). Создание этих школ свидетельствует о том, что сегодня французский чиновник должен быть не только ученым, но и управленцем. В 1987 году была создается отдел Высшей школы искусств при Лувре, который позже станет Государственной школой национального достояния. Уже тогда здесь по единой программе обучались хранители музеев, памятников истории и архитектуры, археологи и специалисты по общему инвентарю.

Произошедшая в 1990 году реформа статуса хранителей национального достояния и их объединение в единый корпус привели к созданию на базе этого отдела самостоятельного учебного заведения - Государственной школы национального достояния. Согласно декрету, Школа - «государственное учебное заведение для лиц, избравших профессии, связанные с сохранением национального достояния». Школа готовит чиновников - специалистов по сохранению остатков прошлого для центральных и местных государственных учреждений Франции, она может принимать на обучение французских и иностраных стажеров соответствующих специальностей. Декрет не содержит списка специальностей. Директор Школы назначается декретом по предложению министра Культуры на двухлетний срок с возможностью продления.

Chapitre2 Первые десять лет Школу возглавлял Жан-Пьер Бади, выпускник Высшей административной школы, советник Счетной палаты, занимавший до прихода в Школу ключевой в министерстве Культуры пост Директора Управления архитектуры, археологии и национального достояния(DAPA). Замечательный управленец, всегда вникающий в тонкости порученного ему дела и неравнодушный к проблемам сохранения шедевров прошлого человек, господин Бади, в силу особенностей своей карьеры и особого расположения к музеям, был скорее сторонником «узкого» понимания национального достояния в смысле шедевров пластических искусств. Это неудивительно, ведь именно с такими историческими источниками и работала ранее находившееся под его руководством Управление. Поражает иное: директор Школы, оказывавший все десять лет своего руководства решающее влияние на содержание курсов и учебный план, как нам представляется, постепенно принял более широкое понятие «национального достояния». Кроме того, он постоянно стермился повысить уровень курсов, читавшихся в Государственной школе национального достояния.

Как и в большинстве Высших прикладных школ образование здесь разделено на два блока: лекционные курсы и практика, которой придается решающее значение.

На первом курсе преподаются следующие дисциплины: управление финансами, экономика национального достояния, «национальное достояние и мультимедиа», «национальное достояние и культурно - просветительная деятельность», право национального культурного достояния, административное право и учреждения, а также иностранный язык. Причем, между вводной и основной частью курсов предусмотрена практика в региональных Управлениях культуры. Несмотря на различие предметов вышеназванных курсов все они подчинены двум основным задачам. Во- первых, научить будущих хранителей национального достояния самостоятельно решать правовые и финансовые проблемы, связанные с защитой и использованием остатков прошлого, разбираться для этого в деталях французской административной машины. Во-вторых, научить будущих хранителей национального достояния грамотно организовывать просветительскую деятельность вверенных им учреждений, дать им все необходимые для этого знания и навыки. Хочется отметить, что, на наш взгляд, Государственной школе национального достояния удалось снять знакомое всем противоречие между традиционным образованием историка - хранителя остатков прошлого и овладением новейшими информационными технологиями. Координатор курса «Национальное достояние и мультимедиа» Ж.-П. Дальбера построил его в соответствии с приоритетами утвержденного правительством плана «подготовки вхождения Франции в информационное общество»: оцифрование архивных, музейных, архитектурных и иных культурных богатств и обеспечение доступа к ним самой широкой публики. Организационные формы преподавания курсов - лекции, семинары и практикумы. Большинство семинарских занятий посвящено критическому разбору реальных управленческих ситуаций в связи с тематикой курсов. Практические занятия позволяют стажерам Школы, чаще всего, объединенным в группы, разработать собственные проекты решения юридической, архивоведческой или иной проблемы. Контроль знаний проводится в рамках семинаров и практикумов в форме сдаче письменной работы по избранной проблеме. Группа стажеров также может разработать проект издания журнала, организации выставки в традиционной форме или в Интернете. Результаты их работы выносятся на суд жюри, собранного из практикующих специалистов, лекторов и координаторов курса. Контроль знаний в этом случае представляет собой устный доклад по утвержденной преподавателем теме. Все эти работы могут выполнятся индивидуально или коллективно, в зависимости от специфики предмета, количества стажеров на курсе и утвержденной Учебным управлением формы контроля.

На втором курсе по-прежнему преподаются иностранные языки, а также управление персоналом, «строительство и оборудование знаний для национального достояния»(имеютя в виду архивы, музеи, выставочные центры). Основное место в учебном процессе второго года отведено базовому курсу «Принципы и методы обеспечения сохранности и реставрации». Знакомство будущих хранителей национального достояния не только с методами обеспечения сохранности, но и с основами реставрации вверенных им остатков прошлого (стажеры разбиваются на группы по специальности) позволяет им вести грамотный, продуктивный диалог с реставраторами. Немалый интерес этому уникальному курсу придала возможность обмена мнениями между будущими хранителями национального достояния и реставраторами - студентами Института подготовки реставраторов произвдений искусства, который с 1996 года является отделением Государственной школы национального достояния.

Важно отметить, насколько продуман в Государственной школе национального достояния подбор преподавателей. Лекции читают видные теоретики, авторы учебников и монографий по соответствующим дисциплинам, а семинары и практикумы доверены находящимся на постах хранителям национального достояния, или практикующим специалистам смежных областей.

Главной удачей организации учебного процесса в Школе мы безусловно считаем идею углубленного изучения предметов общих курсов в рамках каждой специализации. Стажеры, объединенные в группы в соответствии с их специальностью (архивное, музейное дело, археология, «общий инвентарь» и охрана памятников истории и архитектуры) углубляют свои знания по проблематике курса на материале того типа источников, с которыми они будут работать впоследствии. Осветим подробнее содержание «углубленных» курсов, прослушанных архивистами. В дополнение к общему курсу права специалисты из Технического отдела Управления архивов Франции провели лекции и семинары по архивному праву и осветили актуальные вопросы реформы архивного законадательства. На семинарах по управлению финансами архивистам было предложено прокомментировать, обосновать, а затем самостоятельно составить бюджет департаментского архива. В рамках курса «Национальное достояние и культурно-просветительская деятельность» архивисты учились составлять бюджет издания описи, каталога архивной выставки. Они также учились вести грамотный диалог с издателями и разбираться в достоинствах и недостатках существующей печатной продукции.

Приведем в качестве примера углубленную программу для архивистов курсе «Строительство и обустройство зданий для национального достояния» 2000 года. Группе стажеров-архивистов была предложена на критическое рассмотрение реконструкция здания департаментских архивов в Лавале (департамент Майенн) в1992 - 93 годах. Стажеры не только изучили документы конкурса архитектурных проектов, но и посетили здание архива, выяснили мнение работающих в нем специалистов о проведенной реконструкции. Результатом двухдневной командировки в г.Лаваль стал доклад - отчет, представленный группой на суд компетентного жюри.

В курсе «Принципы и методы обеспечения сохранности и реставрации» проводится особенно много занятий по специализациям. Эти лекции, семинары, посещения реставрационных мастерских объединены в «тематические» недели. Например, архивисты выпуска 1999-2000 годов провели неделю в НИИ обеспечения сохранности письменных документов, где их учили при помощи наблюдения и простейших тестов определять тип носителя и степень сохранности рукописных, фотографических, печатных документов.

У архивистов - стажеров Государственной школы национального достояния есть еще одна возможность повысить свою квалификацию - через участие на втором году обучения в Международном техническом архивном стаже при Управлении архивов Франции.

Актуализация содержания лекционных курсов, читаемых в Школе обеспечивает Центр документации. Это самостоятельное структурное подразделение Школы является справочно-информационным фондом, объединяющим библиотеку, коллекцию машинописных документов, медиатеку и коллекцию баз данных на различных носителях по теме «национальное культурное достояние во Франции и в мире». В конце первого десятилетия существования Школы время в Центре насчитывается 8 тысяч книг, 205 наименований французской и иностранной периодики и 80 лазерных дисков. Центр документации также представлен на сайте министерства Культуры Франции, а библиогрфическая база данных и поисковая система по документам Центра открыты для удаленного доступа. Возможность работы с документами Центра способствует наилучшему освоению курсов стажерами Школы.

Второй образовательный блок в программе этой Высшей прикладной школы - практика. Работе стажеров непосредственно по специальности отведено в учебном плане столько же времени, сколько и лекционным курсам - 8 месяцев. После месяца вводных лекций стажеры, казалось бы, только что открывшие двери Школы, отправляются на двухмесячную практику в Региональные управления культуры. В это время они не остаются в роли пассивных наблюдателей за работой управленческого механизма в который им, возможно, придется включиться. Помимо написания общего отчета о деятельности этого Управления, на стажера взложена разработка части какой- либо программы, анкеты, ведение дела, позволяющего проявить критические и аналитические способности. Результат этой работы, как правило промежуточный по отношению к проекту вцелом, становится приложением к отчету о практике.

Гораздо более длительную - пятимесячную практику проходят будущие хранители национального достояния в учреждениях, непосредственно работающих с остатками прошлого. Как правило археологи, специалисты по «общему инвентарю» и охране памятников истории и культуры проходят большую часть этого «стажа национального достояния» в соответствующих региональных службах, а будущие хранители музеев и архивов - в учреждениях их профиля.

Информация о работе Первое десятилетие Государственной школы национального достояния