Первые архитекторы Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:10, контрольная работа

Описание работы

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Трезини…………………………………………………………………….......5
2. Растрелли……………………………………………………………………….6
3. Кокоринов и Деламот………………………………………………………….8
4. Воронихин……………………………………………………………………...9
5. Захаров………………………………………………………………………...12
6. Росси…………………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа История Питера.docx

— 95.94 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский университет  управления и экономики

Новосибирский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «История и  культура Санкт-Петербурга»

Тема «Первые архитекторы  Санкт-Петербурга»

Студент 1 курса специальности  туризм

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка гр. Т 12

Жукова К.С.

Проверил:

Нелюбина Н.Л.

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Трезини…………………………………………………………………….......5

2. Растрелли……………………………………………………………………….6

3. Кокоринов и Деламот………………………………………………………….8

4. Воронихин……………………………………………………………………...9

5. Захаров………………………………………………………………………...12

6. Росси…………………………………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

Приложение………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре  Петербурга. Новая русская столица  была заложена в 1703 г. и строилась  необычайно быстро.

С архитектурной точки  зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный  город Европы, который целиком  возник в 18 веке. В облике его нашли  яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности  планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство  проявилось в создании законченных  ансамблей, в великолепной застройке  набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий  с самого начала представляло собой  одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую  красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью  архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для  разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный  французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд  очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен  в планировке улиц Васильевского  острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов  в его планировку Петербурга.

Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался  сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в  несколько видоизмененном и более  сдержанном по форме виде стиль западноевропейского  барокко; сказывалось и воздействие  голландской архитектуры. В той  или другой степени давало себя знать  и воздействие традиций древнерусской  архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие  русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Трезини

 

Когда летом 1703 года на берегах Невы закипела работа по строительству Санкт-Петербурга, во все концы страны воеводам был разослан строгий царский указ слать сюда работных людей, а всем российским посланникам в других странах велено было вербовать в Россию иноземных мастеров, ремесленников, строителей, архитекторов и направлять их в Санкт-Петербург. Зная крутой нрав Петра, все стремились выполнить его приказы как можно быстрее и лучше. Уже в апреле 1703 года русский посланник в Датском королевстве Андрей Измайлов принял на государственную службу и отправил в Россию целую группу иноземных мастеров-строителей, каменщиков, среди которых был архитектор и фортификатор Доменико Трезини.

 

Петропавловский собор

Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный  в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен  план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова  башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным  фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми  пропорциями и архитектурными формами  колокольни; продуман постепенный переход  от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта  в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах  Финского залива свою новую столицу.

 

Здание Двенадцати коллегий

В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини  — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет  двенадцать секций, каждая из которых  оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим  перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие  пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних  этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и  спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.

Большинству произведений Трезини  свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении  зданий. Это особенно заметно рядом  с декоративной пышностью и богатым  оформлением сооружений середины 18 столетия.

 

2. Растрелли

 

  В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.

Период расцвета архитектора  начался с постройки для императрицы  Елизаветы Петровны деревянного  летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). Затем последовали  многочисленные городские дворцы и  пригородные усадьбы, такие как  дворец Воронцова (1749—1752), Строгановский  дворец (1753 — 1754 годы). С 1747 по 1752 год  архитектор посвятил себя работе над  Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка  Екатерининского дворца в Царском  Селе (ныне — город Пушкин), дворец в Ропше.Две его наиболее известные  работы — это ансамбль Смольного  монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762).

С приходом к власти Екатерины II Растрелли должен был покинуть свой пост, так как Екатерина II предпочитала пришедший на смену барокко стиль  классицизм.

 

Ансамбль Петергофа

Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового  ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового  ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир  и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

Ансамбль Петергофа с  самого начала был задуман как  один из крупнейших в мире ансамблей  садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности  замысел объединил в одно неразрывное  целое Большой каскад и обрамляющие  его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и  возвышающимся над всем дворцом.

Следует отметить установку  в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть  льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная  перестройка Большого Петергофского  дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения  старого Петергофского дворца, характерную  для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно  усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно. Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.

В целом первые проекты  Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к  стилю петровского времени и  не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его  наиболее прославленных творениях  — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в  Петербурге.

 

Екатерининский  дворец

Приступив к созданию Екатерининского  дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело  включил уже имевшиеся дворцовые  сооружения архитекторов Квасова и  Чевакинского. Эти сравнительно небольшие  корпуса, сообщающиеся между собой  одноэтажными галлереями, Растрелли  объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей  высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.

Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли  по продольной оси. Предназначенные  для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную  красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки —  золото и белый цвет. Обильная золотая  резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют  — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных  приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей

 

Зимний дворец

В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой  будущего ансамбля Дворцовой площади.

Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий  на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной  пластической акцентировкой центральной  части (где находится парадный въезд  во двор). Наоборот, фасад Зимнего  дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов  и колоннады, благодаря чему лучше  воспринимается протяженность здания.

 

3. Кокоринов и Деламот

 

Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских  архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный  современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который  до наших дней дошел измененным и  перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям  середины 18 в., возводимым Растрелли  и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль  русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.

Примерно с 1760 г. началась многолетняя совместная работа Кокоринова с приехавшим в Россию Валленом Деламотом (1729—1800). Родом из Франции, Деламот  происходил из семьи известных архитекторов Блонделей. С именем Валлена Деламота связаны такие значительные сооружения Петербурга, как Большой гостиный двор (1761 — 1785), план которого был разработан еще Растрелли, и Малый Эрмитаж (1764—1767). Тонкой гармонии архитектурных форм, торжественно-величавой простоты исполнено сооружение Деламота, известное под названием Новая Голландия — здание адмиралтейских складов, где особенное внимание привлекает перекинутая через канал арка из простого темно-красного кирпича с декоративным применением белого камня.

 

Академия художеств

Валлен Деламот участвовал в создании одного из своеобразнейших  сооружений 18 в. — Академии художеств  в Петербурге (1764—1788). Строгое, монументальное здание Академии, выстроенное на Васильевском острове, приобрело важное значение в городском ансамбле. Величаво и  спокойно решен главный фасад, выходящий  на Неву. Общий замысел этой постройки  свидетельствует о преобладании стиля раннего классицизма над  элементами барокко.

Всего более разителен  план этого сооружения, который в  основном, видимо, был разработан Кокориновым. За внешне спокойными фасадами здания, занимающего целый городской  квартал, скрывается сложнейшая внутренняя система учебных, жилых и подсобных  помещений, лестниц и коридоров, дворов и переходов. Особенно примечательна  планировка внутренних дворов Академии, включавшая один огромный круглый двор в центре и четыре дворика меньших  размеров, имеющих в плане форму  прямоугольника, в каждом из которых  закруглены два угла.

Информация о работе Первые архитекторы Санкт-Петербурга