Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:10, контрольная работа
С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Трезини…………………………………………………………………….......5
2. Растрелли……………………………………………………………………….6
3. Кокоринов и Деламот………………………………………………………….8
4. Воронихин……………………………………………………………………...9
5. Захаров………………………………………………………………………...12
6. Росси…………………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение………………………………………………………………………19
Санкт-Петербургский
Новосибирский филиал
Контрольная работа
по дисциплине «История и культура Санкт-Петербурга»
Тема «Первые архитекторы Санкт-Петербурга»
Студент 1 курса специальности туризм
Выполнил:
Студентка гр. Т 12
Жукова К.С.
Проверил:
Нелюбина Н.Л.
доцент
Новосибирск 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Трезини……………………………………………………………
2. Растрелли………………………………………………………
3. Кокоринов и Деламот………………………………………………………….
4. Воронихин………………………………………………………
5. Захаров……………………………………………………………
6. Росси…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.
С архитектурной точки
зрения Петербург представляет особый
интерес. Это единственный столичный
город Европы, который целиком
возник в 18 веке. В облике его нашли
яркое отражение не только своеобразные
направления, стили и индивидуальные
дарования архитекторов 18 столетия,
но и прогрессивные принципы градостроительного
мастерства того времени, в частности
планировки. Помимо блестяще решенной
«трехлучевой» планировки центра Петербурга
высокое градостроительное
Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.
Определение архитектурного
стиля первой половины 18 в. вызывает
обычно немало споров среди исследователей
русского искусства. И действительно,
стиль первых десятилетии 18 в. складывался
сложно и зачастую очень противоречиво.
В его формировании участвовал в
несколько видоизмененном и более
сдержанном по форме виде стиль западноевропейского
барокко; сказывалось и воздействие
голландской архитектуры. В той
или другой степени давало себя знать
и воздействие традиций древнерусской
архитектуры. Отличительной чертой
многих первых построек Петербурга была
суровая утилитарность и
1. Трезини
Когда летом 1703 года на берегах Невы закипела работа по строительству Санкт-Петербурга, во все концы страны воеводам был разослан строгий царский указ слать сюда работных людей, а всем российским посланникам в других странах велено было вербовать в Россию иноземных мастеров, ремесленников, строителей, архитекторов и направлять их в Санкт-Петербург. Зная крутой нрав Петра, все стремились выполнить его приказы как можно быстрее и лучше. Уже в апреле 1703 года русский посланник в Датском королевстве Андрей Измайлов принял на государственную службу и отправил в Россию целую группу иноземных мастеров-строителей, каменщиков, среди которых был архитектор и фортификатор Доменико Трезини.
Петропавловский собор
Лучшим и наиболее значительным
творением Трезини является знаменитый
Петропавловский собор, построенный
в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен
план трехнефной базилики. Самая примечательная
часть собора — его устремленная
вверх колокольня. Так же как Меншикова
башня Зарудного в своем
Здание Двенадцати коллегий
В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.
Большинству произведений Трезини
свойственны сдержанность и даже
строгость в архитектурном
2. Растрелли
В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.
Период расцвета архитектора
начался с постройки для
С приходом к власти Екатерины II Растрелли должен был покинуть свой пост, так как Екатерина II предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм.
Ансамбль Петергофа
Большое значение имела деятельность
Растрелли по перестройке дворцово-
Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.
Следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.
В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно. Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.
В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.
Екатерининский дворец
Приступив к созданию Екатерининского
дворца (1752—1756), Растрелли не возводил
его целиком заново. В композицию
своего грандиозного здания он умело
включил уже имевшиеся
Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей
Зимний дворец
В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.
Учитывая местоположение
Зимнего дворца, Растрелли различно
решил фасады здания. Так, фасад, выходящий
на юг, на образовавшуюся впоследствии
Дворцовую площадь, решен с сильной
пластической акцентировкой центральной
части (где находится парадный въезд
во двор). Наоборот, фасад Зимнего
дворца, обращенный к Неве, выдержан
в более спокойном ритме
3. Кокоринов и Деламот
Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.
Примерно с 1760 г. началась многолетняя совместная работа Кокоринова с приехавшим в Россию Валленом Деламотом (1729—1800). Родом из Франции, Деламот происходил из семьи известных архитекторов Блонделей. С именем Валлена Деламота связаны такие значительные сооружения Петербурга, как Большой гостиный двор (1761 — 1785), план которого был разработан еще Растрелли, и Малый Эрмитаж (1764—1767). Тонкой гармонии архитектурных форм, торжественно-величавой простоты исполнено сооружение Деламота, известное под названием Новая Голландия — здание адмиралтейских складов, где особенное внимание привлекает перекинутая через канал арка из простого темно-красного кирпича с декоративным применением белого камня.
Академия художеств
Валлен Деламот участвовал в создании одного из своеобразнейших сооружений 18 в. — Академии художеств в Петербурге (1764—1788). Строгое, монументальное здание Академии, выстроенное на Васильевском острове, приобрело важное значение в городском ансамбле. Величаво и спокойно решен главный фасад, выходящий на Неву. Общий замысел этой постройки свидетельствует о преобладании стиля раннего классицизма над элементами барокко.
Всего более разителен план этого сооружения, который в основном, видимо, был разработан Кокориновым. За внешне спокойными фасадами здания, занимающего целый городской квартал, скрывается сложнейшая внутренняя система учебных, жилых и подсобных помещений, лестниц и коридоров, дворов и переходов. Особенно примечательна планировка внутренних дворов Академии, включавшая один огромный круглый двор в центре и четыре дворика меньших размеров, имеющих в плане форму прямоугольника, в каждом из которых закруглены два угла.