Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:48, реферат
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением ресурсов и населения - массовый, универсальный вид транспорта, обладающий большими преимуществами. Всепогодное и круглогодичное функционирование в соединении с высокими скоростями движения создает огромную суточную и годовую провозную способность, что в сочетании с почти неограниченными резервами быстрого и сравнительно несложного ее поэтапного наращивания при небольших затратах средств, труда и времени сулит эффективность и в будущем. При низкой себестоимости железнодорожных перевозок и наименьших удельных затратах энергоресурсов это самый безопасный и экологически чистый вид транспорта.
Введение…………………………………………………………………………3
Первые исследования б удущей зоны БАМа…………………………………..4
Изыскания трассы……………………………………………………………….7
История строительства Байкало-Амурской магистрали……………………...11
БАМ и Транссиб…………………………………………………………………17
Вывод…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Первые исследования б удущей зоны БАМа…………………………………..4
Изыскания трассы………………………………………………………………
История строительства Байкало-Амурской магистрали……………………...11
БАМ и Транссиб……………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением ресурсов и населения - массовый, универсальный вид транспорта, обладающий большими преимуществами. Всепогодное и круглогодичное функционирование в соединении с высокими скоростями движения создает огромную суточную и годовую провозную способность, что в сочетании с почти неограниченными резервами быстрого и сравнительно несложного ее поэтапного наращивания при небольших затратах средств, труда и времени сулит эффективность и в будущем. При низкой себестоимости железнодорожных перевозок и наименьших удельных затратах энергоресурсов это самый безопасный и экологически чистый вид транспорта.
На фоне общего развития железнодорожного транспорта России (по итогам 1999 года рост по многим параметрам довольно существенный), есть структуры, незаслуженно оставленные без должного внимания. Речь, конечно же, идет о «стройке века» - Байкало-Амурской магистрали.
Необходимость
выработки концепции
В комплексном освоении природных богатств и развитии производительных сил дальневосточных регионов особое место принадлежит зоне Байкало-Амурской магистрали. Трасса БАМа вместе с ранее построенными железными дорогами Тайшет — Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань образует грандиозную железнодорожную магистраль протяженностью более 4000 км. Ее транспортно-экономическое влияние простирается на огромную территорию площадью около 1,5 млн. км2, протянувшуюся от Северного Прибайкалья до Нижнего Приамурья и Тихоокеанского побережья. Байкало-Амурская магистраль открывая путь к крупным минеральным, лесным и другим природным ресурсам, позволяет преобразовать обширный регион к востоку от Байкала и к северу от Транссибирской магистрали и улучшить внешнеэкономические связи России со странами Тихоокеанского бассейна.
Однако, несмотря на открытия сквозного движения по БАМу еще в 1984 г., за все годы «перестройки» и реформ масштабное освоение этой богатейшей и стратегически значимой территории так и не было начато. На сегодня доходы от эксплуатации магистрали покрывают лишь половину затрат по ее эксплуатации. Между тем, многочисленные неосвоенные месторождения минерального сырья в этом регионе являются громадным ресурсом, без вовлечения которого в хозяйственный оборот не мыслимо устойчивое развитие Урала, Сибири и Дальнего Востока. Доказательством тому являются факторы, положенные в основу создания БАМа.
Первые исследования будущей зоны БАМа
Научные экспедиции в районы Восточной Сибири стали направляться только со второй половины XVIII в. Первыми исследователями были естествоиспытатели (натуралисты), которых интересовали различные сведения о природе этих территорий. Наиболее значительными были путешествия И. Г. Гмелина от Иркутска до верховьев р. Лены и по ней до Якутска (1733— 1743 гг.), исследования академика Э. Г. Лаксмана в Забайкалье (1764—1794 гг.), П. И. Палласа (1770—1773 гг.) и И. Г. Грегори (1770—1774 гг.) в районе Байкала. В отчетах этих ученых приводятся краткие сведения о геологическом строении изученных территорий, наличии полезных ископаемых и состоянии горных промыслов.
Неоценимое значение для решения вопросов о судьбе Приамурья имели исследования и географические открытия Амурской экспедиции (1849—1855 гг.) под командованием выдающегося русского мореплавателя Г. И. Невельского. Исследованиями экспедиции была охвачена огромная территория, включающая бассейн Амура от устья до реки Уссури, истоки рек Уды, Бурей, Селемджи, южное побережье Охотского моря, берега Татарского пролива и остров Сахалин. В результате проведенных работ было доказано наличие морского пролива между материком и Сахалином и доступность Амура и Амурского лимана для морских кораблей, географически изучены и «положены на карту» юго-западное побережье Охотского моря, Амурский лиман и северная часть Татарского пролива, побережье Сахалина, долины Амура и его притоков, открыты месторождения каменного угля на Сахалине. Г. И. Невельской основал ряд населенных пунктов — Николаевский пост, Мариинск и др.
Во второй половине XIX в. началось интенсивное заселение земель в Забайкалье и Приамурье, стала развиваться добыча полезных ископаемых, особенно золота. В это время проводились довольно тщательные геологические и географические исследования Забайкалья, Якутии и Дальнего Востока. Они организовывались Горным департаментом, Географическим и Минералогическим обществами, Академией наук, Геологическим комитетом и другими центральными ведомствами и научными учреждениями.
В 1842 г. россыпи золота были обнаружены в бассейне р. Тунгира (приток Олёкмы), в 1843 г. — в Лено-Витимском районе. В эти же годы было открыто золото в Средне-Витимской горной стране и на Витимском плоскогорье (Баргузинская тайга). Сразу же там стали возникать прииски. Разработки золотоносных россыпей начались в бассейне р. Ципикан (1844 г.), по р. Витимкан (1845 г.), в верховьях р. Хомолхо (1846 г.). Открытия следовали одно за другим. В 1863 г. были обнаружены россыпи р. Бодайбо. К этому же времени относится начало изучения и освоения месторождений золота в Приамурье. В 1857— 1861 гг. П. Н. Аносовым золото было обнаружено в верховьях р. Зеи, в 1871—1872 гг. открыты россыпи в бассейнах Гилюя и Селемджи, в 1875 г. — в верховьях р. Нимана и т. д.
В 1851 г. в Иркутске было организовано Сибирское (позднее Восточно-Сибирское) отделение Русского географического общества. С этого времени крупные экспедиции посылались не только Академией наук, но и Географическим обществом и его отделениями. В 1849—1852 гг. Забайкальская экспедиция под руководством Н. X. Ахте проводила исследования на территории от Байкала до Станового хребта и севернее — до Верхоянского хребта. Горный инженер экспедиции Н. Г. Меглицкий в 1851 г. прошел из Якутска через Становой хребет до Удского острога. В последующие годы Н. Г. Меглицкий исследовал Прибайкалье и Забайкалье. В опубликованном им в 1893 г. полном отчете о результатах исследований в Сибири впервые высказана идея о существовании наиболее древней суши в пределах Байкальской горной области.
Ф. Б. Шмидт в 1860 г. исследовал Амур от Благовещенска до Николаевска, оттуда переправился на Сахалин, провел там исследования, а в 1862 г. прошел от Николаевска по Амгуни и Нимелену, перевалил Буреинский хребет и вышел в бассейн р. Буреи, по которой спустился до Амура. Ф. Б. Шмидт собрал богатейший геологический и ботанический материал. Он открыл Буреинский каменноугольный бассейн, собрал ископаемую юрскую флору в Амурской области.
В забайкальской части БАМа в шестидесятых — семидесятых годах XIX века проводили исследования знаменитые географы и геологи И. А. Лопатин, П. А. Кропоткин, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский, а с конца восьмидесятых годов — В. А. Обручев. Экспедиция И. А. Лопатина в 1865 г. исследовала бассейны рек Витима и Витимкана, собрала обширный материал по их орографии (рельефу), геологическому строению, современному оледенению, провела барометрические определения тамошних высот. П. А. Кропоткин в 1866 г. совершил трудное путешествие от реки Лены до Читы — через Патомское нагорье до Витима, далее через Делюн-Уранский и Северо-Муйский хребты, долину р. Муи, Южно-Муйский хребет и Витимское плоскогорье. П. А. Кропоткин впервые разработал сложную орографию этой горной страны, дал блестящее ее описание в работе «Об орографии Восточной Сибири», которая и сейчас не потеряла своего значения. Память о нем как об исследователе этих мест увековечена в названиях хребта в Патомском нагорье, поселка, откуда он начинал свое путешествие (бывший Тихоно-Задонский прииск), и горы в верховьях р. Олёкмы.
Из исследований А. Л. Чекановского, в течение восьми лет проводившего изучение огромной территории Сибири — от Предбайкалья до Крайнего Севера (бассейны Оленека и Яны), к району БАМа имеют непосредственное отношение исследования Байкальского хребта и составленная им схема орографии Прибайкалья.
Байкал и окружающие его хребты особенно привлекали И. Д. Черского — замечательного геолога и географа. Как и А. Л. Чекановский, он был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 г. и много лет отдал изучению Сибири. Им была составлена подробная геологическая карта береговой полосы Байкала. И. Д. Черский обосновал идею существования наиболее древней суши в Байкальской горной стране. Позднее эти идеи были развиты австрийским геологом Э. Зюссом, который считал, что Прибайкалье и Забайкалье — часть «древнего темени евроазийских складок», сложенного в основном архейскими образованиями.
С 1889 г. в Иркутском горном управлении появляется первый сибирский штатный геолог В. А. Обручев. В 1889—1892 гг. он изучал Прибайкалье, верхнее течение Лены и Олекмо-Витимскую горную страну, особое внимание уделяя орографии и золотоносным россыпям Ленского района. Изучение последнего было им продолжено в 1898—1908 гг. В. А. Обручев стал, пожалуй, первым из геологов, чье имя непосредственно связано с проектированием и строительством Транссибирской магистрали — «старшей сестры» БАМа. В девяностых годах он проводил горно-геологические работы на участке от Байкала до Читы, а его помощники — от Читы до слияния рек Шилки и Аргуни. В. А. Обручев решительно защищал концепцию Э. Зюсса о «древнем темени Азии».
На крайнем востоке региона во второй половине XIX в. и начале XX в. преобладали исследования по общей географии и были проведены широкие гидрографические и топографические работы в пределах пограничных территорий. Большинство геологических исследований было связано с золотоносностью. Непосредственно к зоне БАМа имеет отношение третье путешествие знаменитого В. К. Арсеньева, обследовавшего в 1908— 1910 гг. значительную территорию Северного Сихотэ-Алиня (бассейны рек Хунгари, Тумнин, Самарга, Хор, Коппи, оз. Кизи). В. К. Арсеньевым была подробно изучена гидрографическая сеть, собран большой геологический и географический материал, разработана схема орографии, охарактеризовано местное население.
К 1917 г. площадные геологические
съемки разных, преимущественно мелких
масштабов были выполнены лишь на
отдельных территориях
В двадцатые годы после
завершения гражданской войны
В советский период основным методом изучения регионов стало систематическое геологическое картирование. Как правило, изучение начиналось с составления карт масштабов 1:1000 000 и 1:500 000. В ходе мелкомасштабного картирования выяснились основные геологические особенности изучаемых районов — главные черты стратиграфии осадочных и метаморфических комплексов, состава и возраста магматических образований, тектоники и истории геологического развития. Среднемасштабное, и особенно крупномасштабное, картирование начиналось в районах выявленных месторождений или на площадях, перспективных для их открытия. Год от года увеличивались объемы поисковых работ и разведки месторождений.
Были приняты меры по усилению
научно-исследовательских
К концу шестидесятых — началу семидесятых годов вся территория региона была охвачена геологическими съемками в масштабах 1: 1 000 000 и 1:500 000, значительная часть ее съемками в масштабе 1: 200 000, а в наиболее важных рудных районах и узлах проведена съемка и в более крупных масштабах.
Наиболее важными результатами работ, проведенных к этому времени, явились открытия: в Хабаровском крае — оловорудных месторождений Комсомольского района и углей Буреинского бассейна; в Амурской области — Гаринского железорудного месторождения и россыпных месторождений золота; в Якутской АССР — месторождений золота и слюды-флогопита Алданского района, железных руд Южно-Алданского района, угля Южно-Якутского бассейна; в Читинской области — Удоканского месторождения меди; в Бурятской АССР — месторождений Орекитканского (молибдена) и Молодежного (хризотил-асбеста); в Иркутской области — Марковского, Ярактинского и других месторождений нефти и газа; расширение масштабов Мамско-Чуйского слюдоносного района.
Наличие указанных месторождений, несомненно, сыграло определенную роль при принятии решения о строительстве Байкало-Амурской магистрали и проложении ее трассы.
Изыскания трассы
Освоение природных богатств восточных районов страны невозможно без надежных транспортных коммуникаций. Поэтому начиная с конца XIX в. транспортному строительству там уделялось большое внимание.
В 1890 г. закончились изыскания трассы будущей Транссибирской железнодорожной магистрали. Решено было строить новую трассу в 1891 г. одновременно от Урала и Владивостока. Часть этой грандиозной железнодорожной магистрали проходила по китайской территории. Поэтому в 1908 г. приняли решение о строительстве Амурской железной дороги от Нерчинска до Хабаровска, и в 1916 г. она была принята в эксплуатацию. Теперь уже вся Великая Транссибирская магистраль шла по территории России.