Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:44, реферат
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно
Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.
В Основных законах отмечалось , что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. Социально-политические условия появления Государственной
думы, эволюция ее статуса.......................................................................4
2. Избирательные законы по выборам в Государственную думу........8
3. Избирательные кампании в I - IV Государственные думы.................11
4. Механизм функционирования Государственной думы.....................16
5. Роспуск I и II Государственных дум.................................................19
6. Основные направления деятельности Государственной думы
в 1906 - 1914 гг........................................................................................21
7. Государственная дума в годы Первой мировой войны.....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................26
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.....................................................................27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
думы, эволюция ее статуса.......................
в 1906 - 1914 гг............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА....................
ВВЕДЕНИЕ
Революция 1905 года привела к
превращению неограниченной
самодержавной власти в конституционную
монархию. Однако, пережитки
неограниченного самодержавия сохранились
во многих областях жизни.
Приобсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характерцарской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
На пути конституционного строительства
в России важнейшими вехамистали: Манифест
17 октября 1905 года,провозгласивший введение
гражданских свобод и организацию законодательного
органа, а именно
Государственной думы, ограничивающего
монархическую власть, и Основные законы
23 апреля 1906 года, определившиедвухпалатную
парламентарную систему, но сохранившие
весьма широкие пределы для императорскойрвласти.
В Основных законах отмечалось
, что вместе с Думой и Государственным
советом император осуществляетзаконодательную
власть, но без
императорского утверждения ни один закон
не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован
в феврале 1906 года, а в
апреле ему был придан государственно
– правовойстатус второй парламентской
палаты. Новая структура Совета состояла
из общего собрания, двух парламентов,
двух присутствий и канцелярии.
1. Социально-политические условия появления Государственной думы, эволюция ее статуса
Первая революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая II в июле 1905 г. По составу участников оно выходило за рамки исключительно бюрократического мероприятия. Например, в нем участвовали такие известные ученые, как профессора Н.С. Таганцев и В.О. Ключевский.
2. Избирательные законы по выборам
в Государственную думу
Основы думского избирательного законодательства были заложены Положением о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. То обстоятельство, что летом 1905 г. имелась в виду законосовещательная Дума, принципиально ничего не меняет в этом отношении.
К примеру, в Москве в избирательные списки были включены менее 5 процентов граждан, в С.-Петербурге - чуть более 5 процентов, а в целом по России среди городского населения - не свыше 15 процентов.
Вводилась и в дальнейшем сохранилась куриальная система выборов. Из четырех наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г., внесший изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.
Выборы в Государственную думу проходили разновременно, в отличие от современной практики прямых выборов, проходящих в заранее определенный день по всей стране. На всем протяжении краткого периода думского парламентаризма существовала мажоритарная система, т.е. такой порядок, когда избранным считается кандидат, который получил абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе. Если в округе избирается несколько депутатов, как это нередко было в дореволюционной России, то избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов, согласно отведенным округу квотам. Альтернативной мажоритарной системе считают систему пропорциональную, характеризующуюся тем, что распределение мандатов происходит между партиями в зависимости от количества голосов, отданных за их кандидатов.
При выборах в Государственную думу применялась так называемая куриальная система, апробированная на земском и городском самоуправлении. Куриальной называется система распределения избирателей по имущественным или сословным признакам. Количество ступеней выборов при такой системе различно для каждой курии (в России было 2 ступени в курии (или куриях) городских избирателей, 3 - в рабочей (в Сибири, например, эта курия не была создана), 4 - в земледельческой).
Избирательный закон 3 июня 1907 г. существенно изменил нормы социального и территориального представительства в Государственной думе. Основные принципы, определявшие характер избирательной системы, остались неизменными: сохранялись курии; выборы депутатов производились посредством все той же «четырехчленной формулы» (не равные, не всеобщие, не прямые, тайные). Произошло сокращение числа депутатов Думы (с 524 до 442), уменьшилось количество городов с прямым представительством (с 26 до 7), часть населения восточных окраин империи была устранена от выборного процесса в Думу (жители Якутской области, части территории современной Омской области и Республики Казахстан). Но все это не являлось главной целью составителей нового Положения о выборах.
Замысел авторов третьеиюньского закона сводился к тому, чтобы обеспечить преобладание в Думе умеренно-консервативного большинства. Стержневое направление избирательной реформы 1907 г. - перераспределение числа выборщиков в пользу «электората», обладавшего большим имущественным цензом и априори считавшегося менее радикальным в претензиях к исполнительной власти. Этим, в частности, объясняется разделение курии городских избирателей на два съезда, в соответствии с цензом имущества или получаемого жалования.
Правительство извлекло уроки из событий 1906-1907 гг., эпохи двух первых Дум. Ставка на консервативность крестьянства, его лояльное отношение к власти в годы революции себя не оправдала. По новому избирательному закону земледельческая (крестьянская) курия понесла самые значительные потери. Если в период выборов в I и II Государственные думы в Европейской России крестьянские представители имели свыше 40 процентов мест выборщиков на губернских избирательных собраниях, на которых избирались депутаты Думы, то по закону 3 июня 1907 г. - немногим более 20 процентов. Это означало разгром земледельческой курии, поставившей в Думу первого и второго созывов депутатов-трудовиков, кадетов, социалистов. Подобная участь постигла земледельческую курию в Сибири, в ее самых крестьянских губерниях - Тобольской и Томской.
В правовом пространстве, определявшем механизм выборной кампании в III и IV Государственные думы, Сибирь оказалась рассредоточенной на несколько частей. Омск и Омский уезд были исключены из думского избирательного процесса. В Манифесте 3 июня 1907 г. содержалось следующее положение: «В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены». В нашем Отечестве ничего не бывает более постоянного, чем временная мера по отношению к чему-либо. Перестало быть избирательным округом и Сибирское казачье войско.
3. Избирательные кампании в I – IV
Государственные думы
Избирательная кампания по выборам в Государственную думу включала несколько аспектов. Ответственность за подготовку и проведение выборов возлагалась на местную администрацию. В организационную часть выборной кампании входили составление, уточнение, обнародование списков избирателей; создание уездных и губернских (областных) по выборам в Государственную думу комиссий; подготовка и проведение промежуточных выборов; наконец, избрание депутатов Думы на собраниях выборщиков губернии или области. Что касается агитационной части думской избирательной кампании, то она не являлась обязательной и ее проведение зависело от активности общественно-политических сил конкретного избирательного округа. В день выборов агитация была запрещена, что, правда, не всегда соблюдалось. Выборы в Государственную Думу образца конца ХХ - начала ХХI вв. были прямые.
Применительно к явке граждан на избирательные участки никакого процентного барьера для признания промежуточных выборов состоявшимися законом не устанавливалось. Для избрания же депутатов Думы требовалось обеспечить кворум - свыше половины состава выборщиков.
Само собой разумеется, что агитация за тех или иных кандидатов в выборщики, как правило, проходила в основном в городах. Россия начала ХХ в. была уникальной страной в том смысле, что не разрешенные правительством политические партии зачастую открыто участвовали в избирательной кампании, а их кандидаты нередко побеждали на всех этапах выборов и оказывались в Таврическом дворце столицы в качестве депутатов Государственной думы. Это относится к социал-демократам, эсерам и конституционным демократам.
В период перводумской кампании социал-демократы придерживались тактики бойкота. Тем не менее около 20 сторонников РСДРП, в том числе и из Сибири, прошли в Думу и образовали в ней социал-демократическую фракцию. Как такое могло произойти? Выборы в различных регионах империи происходили не одновременно. К 27 апреля 1906 г., дню открытия I Государственной думы, несколько десятков депутатов от окраин страны еще не было избрано. Даже в конце сессии, прерванной указом императора о досрочном роспуске Думы 8 июля 1906 г., в ней заседали 499 чел. из 524. Выборы на окраинных территориях, в частности в Сибири, были организованы позднее, чем в Европейской России. Это обстоятельство оказалось на руку социал-демократам.
На IV съезде РСДРП, состоявшемся в Стокгольме весной 1906 г., было принято решение отказаться от тактики бойкота Думы в тех местностях, где выборы еще не завершены. Этим и объясняется включение социал-демократов в избирательный процесс на окраинах страны и их прохождение в I Государственную думу.
В целом по России победу на выборах одержали кадеты, что обусловило получение ими одной трети депутатских мандатов. Около 100 депутатов записалось во фракцию трудовиков, стремившихся в своей деятельности отстаивать прежде всего интересы трудового крестьянства. Это была единственная крупная думская фракция, самодостаточная, не связанная с партийными структурами, т.к. создать трудовическую партию не удалось.
Во многих губерниях и областях Сибири, как и в ряде других регионов России, избирательная кампания по выборам в I Думу проходила в условиях военного положения. Около 70 процентов территории Российской империи в конце 1905 - начале 1906 гг. находилось на особом положении, которое позволяло властям в большей степени, чем обычно, влиять на ход и результаты избирательной кампании.
Неутешительные для царского правительства итоги выборов в I Государственную думу (отсутствие депутатов консервативно-монархического, направления и преобладание оппозиционно настроенных членов Думы) заставили столичных чиновников задуматься. Предложение об изменении избирательного закона не получило поддержки в правительственных сферах. В период выборов во II Государственную думу в конце 1906 - начале 1907 гг. был избран другой путь - так называемых разъяснений действовавшего Положения о выборах Сенатом. Согласно избирательному закону, право иметь голос на выборах получали и те, кто снимал на свое имя квартиру. 24 октября 1906 г. последовало следующее сенатское толкование этого положения закона: внешним признаком квартиры являются отдельный ход, отсутствие внутреннего сообщения с другими жилыми помещениями и наличие особой кухни или очага для приготовления пищи. Таким образом, все проживавшие в «коммуналках», оказывались без избирательного права. По другому разъяснению, избирательных прав лишались рабочие и служащие, жившие в ведомственных квартирах, предоставленных им на время их работы или службы.