Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:58, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся биографии П.Сагайдачного, его политическая и военная деятельность в интересах Украинского государства.
Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи
Изучить биографию гетмана Сагайдачного.
Изучении его военно – политической деятельности.
Особое внимание роли П.Сагайдачного в борьбе за автономию Украины, так как в обществе существовало четкое осознание того, что польские порядки нельзя водить на казацких землях.
Введение 3
Глава1. Биография П.Сагайдачного 5
1.1. Ранний период жизни П.Сагайдачного 5
1.2. П.Сагайдачный – командующий объединенными военными силами 8
Глава 2. Деятельность Сагайдачного на политическом и военном поприще. 12
2.1. Борьба гетмана против султанской Турции 12
2.2. Отношения гетмана П.Сагадачного Речью Посполитой 15
2.3. Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу 29
2.4. Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения 31
Заключение. 38
Литература 40
Однако вскоре религиозные противоречия и распри естественным ходом событий были отодвинуты на второй план. После сокрушительного поражения от турок на Цецорских полях в Молдавии (1620) Речь Посполитая оказалась на грани потери своей государственной независимости. Коронное войско было разгромлено, многие знатные шляхтичи, в том числе гетман С. Жолкевский, убиты, другие попали в плен. В создавшихся условиях Варшавское правительство приняло решение об организации нового войска. Путем определенных уступок сейм решил привлечь на свою сторону украинских казаков, небезосновательно рассматривая их как наиболее боеспособную и организованную военную силу. Перед угрозой вторжения в пределы Украины турецкой армии казачество, отложив решение своих внутренних проблем (острые противоречия между новым гетманом Яцком Бородавкой и Петром Сагайдачным), высказалось за поддержку поляков в будущей войне с турецкими завоевателями. Всеобщая рада, созванная в июне 1621 г. в урочище Сухая Дубрава, приняла предложения сейма о совместном походе польских и казацких войск. Следует отметить, что уже не будучи гетманом П. Сагайдачный продолжал играть видную политическую роль. Он возглавлял посольство, направленное радой в Варшаву, где во время аудиенции у Сигизмунда III требовал религиозных уступок, в частности узаконения православной иерархии.
«Казацкие требования не были радикальными. Однако, учитывая тот общественный резонанс, который получили события 1621 г., они звучали актуально и, очевидно, отражали мнение широких слоев казачества, собравшихся на раду в Сухой Дубраве»19.
Петра Сагайдачного нельзя
обвинить в малодушии или нежелании
участвовать в военных
«В армии султана Османа II находилось около 300 пушек, большое количество другого вооружения, боеприпасов и провианта. «Наступил день,— писал очевидец этих событий,— памятный полякам на вечные времена, когда появились несметные полчища султана Османа и хана Джанибек-Гирея, собранные из многочисленных областей и народов; день, в который появились на нашей земле победоносные знамена Оттоманской империи, владеющей тремя частями света. По мановению могучего властелина явились на Днестре нежданные гости от берегов Евфрата, Нила и соседнего Дуная; Азия и Африка, словно поколебленные в своих основах, готовились ринуться на Подолию. Бесчисленные и разноплеменные войска шли к сарматским границам, где иное небо, иной климат, иной характер природы, где все, одним словом, поражало взоры пришельцев»20.
С начала военных действий казаки проявляли чудеса храбрости и героизма. Разве могут не вызвать чувство восхищения действия небольшого казацкого отряда, окруженного турками, лишенного провианта и всякой помощи и сражавшегося несколько дней против врага, вооруженного пушками.
«Окруженные со всех сторон, казаки тем не менее отважились сразиться с неприятелем (ибо отчаяние нередко бывает побуждением к благородной смерти) и успели пробиться сквозь изумленные и дрожащие турецкие войска; но изнуренные голодом и трудами, покрытые пороховою пылью, они сложили жизнь вместе с оружием»21.
В августе 1621 г. едва не погиб сам Петр Сагайдачный. После совещания с командующим польской армией К. Ходкевичем он сразу же выехал в расположение казацкого войска, которое в то время медленно двигалось к Хотину. Но в пути он столкнулся с отрядом турецких войск. Началось сражение, которое едва не закончилось трагически для Сагайдачного. Преследуемый, с простреленной рукой, он только ночью пробрался в свой лагерь.
Мы приблизились к тому рубежу жизненного пути П. Сагайдачного, который по-разному оценивался его современниками. В конце августа 1621 г., по прибытии его в расположение казаков, в войске произошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября), согласно приказу Сагайдачного, казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в ее среде большой популярностью. Не случайно еще С Жолкевский характеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад».
По-видимому, и Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель, человека, который сделал столь много для освободительного движения на Украине (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении на Украине православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагайдачный дает поручение записать в свой помянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.
В сентябрьские же дни 1621 г. гетмана одолевали другие мысли. Ведь под Хотином решалась судьба не только Польши, но и Украины. С первых дней сражения Осман II, рассчитывая на молниеносные удары, стремился разгромить казацкие полки. Как писал очевидец, он «…поклялся ничего не есть, пока не отправит в ад к ужину всех поляков до последнего, и явил пример, невиданный и неслыханный дотоле в истории военных действий, а именно: едва завидев наши силы и не давши отдыха своим войскам, усталым от похода, он отдал приказ атаковать поляков и в то же самое время устраивать лагерь…»22.
С каждым часом сражение приобретало все более и более ожесточенный характер. Главный удар неприятеля приняли казацкие отряды, которые от обороны перешли в наступление. Только к вечеру 3 сентября обоюдные атаки прекратились. Результаты первого дня Хотинской войны свидетельствовали, что перевес, хотя и небольшой, оказался на. стороне казацко-польского войска. Оно получило большие трофеи (лошадей, конскую сбрую, богатую одежду, оружие, боеприпасы) и множество драгоценностей.
В следующие дни (5 и 9 сентября) накал сражения не спадал. И снова казаки, возглавляемые П. Сагайдачным, показывая чудеса храбрости и героизма, врывались в лагерь врага, уничтожали живую силу противника, овладевали оружием, боеприпасами и провиантом. Особенно успешной была ночная атака казаков и польской обозной челяди 9 сентября. В расположении турецких войск началась паника — бежали султан и рядовые воины, мурзы и многочисленная челядь.
Только нерасторопность К. Ходкевича воспрепятствовала окончательному разгрому врага. События этой ночи оказали деморализующее влияние на турок. Я. Собеский пишет, что «…после неожиданного вторжения запорожцев в лагерь Османа турками овладела паника: люди всех званий и сословий были в неописанной тревоге; сам Осман, еще так недавно думавший, что нет никого в мире могущественнее его, теперь собственными глазами увидел всю шаткость своего положения и прежняя надменность сменилась женскими жалобами, когда он убедился в неосновательности своих надежд…»23.
Потеряв всякую надежду на скорое завершение войны, турки начали длительную осаду польского и казацкого войска. В течение нескольких недель продолжались локальные бои между обеими сторонами. И только после прибытия в турецкий лагерь 20-тысячного подкрепления Осман II решился на новое сражение. 28 сентября отборные султанские войска начали наступление. Почти целый день длилась эта кровопролитная битва.
«Более 60 пушек гремело беспрерывно, небо пылало, а воздух омрачался от дыма, земля дрожала, стонали леса, скалы распадались в куски. Что видел глаз к течение целого дня, того не описать на одной или двух страницах; нельзя выразить в точности, с каким пылом и мужеством или скорее отчаянием сражались обе стороны»24.
Однако все атаки турецких войск были отбиты. И снова находчивость П. Сагайдачного, который ударом с тыла вынудил турок к бегству, решила исход этого сражения.
Вклад казацкого войска и его предводителя гетмана Петра Сагайдачного в разгром турецких войск в Хотинской войне 1621 г. воистину. неоценим. По существу, Польша была спасена от иноземного порабощения, утраты своей государственной независимости, а польский народ — потери своего этнического лица. Медлительность К. Ходкевича и других шляхетских военачальников, их попытки достичь победы над противником за счет пролитой казацкой крови не могут затмить другого, исторически значимого аспекта этих событий. Впервые после Грюнвальдской битвы представители двух великих славянских народов продемонстрировали на поле брани свою готовность к совместной борьбе против иноземных поработителей во имя идеалов свободы и независимости родной земли. Немаловажен и тот факт, что в сражении под Хотином принимали участие молдаване, местное украинское население, а также отряд донских казаков.
Значение событий под Хотином не ограничивалось локальными рамками. Оно вышло далеко за пределы Украины и Польши. С уверенностью можно утверждать, что победа в войне остановила дальнейшее продвижение султанской Турции в другие европейские страны и стала предвестником ее упадка.
Сражение под Хотином явилось последним эпизодом на богатом ратными подвигами жизненном пути П. Сагайдачного. Раненный в одном из сентябрьских боев, гетман тяжело и долго болел. В середине ноября 1621 г. его перевезли в Киев «...на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый»25.
Однако будучи уже смертельно больным, гетман не устранился от общественно-политической жизни. В числе своих главных забот он считал необходимым добиться признания королевским правительством церковной иерархии, восстановленной иерусалимским патриархом Феофаном на Украине. С этой целью в начале 1622 г. в Варшаву выехало особое казацкое посольство, которое должно было ходатайствовать перед сеймом об уничтожении унии и «успокоении православных». Одновременно гетман написал два письма польскому королю. Выдержанные в лояльной форме, они, тем не менее, содержали требование прекратить преследование и «озлобление» казаков, а также положить конец распространению униатства на украинских землях. Однако П. Сагайдачному уже не суждено было пережить горечь разочарования результатами казацкой миссии. Он скончался 10 апреля 1622 г. в Киеве.
За несколько дней до смерти в присутствии киевского митрополита Иова Борецкого и своего преемника на гетманском поприще Олифера Голуба при доброй памяти и здоровом умысле, П. Сагайдачный составил духовное завещание, согласно которому передавал полторы тысячи золотых на школу «…братства Львовского, на науку и на цвиченья бакаларов учоных... на выхованье ученого майстра, в греческом языку беглого...»26. Значительную сумму он передал Киевскому братству, в которое ранее вписался со всем Войском Запорожским, а также завещал денежные вклады ряду церквей, монастырей и школ. Погребение П. Сагайдачного состоялось в церкви Киевского братства. Во время похорон двадцать студентов один за другим декламировали стихи, в которых славили и возвеличивали покойного гетмана, воспевали его заслуги в борьбе против султанской Турции, вклад в развитие наук, утверждение казацких вольностей и поддержку православной церкви.
В целом, канва жизненного пути П. Сагайдачного соткана как бы из нескольких противоречивых, но тем не менее тесно связанных между собой начал. Никто из современников гетмана или историков нового времени не оспаривал выдающегося военного таланта этого человека. Что касается его политического кредо, то оно вызывало (и продолжает вызывать) споры, совершенно противоположные оценки и мнения. Гетман был осторожным и прагматичным политиком. Открытой военной конфронтации с польско-шляхетским правительством П. Сагайдачный предпочитал переговоры и компромиссы. Иногда они приводили к определенным успехам, но гораздо чаще — к разочарованиям, а то и попросту к неудачам. В конечном счете, такая политика являлась тупиковой, поскольку не была ориентирована на широкие народные массы и свержение власти Речи Посполитой на Украине. В социальных вопросах П.Сагайдачный всегда оставался на жестких позициях подавления «своеволия черни» и исповедовал правовые принципы феодального государства.
«Вместе с тем мы не вправе игнорировать большой роли П. Сагайдачного в развитии освободительного движения на Украине. При его непосредственном участии в 1620 г. возобновила свою деятельность иерархия православной церкви, что представляло собой далеко идущую политическую акцию. В том же году он предпринял организацию в Москву посольства Войска Запорожского — шаг, который можно считать этапным в налаживании русско-украинских отношений. Значительны также вклады гетмана в успешное развитие Киевского и Львовского братств — наиболее крупных и влиятельных на Украине, его материальная поддержка школ, стремление дать образование молодым людям. Так, переплетаясь, дополняя или входя в противоречие друг с другом, эти главные черты характера создавали цельный и самобытный образ Петра Сагайдачного — крупного политического деятеля первой половины XVII в., воина, человека»27.
2.3. Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу
В 1620 году состоялась Цецорская битва, в ходе которой польские войска были на голову разгромлены турками. Погиб коронный гетман (главнокомандующий) С.Жолкевский (бывший победитель с.Наливайко), часть польских военачальников попала в плен.
Украинская летопись объясняет причины поражения поляков тем, что себялюбивый украинофоб Жолкевский заявил: «Не хочу я с Грицями воювати, нехай ідуть до риллі або свині пасти».
Хотя турки наступали и вели военные действия против Польши, но имели в виду дальнейшее наступление на европейские страны. Весной 1621 года султан Осман II со 150 тысячной армией, к которой присоединилась 60-тысячная крымская орда, снова выступил на Польшу.
Оказавшись в катастрофическом положении, польское правительство наконец обратилось за помощью к украинским казакам, обещая расширить их права и привилегии. Сейм принял казацкий реестр в 20 тысяч человек с зарплатой 100 тысяч золотых в год.
Забегая вперед, следует
отметить, что обещания не были выполнены,
наоборот, поляки обязались перед
турками взять казаков в
Сагайдачный понимал, что речь идет об угрозе не только Польше, но и Украине да и всей Европе. Угрозе мусульманского мира славянскому. Совершенно логичным был его шаг – вступление в 1618 году вместе с Войском Запорожским в «Лигу христианской милиции», целью которой была борьба против турецкой экспансии. Кстати, это было сделано вопреки польскому запрету казакам выступать против Турции и Крымского ханства.
«Международным признанием полководческого таланта гетмана Сагайдачного было назначение его главнокомандующим объединенными вооруженными силами Европы в борьбе против турецко-татарского нашествия»28.