Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:58, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся биографии П.Сагайдачного, его политическая и военная деятельность в интересах Украинского государства.
Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи
Изучить биографию гетмана Сагайдачного.
Изучении его военно – политической деятельности.
Особое внимание роли П.Сагайдачного в борьбе за автономию Украины, так как в обществе существовало четкое осознание того, что польские порядки нельзя водить на казацких землях.
Введение 3
Глава1. Биография П.Сагайдачного 5
1.1. Ранний период жизни П.Сагайдачного 5
1.2. П.Сагайдачный – командующий объединенными военными силами 8
Глава 2. Деятельность Сагайдачного на политическом и военном поприще. 12
2.1. Борьба гетмана против султанской Турции 12
2.2. Отношения гетмана П.Сагадачного Речью Посполитой 15
2.3. Защита Польши, предотвращение турецкого наступления на Европу 29
2.4. Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения 31
Заключение. 38
Литература 40
«Казаки отправились в направлении Молдовы, а гетман П.Сагайдачный вместе в эпископом И.Курцевичем-Кориятовичем – в Варшаву на переговоры с польским правительством, целью которых было, в частности, восстановление высшей православной иерархии в Украине».
Противники встретились у крепости Хотин. Турецко-татарская армия в два раза превосходила казацко-польскую. Сначала казаки уничтожили турецкую артиллерию, а потом почти 80 тысяч живой силы. Турецкое командование вынуждено было пойти на заключение мирного договора. Победа союзников (казаков и поляков) развеяла миф о непобедимости турецкой армии.
Европейские поэты панегиристы сравнивали украинских казаков со спартанцами, защищавшими Фермопилы от персов.
Например, далматский поэт Гундулич посвятил Хотинской победе поэму «Осман», в которой отдав должное запорожцам, все же больше внимания уделил полякам.
Сагайдачный был ранен во время Хотинской битвы ядовитой стрелой и вскоре умер. Перед смертью он почти все свои средства пожертвовал на восстановление Богоявленского монастыря и содержание Киевской, Львовской и Луцкой братских школ. Похоронен в Киево-Братском монастыре.
На похоронах гетмана 20 учеников братской школы провозгласили составленный ректором школы К.Саковичем панегирик «Стихи на погребение П. Сагайдачного»29
2.4. Интеллектуализация гетманом П.Сагайдачным казацкого движения
«Славу и авторитет Сагайдачный завоевал не только своими ратными подвигами. Он был выдающимся культурно-просветительным деятелем своего времени. При его содействии в Киеве была создана ячейка, к которой принадлежали И.Борецкий, Е.Плетенецкий, К.Сакович, М.Смотрицкий и другие»30
Известный историк М.Грушевский подчеркивал, что Е.Плетенецкий «открыл новую эру в жизни этой твердыни украинского аскетизма и сделал из Печерского монастыря перворядную культурную силу»
В 1615 году Е.плетенецкий приобрел во Львове типографию и перевез ее в Киев. За 15 лет типография выпустила более тридцати изданий – больше, чем все украинские типографии, вместе взятые.
Благодаря поддержке П.Сагайдачного Иерусалимский патриарх Феофан освятил И.Борецкого на митрополита Киевского.
В 1620 году гетман, заботясь о развитии национально-образовательного движения в Украине, вместе со всем Войском Запорожским записался в Киевское Богоявленское братство.
Сагайдачный первым из украинских гетманов объединил военную деятельность казачества с деятельностью других сословий украинского общества: духовенством, шляхтой, мещанами. Но самой большой его заслугой в этом направлении было объединение казацкого движения с тогдашней украинской интеллигенцией.
Не надо забывать, что свою деятельность гетман осуществлял в условиях острой борьбы в церковной жизни. Был период, когда П.Сагайдачный даже терял власть, но мужество и выдержка всегда спасали его – он возвращался к руководству украинским казачеством и с еще большей энергией отстаивал интересы своего народа..
Особой страницей в жизни Сагайдачного является укрепление позиций православной церкви в Украине. К концу второго десятилетия XVII века отношения гетмана с королевской властью заметно ухудшились, благодаря наветам католических магнатов.
Король Сигизмунд III и королевич не собирались выполнять обещаний, данных Сагайдачному. Напротив, ему был предъявлен ультиматум: сократить официально дозволенную реестровую численность войска до 3 тысяч человек, прекратить всякие походы на Черное море,-ничего вообще не предпринимать без приказа Короля, выдавать беглецов, стремящихся на Сечь.
Будучи все-таки представителем «умеренной» (по отношению к Речи Посполитой) партии казачества и понимая, что пока сила за польским королем, Сагайдачный подписал под Роставицей (1619 год) соглашение, содержащее ряд существенных уступок полякам.
Большинство казаков не приняло это соглашение и в 1620 году, после похода на Перекоп, Сагайдачный временно лишился гетманской булавы и уехал в Киев. И вот тогда-то он предпринял очень удачный контрманевр. Использовав прибытие в Украину православного вселенского патриарха Феофана и взяв всю ответственность на себя, экс-гетман вместе со своими сподвижниками Елисеем Плетснецким (игуменом Печерского монастыря), Иовом Борецким, Лаврентием Зизанием убедил патриарха дать санкцию на утверждение православных иерархов в Украине начиная с митрополита и ниже.
Патриарх, человек робкий, долго колебался, опасаясь гнева мощной католической Речи Посполитой, но Сагайдачный сумел склонить его к нужному решению, обещав дать личную охрану из казаков и сопроводить патриарха через Молдавию к его резиденции.
В результате был утвержден первый признанный иерарх украинской православной церкви — митрополит Иов Борецкий. Еще ранее сам Сагайдачный со своим войском вступил в православное Киевское братство и взял его под опеку запорожцев.
Все эти события выходили далеко за рамки чисто церковной жизни. Тем самым на деле свершилось единение православной украинской идеи (опирающейся на славное наследие Киевской Руси-Украины и выжившей несмотря на лютые преследования католиков и униатов) и военной мощи запорожцев.
Последние, в свою очередь, почувствовали в себе силу и осознали свой долг: служить не своим сословным интересам и тем более не гоняться только за военной добычей, а оборонять страну, защищать Украину и от польско-католических, и от турецко-татарских, и от всяких прочих иноземных посягательств.
Вследствие этого Войско Запорожское открыло самую славную страницу своей истории. Заслуги Сагайдачного здесь огромны.
Последнее и, по общему признанию, самое славное свершение в жизни великого гетмана Украины — это его участие во главе казацкого ч войска в польско-турецкой войне 1620-1621 гг. и в знаменитой осаде к крепости Хотин (осень 1621 года).
Давние польско-турецкие противоречия, не последнюю роль в которых играли захватнические амбиции султана, в конце концов переросли в открытый военный конфликт.
На первом этапе военных действий события сложились крайне неблагоприятным образом для поляков. Их армия была практически полностью разгромлена под Цецорами ( современная Молдавия)-в октябре 1620 в гада. В сражении был убит польский о коронный гетман Жолксвский, а 23-и летний Богдан Хмельницкий, будущий славный гетман Украины взят в плен.
Над речью Посполитой нависла страшная угроза. Османская армия, многократно превосходящая своей численностью любое войско Европы, не скрывала своего намерения раздавить Польшу, превратив ее в свою провинцию, и затем вторгнуться в Центральную Европу. Польской армии после разгрома под Цецорой фактически уже не существовало. Защитить короля и его страну в этот момент могли только запорожские казаки.
Сагайдачный не был тогда гетманом. Будучи расчетливым и осторожным политиком, он считал, что казакам никогда больше не следует вступать в войну на стороне Польши, не получив предварительно от нес действительно надежных гарантий (безопасность казачьего войска и увеличение его реестра, расширение прав казаков, защита православной веры, уплата денежного содержания).
С этой целью Сагайдачный поехал на переговоры в Варшаву с королем. Переговоры затягивались. Но когда стало ясно, что в результате турецкого нашествия пострадает и Украина, Сагайдачный протянул руку помощи агонизирующей Польше.
Центр военных действий в это время переместился под турецкую крепость Хотин. Основное казацкое войско двинулось к крепости с востока, а Сагайдачный с небольшим отрядом — с севера. .Казаков было всего более 40 тысяч, поляков — 35 тысяч. Им противостояли почти 200 тысяч турок и татар.
На первом этапе главным было соединиться всем отрядам казаков, а затем стать рядом с польской армией и координировать вес свои действия с ней. Это удалось, но дорогой ценой: в разгар поисков основной части казачьего войска отряд Сагайдачного наткнулся на татар, и сам он был тяжело ранен в бою. Но все же цель была достигнута, и объединенная польско-украинская армия единым фронтом стала под Хотином. Перед этим Сагайдачный снова был избран гетманом, а предыдущий гетман Яков Бородавка был предан суду и казнен.
Турки предложили казакам: дайте нам уничтожить Польшу, а мы за это не тронем вас, позволим отделиться от Речи Посполитой и создать свою суверенную державу. Разумеется, Сагайдачный отклонил «заманчивый» проект. Туркам верить было нельзя. Итак, кампания началась.
Огромная турецкая армия предприняла несколько яростных атак на позиции Сагайдачного, правильно понимая, что именно казаки —опора враждебного ей войска. Но тут казаки проявили железную стойкость, превосходную выучку и дисциплину. Превосходя турок в подвижности, быстроте реакции, слаженности и маневренности, они с большими потерями для врага отбили все атаки (прекрасно показала здесь себя артиллерия казаков), а затем перешли в контрнаступление, ворвались в турецкий лагерь и почти уже захватили его, но численно превосходящие турки нанесли контрудар. Казаки отступили, сохраняя боевой порядок, и продолжали стоять грозной силой.
Этот решающий бой произошел 22 , сентября 1621 года. Хотинская битва продолжалась еще несколько недель. Турки и татары, которые потеряли в боях до 30 тысяч человек, были вынуждены подписать довольно выгодный для Речи Посполитой мир. Заслуга Сагайдачного в достижении этого мира, равнозначного общей победе, тем более велика, что, как повествуют историки, в разгар военных действий немалая часть поляков дезертировала с поля боя. Но король Сигизмунд III не сдержал обещаний, данных прежде Сагайдачному. Все гарантии казакам были, по сути, дезавуированы. Этот низкий обман, Безусловно, омрачил последние месяцы жизни гетмана. Он умер 10 апреля 1622 года от раны, полученной недалеко от Хотина. Все свое имущество он завещал на нужды православного Киевского братства. Исходя из выше изложенного автор пришел к следующим выводам: Историки единодушны в том, что П.Сагайдачный был одним из самых выдающихся казацких гетманов.
Таким образом, эра гетмана П.Сагайдачного вошла в отечественную историю как время, когда был поднят престиж украинского казачества, вышедшего на первое место в общественной жизни вместо шляхты, которая постепенно утрачивала роль ведущего сословия из-за своего ополячивания и измены материнской церкви.
Сагайдачный поднял роль Киева как культурного и религиозного центра Украины.
Освященные православные владыки утверждали в верующих убеждение в том, что казацкий Киев является наследником славы княжьего Киева.
Таким образом устанавливалась идея преемственности исторического процесса от Руси-Украины к будущей гетманской украинской державе. Гетман своей деятельностью утверждал идею соборности Украины, объединения ее земель в единый национальный организм.
Вполне закономерно, что польские лидеры после П.Сагайдачного в основу оценки деятельности последующих украинских гетманов положили его жизнь и достижения.
Одним из первых,
кого за масштабность мышления и размах
военного и державотворческого талантов
поставили рядом с Сагайдачным,
был Б.Хмельницкий – основатель
гетманского украинского
Удивительная смелость, быстрота и разрушительная сила казацких походов на Крым и Турцию превосходят любые описания и могут быть объяснимы только тем, что во главе казаков стоял такой гениальный вожак, как Петр Конашевич-Сагайдачный,- писал историк Д.Яворницкий.
Первую треть семнадцатого столетия в истории казацкого построения государства можно рассматривать как борьбу за автономию. И в этой связи важной является фигура П.Конашевича-Сагайдачного, который, став гетманом, вел очень активную дипломатическую работу относительно Речи Посполитой.
Жизненный путь гетмана прошел через классы Острожской академии, Запорожскую Сечь, военные походы во время Смуты в московское государство и морские походы на Кафу.
Внешнеполитический курс Сагайдачного можно определить как поиск компромисса с одним из сильнейших в то время европейских государств – Речью Посполитой.
Ради этого
он поддерживал военно-
По требованию польских властей он пошел на очень непопулярный тогда среди казаков шаг, сократив количество реестра до трех тысяч, признал право короля утверждать казацкую старшину и др.
Но идя на такие существенные и непопулярные поступки, гетман достиг многого в консолидации украинской нации на пути утверждения ее государственности. Именно он объединил военную силу казачества с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украины.