Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:40, статья
Карамзин H.M.: Царствование Романовых, Михаила, Алексея, Федора, способствовало сближению россиян с Европою как в гражданских учреждениях, так и в нравах от частых государственных сношений с ее Дворами, от принятия в нашу службу многих иноземцев и поселения других в Москве. Ибо нет сомнения, что Европа от XIII до XIV века далеко опередила нас в гражданском просвещении. Сие изменение делалось постепенно, тихо, едва заметно, как естественное возрастание, без порывов и насилия. Мы заимствовали, но как бы нехотя, применяя все к нашему и новое соединяя со старым.
Итак, научное понимание Петра Великого основывается на мысли, полнее и справедливее всего высказанной Соловьевым. Наша наука успела связать Петра с прошлым и объяснить необходимость его реформ. Факты его деятельности собраны и обследованы в нескольких ученых трудах. Исторические результаты деятельности Петра, политической и преобразовательной, тоже не один раз указаны. Теперь мы можем изучить Петра вполне научно.
Но если наша историческая наука
пришла к воззрению на Петра, более
или менее определенному и
обоснованному, то в нашем обществе
еще не выработалось однообразного
и прочного отношения к его
преобразованиям. В текущей литературе
и в обществе до сих пор крайне
разнообразно судят о Петре. Продолжаются
время от времени немного запоздалые
споры о степени национальности
и необходимости Петровых реформ;
подымается довольно праздный вопрос
о том, полезна или вредна была
реформа Петра в ее целом. Все
эти мнения, в сущности, являются
видоизмененными отголосками
Если мы еще раз мысленно переберем все старые и новые взгляды на Петра, то легко заметить, как разнообразны они не только по содержанию, но и по тем основаниям, из которых вытекали. Современники и ближайшее потомство Петра, лично задетые реформой, судили о нем неспокойно: в основании их отзывов лежало чувство или крайней любви, или ненависти. Чувство столько же руководило и теми людьми XVIII в., которые, как Щербатов, грустно смотрели на развращение современных нравов и считали его плохим результатом резкой реформы. Все это — оценки скорее всего публицистического характера. Но в основе карамзинского взгляда лежало уже отвлеченное моральное чувство: ставя Ивана Ш выше Петра, он насильственные приемы Петра при проведении преобразований осуждал с высоты моральной философии. В воззрениях западников и славянофилов наблюдаем опять новое основание—отвлеченное мышление, метафизический синтез. Для них Петр менее — историческое лицо и более — отвлеченное понятие. Петр — как бы логическая посылка, от которой можно идти к тем или другим философским заключениям о русской истории. От влияния метафизики не свободны и первые шаги исследователей историко-юридической школы; но фактическое изучение нашей истории, которое производилось ими очень добросовестно, дало нашим ученым возможность избавиться от предвзятых доктрин. Руководимые фактами, стремясь к строго научному выводу, они создали научное отношение к эпохе Петра Великого. Это научное отношение будет, конечно, далее развиваться в нашей науке. Но уже теперь плодом его является возможность основательно и свободно судить о Петре. Его личность не оторвана от родной его почвы, он для нас уже не Бог и не антихрист, он—определенное лицо, с громадными силами, с высокими достоинствами, с человеческими слабостями и недостатками. Мы теперь вполне понимаем, что его личность и пороки—продукт его времени, а его деятельность и исторические заслуги—дело вечности.
Цит. по: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,2000. С. 453-461.
Бушуев С.В.: Насильственные, жестокие методы проведения действительно необходимых стране реформ были очевидны не только их исследователям, но и их авторам. И то, что они не нашли средства, «опричь указа, казни и застенка», стало величайшей трагедией для народа. Но дело не сводится к одним ошибкам в методах. Наряду с общеизвестными достижениями преобразования привели и к некоторым явно отрицательным последствиям, о которых до недавнего времени не принято было говорить. Послушаем современного исследователя Е. В. Анисимова, к блестящей работе которого «Время петровских реформ» мы отсылаем всех желающих глубоко разобраться в русской истории первой четверти XVIII в.:
«Время петровских реформ — это
время основания тоталитарного
государства, яркой проповеди и
внедрения в массовое сознание культа
сильной личности — вождя, „отца
нации", „учителя народа". Это
и время запуска „вечного двигателя"
отечественной бюрократической
машины, работающей по своим внутренним
и чуждым обществу законам и до
сих пор. Это и всеобъемлющая
система контроля, паспортного режима,
фискальства и доносительства, без
которых не могла существовать и
наша „административно-командная
Есть еще один аспект, в котором
отрицательные стороны
В результате были во многом потеряны духовные ориентиры нации. Появился столь характерный впоследствии тип «ищущего» интеллигента, который потерял веру отцов, якобы фальшивую и плоскую, и утоляет духовную жажду из мутных потоков иноземных влияний от «атеизма» до масонства и оккультных наук. От Петра идет отсчет той «традиции», которая сделала возможным превращение Святой Руси в родину теософии, а «Третьего Рима», Боголюбивой и Богоспасаемой златоглавой Москвы-матушки в место рождения III Интернационала.
Наконец, настоящая пропасть между народом и правящими классами разверзлась также при Петре. Конечно, и во времена «тишайшего», Алексея Михайловича, между боярином и посадским человеком, крестьянином и помещиком была огромная дистанция. Но они носили одежду примерно одного и того же покроя, отличавшуюся только богатством отделки, соблюдали одни и те же обычаи, молились в одних и тех же церквах, одним и тем же святым, говорили на одном языке. А теперь представим себе, как в конце XVIII в. в деревню приезжает барин в парике, при шпаге, говорит с молодой женой по-французски и усаживается читать Вольтера в тенистой беседке в устроенном «на аглицкий манер» саду. Да он словно человек другого племени. Одно слово — барин приехал!
Но не будем все-таки слишком увлекаться и впадать в обличительный пафос. Царя-реформатора легко ругать, не труднее захвалить и идеализировать. Сложнее понять его сложную, противоречивую фигуру и его неоднозначные реформы во всем их истинном историческом масштабе. Ведь если бы не Петр, не было бы и Пушкина. Не было бы ни «золотого», ни «серебряного» века русской поэзии. Русской интеллигенции. Российской промышленности. И шире — вообще России, которую мы знаем из трудов замечательных русских историков и классиков русской литературы. И закончим … словами Д. С. Мережковского, писателя и мыслителя лучше многих других, как это явствует из его романа «Петр и Алексей», видевшего «тени» петровских реформ и тем не менее неизменно восстававшего против уничижительных оценок великого преобразователя.
«Я уже раз говорил и вновь повторяю и настаиваю: первый русский интеллигент — Петр. Он отпечатал, отчеканил, как на бронзе монеты, лицо свое на крови и плоти русской интеллигенции. Единственные законные наследники, дети Петра — все мы, русские интеллигенты. Он — в нас, мы — в нем. Кто любит Петра, тот и нас любит; кто его ненавидит, тот ненавидит и нас.
Что такое Петр? Чудо или чудище. Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно».
Цит. по: Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки XVII – XVIII вв., М. 1994.С.285-287.
Анисимов Е.В.: Без учета всех обстоятельств трудно дать адекватную оценку самой личности царя-реформатора, его преобразованиям. Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15 — 20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая роль была обусловлена многими факторами. Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних — «полезных», «нужных» — видов производства, промыслов и товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других — «неполезных» с точки зрения государства.
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса» (вспомним один из лозунгов 1917 г.: «Железной рукой загоним человечество к счастью!»), которому следовал Петр.
Но важнее другое — в российских
условиях не только и не столько
концепции меркантилизма
Цит по: Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи// История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991. С.188-189.
Споры о личности Петра 1 и значении его правления для России.
О смысле и значении преобразований Петра Великого размышляют, спорят мыслители, общественные деятели, историки многих поколений. В этом споре очень трудно остаться беспристрастным — ведь деяния Петра на века определили развитие русской истории, и, оценивая их, каждый исходит из своего представления о историческом пути России, ее прошлом и настоящем. При этом непременно встают такие исключительно сложные и важные проблемы, как своеобразие русской истории обусловленность и подготовленность реформ предыдущим развитием страны, соотношение реформаторских и революционных методов в осуществлении преобразований, видятся параллели и аналогии с историей стран Европы и Азии. Неизбежно возникают вопросы о нравственности в политике, о жестокости и насилии проведении пусть даже необходимых и прогрессивных мероприятий. И если преобразований — благо страны и народа, то какова допустимая цена реформ за счет кого они должны проводиться? Во все времена существовали крайне тенденциозные, односторонние — негативные или восторженные — оценки деятельности Петра I, предвзятость которых объясняется зачастую лишь политическими симпатиями того или иного автора. Подобные субъективные высказывания не представлены в хрестоматии. Здесь приводятся суждения об итогах преобразований Петра I наиболее крупных историков, взгляды которых были характерны для определенного времени и определенного направления общественной мысли и непременно основаны на глубоком знании истории.
В XVIII в., как уже отмечалось, преобладало
в целом положительное
О величии Петра как личности пишет H. M. Карамзин. Свой главный труд — «Историю государства Российского» — он успел довести только до начала XVII в. Взгляд на русскую историю последующих веков он изложил в «Записке о древней и новой России», представленной императору Александру I в 1810 г. Карамзин не разделял либеральных начинаний Александра I, так как считал, что они ведут к ослаблению самодержавия, которое, по его мнению, было основой процветания России. Пытаясь предостеречь императора от ненужных и вредных реформ, историк обращается к недавнему прошлому. Говоря о Петре I, отмечая его выдающиеся заслуги, H. M. Карамзин и строго его судит. Сторонник самодержавия, он выступает против насилия и произвола. Кроме того, Карамзин считает, что Россия могла достичь величия и «без усвоения обычаев европейских». Следовательно, Петр I не должен был чрезмерно увлекаться чуждыми России нравами и обычаями, разрушать гармонию русского общества, существовавшую до XVIII в., посягать на национальное достоинство своего народа. Это внесло ненужный раскол в общество, ослабило православную веру как основу народного духа и оплот государственности. Идеи Карамзина позднее развивали славянофилы, придав им своеобразную либеральную окраску; они же были взяты на вооружение официальной идеологией XIX в.
Михаил Петрович Погодин (1800—1875) —популярный
историк и публицист XIX в., сын
крепостного. Его специальные работы
посвящены большей частью истории
Древней Руси, что, однако, не мешало
ему активно участвовать в
общественно-политической жизни своего
времени — он выступал со статьями
на темы новой истории России, писал
и о Петре I. Как и Н. М. Карамзин,
М. П. Погодин — сторонник
Информация о работе Петровские преобразования в оценках историков