Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:19, реферат
Взяв для своего исследования тему достаточно хорошо уже изученную, я должна обосновать, почему я обратилась именно к этой теме.
Во-первых, потому, что уже два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении петровских преобразований. И действительно, когда ознакомишься с разными точками зрения, понимаешь: их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что – второстепенным на данный момент.
по истории
на тему:
ПЁТР I
ВВЕДЕНИЕ
Взяв для своего исследования тему достаточно хорошо уже изученную, я должна обосновать, почему я обратилась именно к этой теме.
Во-первых, потому, что уже два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении петровских преобразований. И действительно, когда ознакомишься с разными точками зрения, понимаешь: их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что – второстепенным на данный момент.
Знаменитый историк С.М. Соловьев писал: «Различие взглядов происходило от громадного дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела».1
Во-вторых, изучая экономические реформы последних 15 лет в России, т.е. с 1992 г., когда был изменен радикально экономический курс страны от командной к рыночной, я задавалась вопросом: почему так долго нет ощутимых позитивных результатов от этих реформ. Ведь экономисты страны считали, существуют на данный момент два варианта перехода к рыночным отношениям.
Первый – более медленный и осторожный с сохранением рычагов регулирования экономики и ведущих отраслей производства в руках государства. Данный вариант предполагал, что контроль над экономикой государство возьмет на себя как и основное бремя забот по сведению к минимуму неизбежного ухудшения положения народа в переходный период. Слабым звеном данной модели признавалось то, что преобразования в таком случае могли затянуться на длительное время (специалисты называли срок в шесть - восемь лет). Это вызывало опасения у пришедших к власти в августе1991 г. реформаторов относительно реванша сил, ориентированных на реставрацию прежних порядков в стране.
Геометрическое обоснование своей политики радикальные реформаторы видели в монетаризме – экономическом учении, сформировавшемся на Западе в 70-е гг. ХХ века. Монетаристы исходят из убеждения, что рыночная экономика должна решать все свои проблемы самостоятельно. Главный рычаг воздействия на нее – финансы.
Сторонники этой теории считают, что рыночные отношения при полной свободе, сами по себе обеспечивают стабильность экономики в целом, а вмешательство же государства подавляет свободу личности. Стремление руководства страны во главе Б.Н. Ельциным как можно решительнее направить страну в колею рыночных отношений привело к одобрению на V съезде народных депутатов России именно этой стратегии. Первый же шаг – либерализация цен – привело к увеличению цен на продовольственные товары только в 1992 году в 36 раз, а к середине 1994 года – в несколько сотен и тысяч раз, что привело к обнищанию более половины населения. А следующий этап этой реформы – приватизация, получившая в нашей стране название «ваучерной», привела к появлению в стране «олигархов», причем ориентированными не на развитие собственно российской экономики, а на Запад.
Прошло уже после этого
15 лет, а заметного оживления
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В КОНЦЕ ХVII В.
Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца ХVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии – полки иноземного строя.
В Московском государстве ХV – ХVII веков существовали крупные промышленные предприятия – Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Но «нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе».2
В конце ХVII – начале ХVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран.
«Промышленное производство
отставало. Немногочисленные российские
мануфактуры в подавляющем
Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
Политика ПЕТРА I в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
«В основу ее легла идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще, и в экономике в частности. Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, монопольным правом пользоваться землёй и её недрами, государство взяло на себя инициативу необходимой в тех условиях индустриализации».4
В сельском хозяйстве возможности
совершенствования черпались из
дальнейшего освоения плодородных
земель, возделывания технических культур,
дававших сырье для промышленности,
развития животноводства, продвижения
земледелия на восток и юг, а также
более интенсивной эксплуатации
крестьян. Возросшие потребности
государства в сырье для
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства – неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились в новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи – в 1710 и 1718 гг. По Переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 руб. 10 коп, в год).
«Эта перепись распространена была не только на сельских и городских обывателей, уже числившихся в тягле, но и на классы, прежде свободные от государственных повинностей – на вольных или гулящих людей и на хлопов; последние таким образом юридически слились в один класс с крепостными крестьянами».5
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
«В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание».6
Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.).
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян посессионных, приписных, оброчных и др. – делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленниками было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне). Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность – металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика – владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Предпринимательская деятельность
поощрялась с начала реформ в России
и теперь, но в отличие от петровского
времени отсутствовал всякий государственный
контроль при этом, что дало возможность
нечестным предпринимателям за бесценок
скупить государственные
Возникают мануфактуры во многих отраслях – стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.
Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолодского канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
К 20-м годам ХVIII века, когда в успешном для России завершении войны не могло быть сомнений, Петр значительно изменил торгово-промышленную политику. Осенью 1719 г. были ликвидированы фактически все монополии на вывоз товаров за границу. Усилилось поощрение частного предпринимательства. «Введенная в 1719 г. Берг-привилегия разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, даже если это было сопряжено с нарушением феодального права на землю, где обнаружены руды».7
Получила распространение практика передачи государственных предприятий частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получили от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.д. «Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ввоз из-за границы товаров, производившихся на русских мануфактурах».8
В нынешней же России государство нисколько не заботилось о повышении таможенных тарифов на ввозимую даже некачественную продукцию, поставив одну задачу – заполнить чем угодно опустевшие за годы перестройки полки магазинов.
«Созданные органы управления торговлей и промышленностью, Берг-мануфактур, Коммерц-коллегии и Главный магистрат отвечали сути происходящих перемен. Эти бюрократические учреждения являлись институтами государственного регулирования экономики органами торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма».9
В Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для петровской реформы, подобные коллегии проводили политику королевской власти в целом на тех же теоретических основах.
Условия России отличались от шведских не только масштабами страны, но и необыкновенной жесткостью регламентаций, разветвленной системой ограничений, сугубой опекой и надзором за торгово-промышленной деятельностью подданных.
Царствование Петра I завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра I к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.
После хозяйственного подъема в конце ХVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился.