Пётр Первый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Взяв для своего исследования тему достаточно хорошо уже изученную, я должна обосновать, почему я обратилась именно к этой теме.
Во-первых, потому, что уже два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении петровских преобразований. И действительно, когда ознакомишься с разными точками зрения, понимаешь: их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что – второстепенным на данный момент.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Это было вызвано прежде всего с началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс. рублей.

«Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения  такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного  аппарата».10

При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние  отчетности – ни Дума, ни Большая  казна не могли сказать, какие  суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных, норм налогообложения не было, они  могли меняться от того, кто и  как собирал налоги. Люди, допущенное к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись  доходов и расходов отсутствовала.

О том, что получалось при  таком порядке, свидетельствует  письмо сенатора графа А.В.Макарова: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не делать, стали везде  расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».

 

 

4.РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПЕТРА I.

Реформаторские действия Петра I на рубеже ХVII – ХVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории. Около трёх тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др.

«Грандиозные реформы  и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале ХVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалось гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков».11 Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых. Правительство Петра I в 1719 г. издало Берг-привилегию, основанную на принципе «горной свободы». Звание «прибыльщика» было при Петре особой финансовой должностью. По выражению одного указа состояла в том, чтобы «сидеть и чинить государю прибыли». «Большей частью прибыльщики были дворовые люди московских бояр; некоторым из них Петр за способности и заслуги давал важные должности по управлению. Самым деятельным и способным из них был Курбатов, дворовый человек Б.П.Шереметева, предложивший Петру проект о гербовой бумаге, которая, как важный источник государственного дохода, и была введена в 1699 г.».12

«Ежели владелец не имеет  охоты сам строить, и с другими  в товарищество вступить не похочет, или от недостатка своего не возможет, то принужден будет терпеть, что и другие в его землях руду и минералы искать и копать и переделывать будут, дабы божие благословение втуне не осталось».13

В ряду важнейших хозяйственных  реформ преобразователя не последнее  место занимала собственно экономическая  политика государства.

Многочисленными указами  Петр I  мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственных сферах огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилось значительное вознаграждение. Указ «Горная свобода» деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. Разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных. «… позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, к тем заводам деревни покупать, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».14

Россия, богатая и славившаяся  всегда отечественными умельцами, не пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования  денежной системы. Нехватка денег тормозила  исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались  за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство  Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии.

Расширение торгового  оборота требовало дополнительного  количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. В России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-1697 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-1682 гг. Используя ситуацию, правительство осущетвило переход  к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен ещё на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.

«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому  торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. «Петр I первым в России практически решил вопрос о широкомасштабном внедрении медных монет в денежное обращение. Массовая чеканка неполновесных медных и серебряных монет на несколько миллионов рублей увеличила доходы казны».15 Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в основном для местных рынков и торжков.

Вся чеканка при Петре  I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра -  копейка, алтын (6деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран – талеру. Чеканка монет стала монополией государства.

За 1700-1704 гг. было выпущеноо  более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска  которой был предел старых, изымаемых  из обращения монет. Доходы от чеканки  монеты поступали в приказ Большой  казны. Эти доходы, также как и  собиравшиеся Ратушей, как правило, использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 76,939 руб., но уже  в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в  обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия  дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет  оказались быстро исчерпанными. К  тому же эти действия сопровождались  падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

И нынешние российские реформаторы  первые десять лет начала реформ покрывали  бюджетные расходы выпуском денег, при этом не заботясь о товарном обеспечении этих денег, что привело страну к галопирующей инфляции и огромному государственному долгу и МВФ, и другим зарубежным финансовым организациям. И только последние пять лет наступило в сфере финансов улучшение и то благодаря увеличению международных цен на нефть.

Только при этом, на мой  взгляд, эти средства следовало бы направлять на развитие промышленности страны, а не копить на случай нового дефолта, который и не произойдет при хорошо развитой экономике.

Петр I же, в отличие от них, направлял имеющиеся деньги на развитие экономики.

«Хотя Петр I «выжал» из денежной системы столько, сколько дополнительных доходов, сколько до него не удавалось никому другому, денег для удовлетворения всех первостепенных потребностей не хватало. Царь настойчиво требовал «бережения» денег, жестко наказывал людей, нерадиво относившихся к использованию государственных средств, не говоря уже казнокрадах».16

А в нынешней России очень  слабо ведется борьба с чиновниками-казнокрадами и коррупцией.

Так как выпуск наличных денег не привел к значительному  увеличению поступлений доходов  в казну, главным источником покрытия колоссальных расходов государства  оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40, резко увеличились и сами ставки налогов. Это были прямые, обыкновенные косвенные и чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

«В 1704 г. был образован  специальный штат «прибыльщиков», в  обязанность которых входило  придумывание новых налогов».17 Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т.д.

Крупные вливания в государственный  бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно  усилившая крепостничество. Для  чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько  у кого, в которой деревне душ  мужского пола». Несмотря на решительное  нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных  к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

От податей освобождалось  дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719-1724 гг. выявила почти 5,5 миллионов ревизских душ мужского пола помещичьих крестьян и посадских  людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (хлопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи, и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели – по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а  с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с  косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей.

«Суть ее одна: отобрать у  работающего населения как можно  большую часть собранного урожая, полученного дохода, накопленных  сбережений, а также живого труда».18

Управителем каждой доли (кроме  дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно.

Архивный документ 1705 года рисует картину непомерного налогового обложения Комарицкой волости Севского уезда, где с жителей взимались самые различные натуральные и денежные поборы:

«Всего сбирается по окладу:

Солдатом в приказ военных  дел – 10940 рублей на год

Полуполтинных                                 -  985 рублей

Ямщиком по                                       - 1600 рублей

За мельницы по                                 - 120 рублей

На дачу рекрутом                              - 157 рублей


Итого окладных 13802 рубли».19

На созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были возложены задачи высшего  распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715 г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и  расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами  и предоставляла ежегодно генеральный  экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы …  також вкратце объявлены быть имеют».20

Информация о работе Пётр Первый