Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:57, курсовая работа
Становление духовной культуры Российского государства есть заслуга отдельных лиц, без исторических деятелей нет и истории. Именно благодаря ярким, выдающимся личностям изучение истории становится не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием. Большой вклад в сохранение православия на территории Российского государства внесли духовные лидеры. Деятели, чьи имена навсегда останутся в нашей памяти – это Иов, Гермоген, Адриан, Никон, Филарет и многие другие. Этот ряд можно продолжать, и мне хотелось бы поставить в этот ряд также фамилию Гундяевых. Семью Гундяевых можно считать примером служения Отечеству и Церкви, верности традициям русской православной культуры в нескольких поколениях.
Введение …………………………………………………………………………….3
Василий Гундяев …………………………………………………………………4
Михаил Гундяев ……………………………………………………………………8
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев)………………………………………………………………………………12
3.1 Священство, начало церковной деятельности …………………………………12
3.2 Епископство. Митрополит Кирилл……………………………………………….12
3.3 Патриарший местоблюститель……………………………………………………13
3.4 Избрание на Патриарший престол………………………………………………..14
3.5 Интронизация патриарха Кирилла………………………………………………14
3.6 Вензель Патриарха Кирилла………………………………………………………14
3.7 Общественная деятельность в 1990-е—2000-е………………………………….16
3.8 Участие в различных мероприятиях. Его высказывания и оценки ………….17
3.9 Внешнеполитическая деятельность……………………………………………..17
4. Кирилл в Мордовии …………………………………………………………………..19
4.1 Патриарх в Ичалковском районе…………………………………………………19
5. Заслуги и награды ……………………………………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы …………
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Оброченская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по теме:
«ПО СТРАНИЦАМ ЖИЗНИ СЕМЬИ ГУНДЯЕВЫХ…».
Автор: Пестова Ксения,
ученица 7 класса
МОБУ «Оброченская СОШ»
Руководитель: Афанасьева Аксана Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
2014
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………….
3.1 Священство, начало церковной деятельности …………………………………12
3.2 Епископство. Митрополит Кирилл……………………………………………….12
3.3 Патриарший местоблюститель………………………………………
3.4 Избрание на Патриарший престол………………………………………………..14
3.5 Интронизация патриарха Кирилла………………………………………………14
3.6 Вензель Патриарха Кирилла………………………………………………………14
3.7 Общественная деятельность в 1990-е—2000-е………………………………….16
3.8 Участие в различных мероприятиях. Его высказывания и оценки ………….17
3.9 Внешнеполитическая деятельность…………………………………………….
4. Кирилл в Мордовии …………………………………………………………………..19
4.1 Патриарх в Ичалковском районе…………………………………………………19
5. Заслуги и награды ……………………………………………………………………21
Заключение
…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………………………23
Приложение
Введение.
Становление духовной культуры Российского государства есть заслуга отдельных лиц, без исторических деятелей нет и истории. Именно благодаря ярким, выдающимся личностям изучение истории становится не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием. Большой вклад в сохранение православия на территории Российского государства внесли духовные лидеры. Деятели, чьи имена навсегда останутся в нашей памяти – это Иов, Гермоген, Адриан, Никон, Филарет и многие другие. Этот ряд можно продолжать, и мне хотелось бы поставить в этот ряд также фамилию Гундяевых. Семью Гундяевых можно считать примером служения Отечеству и Церкви, верности традициям русской православной культуры в нескольких поколениях.
В каждом городе, поселке есть
люди, о которых хочется рассказать всем.
Проект «По страницам жизни семьи Гундяевых…»
является реализацией этого желания. Я
хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно,
чтобы осталась память в наших сердцах
о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях,
совершивших духовные подвиги.
Подростковый возраст является
особым для становления личности. Долг
ученика - знание истории малой родины,
знание и память о своих земляках, их делах.
А те, кто интересуется историей родного
края, ведут кропотливую работу по дальнейшему
её изучению. «Интересы человека формируются
главным образом в его детстве», - писал
академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если
у ребенка есть интерес к жизни других
людей, к истории своей страны, к литературе
и искусству, если ему хочется сделать
что-то хорошее, то он и вырастет добрым,
порядочным, полезным для России человеком».
Цель исследования
Рассказать о людях интересной
судьбы, которые прославили своим трудом,
мастерством свою малую родину.
Задачи исследования
1. Проанализировать различные
виды источников информации по теме проекта.
2. Изучить историю малой родины.
3. Узнать о судьбах земляков,
живших рядом, об их роли в развитии современной
жизни.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что знание
современной истории малой родины и людей,
прославивших ее, может качественно повысить
уровень патриотизма у подростков, положительно
повлиять на формирование толерантно
настроенной личности.
Объект и предмет
исследования
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример,
вклад в развитие современного общества
Предмет исследования: биография земляков, их духовная
деятельность.
Методы исследования:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду.
А если - то и жизнь отдать.
А. Твардовский
Имя моего земляка Володя Гундяев.
Начать историю происхождения патриарха Кирилла мне бы хотелось с его истоков: с деда и отца.
Гундяев - от древнего традиционного мужского имени, которое у марийцев звучало как Кундей, а у их родственников и соседей мордвы - Гундяй. А оно, в свою очередь, происходит от корня «кунд», известного в поволжских финно-угорских языках, который переводят как «край, местность, родная сторона». Так что Гундяй - практически и есть «земляк». А сама по себе связь предков Патриарха с мордовским народом – это не простая догадка, которая основывается на фамилии.
- Гундяевы происходят из Лукояновского уезда Нижегородской губернии, но из той его части, где население было в основном мордовским, и поэтому сейчас она входит в состав Республики Мордовия. Их родина - село Оброчное Ичалковского района. Именно там родился в 1879 году дед Патриарха Василий Степанович Гундяев [1].
В селе Оброчное традиционно занимались земледелием и изготовлением сундуков. Но жизнь изменилась, когда в конце XIХ века за околицей стали прокладывать пути линии Тимирязево (сейчас станция называется Красный Узел). Многие ушли на строительство железной дороги, а когда она в 1903 году начала работать, так на ней и остались. Одним из таких жителей Оброчного был и Василий Гундяев.
В Поволжье хорошо знают характер выходцев из мордвы: это люди сметливые, любящие и умеющие учиться и готовые до конца отстаивать свои убеждения. Этими качествами обладал, например, Никон - уроженец села Вельдеманово, которое находится на юге Нижегородской области, первый мордвин на патриаршем престоле, - тот самый, который провел самую коренную из реформ в истории Русской Православной церкви.
Василий Гундяев, простой сельский парень, освоил сложную профессию машиниста-механика и перебрался жить поближе к депо в уездный город Лукоянов. Своих детей Василий Гундяев, а среди них и родившегося в 1907 году Михаила, будущего отца Патриарха, определил в железнодорожную школу на станции Лукоянов [2]. Школа эта тогда гордо носила имя изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона.
Василий был глубоко верующим человеком. Машинисты в начале ХХ века очень хорошо зарабатывали. Большая семья Гундяева - семеро детей, среди которых были и приемные - не бедствовала, но жила скромно. Василий большую часть полученных денег отсылал в монастырь Афона на вечное поминовение своих родных.
В советские годы Василий Гундяев не смирился с закрытием в городе церквей. Он собирал подписи под письма с протестами против этого. И был убежден, что обновленческое течение в Русской Православной церкви, которое желало приспособить ее к реальности Советской власти, пагубно для верующих. Вместе со своим братом Василий создал небольшую свечную мастерскую и, отпуская свечи церковным старостам, разъяснял, как, по его убеждению, должен вести себя истинный верующий. Когда преподавание закона Божия прекратилось в школах, Василий Гундяев стал собирать для его изучения детей железнодорожников дома у одного из местных священников. Что это, как не антисоветская деятельность?
В 1922 году Василий Гундяев был арестован. Но не отказался от своих убеждений, что, наверное, вызовет уважение у каждого - и верующего, и неверующего. Наказанием стала ссылка на Соловки, где он оказался в числе самых первых узников СЛОНа - Соловецкого лагеря особого назначения, вместе с репрессированными священниками. Всего же в его длинной 90-летней жизни было 46 тюрем.
В заключении он работал механиком, отремонтировал посаженный на мель пароход, ходивший между Соловецким архипелагом и материком. Сокамерники относились к Василию с уважением. Он поддерживал общение с архиереями и священниками.
Василий Гундяев был знаком со священномучеником Иларионом. Вспоминает Патриарх Кирилл: «Удивительным образом святитель Иларион связан с моей семьей — через моего деда, иерея Василия, также исповедника Божия, который в 22-м году за борьбу с обновленчеством в Нижегородской губернии был сослан и в то же самое время, когда и святитель Иларион, оказался на Соловках. Он лично знал святителя и всех других иерархов, был участником знаменитого Соловецкого собора. Затем так же много страдал, пройдя 46 тюрем и 7 лагерей, и почти 30 лет находился в заключении… Вот через таких людей мы, следующее поколение православных, родившиеся уже в безбожное время, получили великое свидетельство о вере и мужестве наших предков, которые стояли насмерть, защищая единство Церкви и саму возможность для верующих людей принимать Таинства Святой Евхаристии, Крещения и другие Таинства, оставаться в общении с Богом через страдающую Мать — Православную Церковь».1
Соловецкий собор, о котором упоминает Патриарх, состоялся летом 1927 года, который выработал позицию Церкви по отношению к советской власти.
В конце 1920-х годов Василий вышел на свободу, однако уже в начале 30-х он был снова арестован. На этот раз причиной ареста послужило его участие в борьбе против закрытия монастыря в Лукоянове. Вспоминает Патриарх Кирилл: «Когда деда сажали, бабушка оставалась на воле. И когда его посадили во второй раз, а это было в 30-х, когда в стране свирепствовал голод, она сказала: все, теперь мы умрем. А у них было восемь детей: семь родных и одна дочь приемная. И дед сказал: поскольку я буду как бы нести крест за Христа, вы останетесь живы Потом бабушка рассказывала, что в какой-то момент она поняла: все, жизнь кончилась, потому что на всех осталась лишь маленькая горсточка муки. Она из этой муки приготовила какие-то лепешки, они их съели, а завтра есть уже было нечего. И вот ночью раздался стук в окно. Бабушка вскакивает, а с улицы голос: хозяйка, принимай груз. Открыла дверь — стоит мешок, полный муки, и вокруг — никого. Вот этот мешок муки спас и моего отца, и мне дал возможность появиться на свет».
Годы ссылок и тюрем не сломили
Василия. Своих детей и внуков он наставлял:
«Никогда ничего не бойтесь. В этом мире
нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему
бояться. Нужно бояться только Бога».
После освобождения Василий долго находился
на нелегальном положении: «Он был просто
как бродяга, потому что единственная
возможность спастись для него была одна
— скрываться от властей. У него не было
дома. Он был в полном смысле слова бездомный».
Лишь в конце 40-х годов его положение было легализовано, и он впервые смог приехать в Ленинград. Вспоминает Патриарх Кирилл: «Мы с мамой встречали его на Московском вокзале. Я хорошо помню эту сцену: вышел из вагона сухощавый пожилой человек, мне даже показалось — старичок, с огромным черным фанерным чемоданом, и мама подбежала к нему: «Папа, папа! Мы сейчас возьмем носильщика». А он возмутился: «Какого еще носильщика?» — «Ну как, чтобы помочь чемодан нести…» Дед улыбнулся, снял ремень, перевязал им чемодан, взвалил на плечи, и мы пошли. Эту встречу я хорошо запомнил».2
Мечтой Василия было священство.
Однако лишь на закате дней, уже в хрущевскую
эпоху, он удостоился рукоположения в
сан диакона и был приписан к храму города
Бирска. Затем был рукоположен в сан священника
и назначен на служение в башкирское село
Уса-Степановка, где власти объявили о
намерении закрыть храм. Отец
Василий активно противодействовал этому.
Будучи 80летним старцем, иерей Василий
ревностно служил Богу и Церкви. Иной раз ходил
за 14 километров пешком причащать больных.
Но в конце 1960-х годов начал слепнуть «и
понял: больше служить не сможет — опасно
было совершать литургию, ведь священник
имеет дело со Святыми Дарами. Тогда он
собрался и поехал в Москву, к Патриарху
Алексию I, который его очень ласково принял. Василий
поведал ему о всей своей жизни. И сказал: «Ваше Святейшество,
без Вашего личного согласия я не могу
покинуть приход, потому что он будет закрыт.
Никто там служить не станет». Он получил
благословение Патриарха, который напутствовал
его словами: «Вы, отец Василий,
и так всю свою жизнь посвятили Церкви
Божией и сделали столько, сколько другому
человеку не под силу. Живите спокойно,
считайте, что вы совершили все, что могли.
Можете возвратиться к себе домой, к своей
семье». И Василий уехал. Храм после
этого закрыли.
После ухода на покой отец Василий вернулся в село Оброчное (бывшей Арзамасской губернии, ныне Мордовия), где ребенком проводил лето вместе со своими родителями. Там он и скончался 31 октября 1969 года. Отпевали его в храме села Ичалки недалеко от Оброчного. Среди священнослужителей, участвовавших в отпевании, были сын иерея Василия протоиерей Михаил Гундяев [3] и два внука — иерей Николай, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент той же академии, будущий Патриарх.