Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:57, курсовая работа
Становление духовной культуры Российского государства есть заслуга отдельных лиц, без исторических деятелей нет и истории. Именно благодаря ярким, выдающимся личностям изучение истории становится не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием. Большой вклад в сохранение православия на территории Российского государства внесли духовные лидеры. Деятели, чьи имена навсегда останутся в нашей памяти – это Иов, Гермоген, Адриан, Никон, Филарет и многие другие. Этот ряд можно продолжать, и мне хотелось бы поставить в этот ряд также фамилию Гундяевых. Семью Гундяевых можно считать примером служения Отечеству и Церкви, верности традициям русской православной культуры в нескольких поколениях.
Введение …………………………………………………………………………….3
Василий Гундяев …………………………………………………………………4
Михаил Гундяев ……………………………………………………………………8
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев)………………………………………………………………………………12
3.1 Священство, начало церковной деятельности …………………………………12
3.2 Епископство. Митрополит Кирилл……………………………………………….12
3.3 Патриарший местоблюститель……………………………………………………13
3.4 Избрание на Патриарший престол………………………………………………..14
3.5 Интронизация патриарха Кирилла………………………………………………14
3.6 Вензель Патриарха Кирилла………………………………………………………14
3.7 Общественная деятельность в 1990-е—2000-е………………………………….16
3.8 Участие в различных мероприятиях. Его высказывания и оценки ………….17
3.9 Внешнеполитическая деятельность……………………………………………..17
4. Кирилл в Мордовии …………………………………………………………………..19
4.1 Патриарх в Ичалковском районе…………………………………………………19
5. Заслуги и награды ……………………………………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы …………
Принимал и принимает активное участие в работе многочисленных межхристианских организаций на конференциях, в комиссиях и диалогах с представителями инославных конфессий. Является автором нескольких книг и более 500 публикаций в отечественной и зарубежной периодике.
В отношении вопроса о возможном визите римского папы в Российскую Федерацию — в публичных заявлениях всегда придерживался строго официальной позиции Русской Православной Церкви, принципиально не меняющейся с 1990:
«Мы никогда не исключали в принципе возможности приезда папы римского в Россию или его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на территории другой страны. Но, по нашему глубокому убеждению, это историческое событие должно свидетельствовать о положительных изменениях в отношениях между двумя Церквами. Достигнуть этого возможно при условии разрешения ряда конкретных проблем, существующих в наших отношениях, — миссионерской деятельности католиков в России и других странах СНГ и конфликта между православными и грекокатоликами на Украине. Убеждён, что основанием для улучшения взаимосвязей может быть близость позиций наших Церквей по таким актуальным вопросам современности как проблемы нравственности, вопросы биоэтики, необходимость проповеди и защиты традиционных христианских ценностей.»
Заявление 6 июня 2007 года на Конференции религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств «Группы восьми», организованной по инициативе Евангелической Церкви в Германии, в Кёльне содержало первое после краха СССР прямое политическое заявление в поддержку внешнеполитической позиции руководства страны: « Совершенно очевидно, что размещение в Чехии и в Польше элементов американской ПРО повлечёт за собой ответ России, которая усматривает в этом размещении угрозу своей безопасности. Мы стоим на пороге возобновления гонки вооружений, способной разрушить хрупкий баланс сил, обеспечивающий безопасность Европы».
Высказался за прекращение «политики уступок, проводимой в одностороннем порядке», которая «зачастую расценивается как проявление слабости, как своеобразная капитуляция перед центрами силы».
В октябре 2007 года не исключил возможности создания православно-католического альянса, подчеркнув, однако, что границы гипотетического альянса между православными и католиками «не могут быть принципиальным образом закрыты для наших протестантских братьев».
4. Кирилл в Мордовии.
2-4 июля 2005 года по приглашению главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина и епископа Саранского и Мордовского Варсонофия председатель Отдела внешних церковных сношений московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Мордовию.
2 июня в аэропорту Саранска митрополита Кирилла встречали епископ Варсонофий, председатель Правительства и заместитель председателя Государственного собрания Республики. Из Саранска митрополит Кирилл выехал в село Ичалки, где совершил заупокойную литию на могиле старца Филарета (Кулакова). В селе Оброчном была отслужена панихида на могиле иерея Василия Гундяева, деда Владыки.
Во второй половине дня митрополит Кирилл в сопровождении руководителя республики посетил Мордовский конезавод, затем осмотрел Свято-Тихвинский женский монастырь села Курилово и Свято-Троицкий мужской монастырь села Чуфарово.
3 июля митрополит Кирилл и глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин возложили цветы к памятнику воинам, павшим в Великой Отечественной войне в 1941-1945годов, после этого посетили Музей боевого и трудового подвига. Затем состоялась встреча митрополита с профессорско-преподавательским составом Мордовского университета.
После этого митрополит Кирилл выступил на форуме молодежи Мордовии, а затем в сопровождении главы республики выехал в Санаксарский монастырь Рождества Богородицы. У раки с мощами преподобного Феодора Санаксарского (дяди адмирала Ф.Ф.Ушакова) была совершена заупокойная лития (11 июля состоится прославление преподобного Феодора в лике святых). Митрополит Кирилл осмотрел монастырь и могилу адмирала Ушакова. После осмотра монастырского комплекса Его Высокопреосвященство приветствовал участников конференции “Монастыри Мордовии”, беседовал с мордовскими историками.
Во второй половине дня митрополит Кирилл, епископ Саранский и Мордовский Варсонофий, глава республики Н.И.Меркушкин посетили Параскево-Вознесенский женский монастырь села Пайгарм. По пути в Саранск состоялась остановка у новостроящейся Никольской церкви города Рузаевка.
Утром в воскресенье 4 июля митрополит Кирилл отслужил панихиду на могиле своей бабушки в Саранске. Затем он и епископ Варсонофий совершили Божественную литургию в Иоанно-Богословском кафедральном соборе.
В Саранском епархиальном правлении состоялась пресс-конференция, в ходе которой митрополит Кирилл ответил на многочисленные вопросы мордовских журналистов. Затем в Доме Республики состоялся обед, на котором присутствовали глава Мордовии Н.И.Меркушкин, руководители республики, митрополит Кирилл, епископ Варсонофий.
В тот же день митрополит Кирилл отбыл в Москву.
4.1. Патриарх в Ичалковском районе.
22 июля 2011 года Святейший
Патриарх Московский и всея
Руси, совершающий
Утром Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в новопостроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово. Чин закладки Казанского храма был совершен шесть лет назад Святейшим Патриархом Кириллом, тогда митрополитом Смоленским и Калининградским.
«Очень важно, чтобы с построением храма не только наполнялись его стены, но чтобы менялась к лучшему жизнь людей. Когда мы в храме молимся Богу, мы предстоим Ему, мы поверяем Ему свои мысли, свои чувства, мы просим Его о помощи, и Господь помогает нам, — сказал, обращаясь к прихожанам, Святейший Владыка. — Но если мы Его обманываем, если мы только просим Его, а сами ничего не хотим отдать, не хотим изменить свою жизнь, не хотим стать лучше, чем были, тогда Бог перестает нам помогать, а нередко и наказывает нас».
В дар Казанскому храму Первосвятитель передал дарохранительницу.
22 июля 2011 года в ходе поездки по храмам Саранской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил село Оброчное в Ичалковском районе Мордовии. Здесь находится дом, принадлежавший родителям отца Святейшего Патриарха Кирилла — священнику Василию и Параскеве Ивановне Гундяевым. [ 7]
Святейший Владыка осмотрел дом, в котором проживал его дед, и побеседовал с родственниками за чаепитием.[8]
Cовершил заупокойную литию на его могиле деда Василия Гундяева.[9]
- Село Оброчное – это
наше родовое гнездо. Место, где
жили мой дед, мой отец, – признался
Митрополит Кирилл в беседе
с редактором «Известий
Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений.
Здесь не развалилось сельское хозяйство… Это свидетельство того, что люди сохранили способность трудиться. И это очень важно.
Обращаясь к землякам, Митрополит Кирилл сказал:- …от всего сердца я хотел бы пожелать своим землякам терпения…Чтоб трудности не разрушали в человеке то прекрасное, что Бог заложил в его природу, а именно – доброту. Мы добрые люди по природе. И не дай Бог, чтобы эти экономические испытания, политический кризис нашу доброту разрушили. Если мы сохраним самое сильное, чем мы обладаем как народ, а именно – доброту и веру, то мы преодолеем эти трудности. И, конечно, я желаю большого успеха руководству республики. Я знаю об их хороших планах и намерениях и надеюсь, что они осуществятся.5
Затем Предстоятель направился в село Ичалки. В храме Архистратига Михаила Святейший Владыка приложился к мощам местночтимого святого Филарета Ичалковского и поделился с паствой своими воспоминаниями об этой церкви, где на протяжении многих лет молилась благочестивая семья его деда, а в 1969 году было совершено его отпевание.
Следующим пунктом маршрута Святейшего Патриарха стал административный центр Ичалковского района село Кемля. У стен старинного храма Рождества Пресвятой Богородицы, где некогда бывал А.С. Пушкин, Предстоятеля Русской Церкви встречали настоятель протоиерей Николай Просвирнин, глава Ичалковского муниципального района В.Г. Дмитриева, руководитель администрации села Кемля М.С. Бочкин. В.Г. Дмитриева подарила Его Святейшеству картину с изображением дома священника Василия Гундяева в селе Оброчное, скатерть с национальными мордовскими узорами и книгу об истории Ичалковского района.
Святейший Патриарх Кирилл благословил учащихся воскресной школы и обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся на главной площади поселка.
Во внимание к помощи в восстановлении храма Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Владыка вручил В.Г. Дмитриевой орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени. В дар храму Предстоятель передал евхаристические сосуды, а всем верующим были розданы образки Божией Матери Казанской с Патриаршим благословением.
Затем Святейший Патриарх Кирилл направился в Казанскую Ключевскую пустынь, расположенную в поселке Тургенево Ардатовского района Мордовии.
По дороге в монастырь Святейший Владыка совершал краткие остановки в населенных пунктах Лада, Резоватово, Вечкусы, Парадеево, Лобаски, где посещал храмы, благословлял верующих, вручая им образки Божией Матери, беседовал с местными жителями, которые с большим воодушевлением и радостью во множестве выходили встречать Предстоятеля Русской Церкви.
В поездке Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев и другие.
5.Заслуги и награды
Святейший Патриарх Кирилл удостоен орденов Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви и Маланкарской Церкви (Индия).
Также награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; святого благоверного князя Даниила Московского I степени; преподобного Сергия Радонежского I и II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени.
Среди государственных наград — орден Дружбы народов (1988 г.); орден Дружбы (1996 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006 г.); медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика, 2010 г.); орден «Шараф» (Азербайджанская Республика, 2010 г.); орден Александра Невского (2011 г.); высший орден Республики Молдова — орден Республики (2011 г.).
В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московским биографическим институтом избирался «Человеком года» в номинации «Религия».6
Заключение
«Красивого
на земле много, вся земля красивая…
Дело не
в красоте, дело, наверное, в том,
Что дает
родина каждому из нас в дорогу».
В мире все связано.
Изучая историю своего района, мы волей
– неволей, знакомимся с людьми, жившими
в ту или иную эпоху, людьми, родившимися
на этой земле или переехавшими по каким
– то причинам. В жизни так бывает, что
человек родился в одном месте, а прожил
всю жизнь в другом краю. Так случилось
в жизни и моих героев. Дед Патриарха родился
в нашем селе Оброчное, а сам патриарх
никогда не жил в этом селе а лишь приезжал
на каникулы и в гости к деду. Но тем не
менее жители нашего края считают его
– «земляком».
Определенное время
выдвигает своих героев. Это не обязательно
герои военных действий. В мирное время
героями можно назвать людей, которые
оставляют после себя, а может и при жизни,
что-то важное, то, благодаря чему их будут
помнить потомки.
Работая над проектом,
я открыла для себя много нового: изучила
историю своего края, много интересного
узнала о жизни людей - моих земляках.
Долг каждого человека уважительно относится
к истории родного села, края, России, научиться
хранить память о земляках. Мы должны помочь
себе найти дорогу к добру, справедливости,
милосердию, испытывать чувство гордости
и гражданского достоинства.
Завтра мы вступим
в жизнь, и судьба России будет в наших
руках. Мы должны знать историю нашей страны,
ее особенности и понимать, черты национального
русского характера. Задача нынешнего
молодого поколения - не превращаться
в равнодушных, бесчувственных людей.
В этом нам поможет вера в Бога.
Использованная литература