Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 2

Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

I. Положение Индии к концу Первой мировой войны

Вклад Индии в победу метрополии

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе.

Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек). Среди населения проводился сбор пожертвований на военные нужды. Англия получила от Индии заем в 150 млн. ф. ст., из Индии шли поставки товаров на общую сумму в 200 млн. ф. ст.

Английские власти были заинтересованы в экономическом потенциале своей колонии и сняли всякие ограничения на развитие промышленности и банков. За годы войны индийское предпринимательство заметно укрепилось и потеснило англичан. Крупные предприниматели из числа индийцев развивали металлургическую промышленность, строили гидроэлектростанции, создавали собственные банковские учреждения. Еще накануне войны в Индии произошло возрождение ручного ткачества. В этой отрасли перерабатывалось значительно больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, и были заняты 45 млн. человек. 10       История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)


Расширялись и инвестиции английского капитала в Индии -- английские банки все более охотно вкладывали деньги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъема антиколониального движения.

Национальное движение в 1918 г.

Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей начал в Индии реформу образования с целью подготовки кадров колониальной администрации из самих индийцев.

Во второй половине XIX в. в Индии открылось немало университетов, где обучение велось на английском языке и по английским программам. Кроме того, дети из семей зажиточных брахманов имели зозможность получить блестящее образование в лучших университетах Англии -- Кембридже и Оксфорде. Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на индийских интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их роль в политике и общественной жизни была определяющей.

Именно из этой среды вышли известные индийские просветители Рам Мохан Рой, Свами Вивекананда, Даянда Сарасвати. Тот факт, что Индия потеряла свободу, они считали естественным проявлением закона кармы, объясняли существованием архаичных обычаев (сати, ранних браков, кастовой дискриминации и т. д.) и предлагали различные пути выхода из этого положения. Среди простых индийцев распространился комплекс неполноценности, преклонения перед англичанами, которых считали представителями законной власти в Индии.

Крупнейшей организацией стал созданный еще в 1885 г. Индийский национальный конгресс (ИНК). В то время он еще не был политической партией, а лишь представлял интересы интеллектуальной элиты. Деятельность его сводилась к выступлениям в индийской прессе и к проведению ежегодных конгрессов, где принимались антиколониальные резолюции и откуда направлялись петиции английским властям. Каких-либо массовых организаций, внутренней структуры, координирующих работу органов, в ИНК не было. Правда, в самом конце XIX в. в ИНК выделилась радикальная фракция Б. Ти-лака, который пытался организовать массовые акции в Махараштре, занимая крайне националистические позиции, но широкой поддержки его деятельность не получила.

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии       11


В 1906 г. при активной поддержке англичан в Индии была создана еще одна организация -- Мусульманская лига. Эта организация ориентировалась на образованную часть мусульман, ставила своей целью сплотить мусульманскую общину (еще до войны в Индии было введено голосование по куриям, т. е. по религиозному принципу). Английские колониальные власти уделяли подчеркнуто большое внимание Мусульманской лиге и стремились представить себя защитниками интересов индийских мусульман. Накануне и в годы Первой мировой войны ИНК и Мусульманская лига зачастую выступали совместно.

В XX в. в Индии были созданы Законодательные советы -- Всеин-дийский и провинциальные. С момента их создания постоянно ставился вопрос о расширении их полномочий и выборности. По закону 1909 г. избиралась половина депутатов Всеиндийского законодательного совета, в провинциальные Законодательные советы избиралось большинство. В годы войны в Индии широкое распространение получили идеи свараджа (самоуправления). В 1916 г. создается Лига гомруля -- организация, в которой принимали участие и англичане; возглавляла ее А. Безант.

В том же 1916 г. сторонники Б. Тилака вновь вошли в ИНК. Тогда, на съезде ИНК в Лакхнау, с партией Мусульманская лига было достигнуто соглашение о единстве действий. С тех пор стали проводиться совместные съезды (сессии) ИНК и Лиги.

В 1915 г. председателем Мусульманской лиги избирается выдающийся деятель Мухаммед Али Джинна. Был принят новый Устав этой организации, в котором ее целью провозглашалось самоуправление Индии в рамках Британской империи. Это создавало предпосылки для совместных действий двух ведущих национальных политических организаций. Все ожидали, что Англия предоставит Индии право на самоуправление, отблагодарив таким образом за вклад в победу в Первой мировой войне.

Ответ английских властей на чаяния индийцев

В июле 1918 г. был опубликован проект закона «Об управлении Индией». Он получил известность как реформа Монтегю--Челмсфорда (все законы, касавшиеся Индии, имели в названии две фамилии -- вице-короля и министра по делам Индии в английском правительстве, т. е. лиц, напрямую причастных к его разработке). Ожидавшегося самоуправления для Индии не последовало, правда, кое-какие уступки были сделаны. Расширялось выборное большинство в Законода-

12      История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)

тельных собраниях провинций, снижался имущественный ценз, что позволило увеличить число избирателей в три раза.

Но самое главное -- индийцам разрешалось занимать посты, правда, второстепенные (здравоохранение, просвещение и т. п.), в Исполнительных советах (правительствах) при вице-короле и в провинциях. Английские власти сохранили за собой право вето на все акты Законодательных собраний и право их роспуска по своему усмотрению.

Часть лидеров ИНК были склонны согласиться даже на такой вариант, например Банерджи в Бенгалии намерения Англии одобрил, он основал Либеральную федерацию, выйдя из состава Конгресса. Но в целом ИНК на своем ежегодном конгрессе в Бомбее в августе 1918 г. отверг проект Монтегю--Челмсфорда. Однако что-либо противопоставить английским властям не смог. Закон «Об управлении Индией» был принят парламентом в 1919 г.

19 марта 1919 г. в Индии были введены в действие законы Роулет-та. Они должны были заменить законы военного времени, которые могли действовать после окончания войны не более шести месяцев. Согласно законам Роулетта, административные власти в Индии получили право на разгон митингов и демонстраций протеста, отменялся суд присяжных по политическим делам, вводилось право на аресты и ссылки без суда, запрещались любые организации и органы прессы, устанавливалась строгая цензура. Разумеется, подобные меры не могли стать популярными в Индии, но англичане надеялись на отсутствие действенной тактики у ИНК, его организационную слабость. В самом деле, что мог противопоставить Конгресс, кроме заявлений протеста. Но ситуация к тому времени изменилась.

II. Первый этап движения сатьяграхи (1919--1920)

Начало политической деятельности М.К. Ганди

Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Ка-рамчанд Ганди. Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы индийской общины и разработал тактику сатьяграхи -- ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения.

Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на родине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он осно-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии       13

вал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели.

Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам -- выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах.

Одновременно преследовалась и другая цель -- свадеши (свое производство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из национальной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом.

Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего -- идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.).

6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди началсяхар-тал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пен-джабе-вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К. Ганди призвал прекратить хартал.

Движение халифатистов и позиция ИНК

В годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в состоянии войны со своим религиозным вождем -- турец-

14      История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)

ким султаном, который носил титул халифа -- главы мусульман-суннитов всего мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в Индии.

Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общины, что халифат в любом случае будет сохранен как религиозный институт. Однако уже в 1919 г. на этот счет возникли серьезные сомнения, так как события вокруг Турции развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца 1919 г. развернулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех индийцев поддержать это требование.

Начался период небывалого единения мусульман и индусов: проводились совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али.

В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комитету свою программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председателем Халифатистского комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой кампании.

Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот английских товаров и различных учреждений. В нем участвовали как мусульмане, так и индусы, а английские власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не прибегали к насилию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с помощью силы.

Принятие ИНК программы и тактики М.К. Ганди

Лидерам Индийского национального конгресса -- а это были представители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, получившие английское образование и воспитание, -- нелегко было решиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заве-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии        15

дения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей -- возможности в будущем занять достойное место в обществе.

Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны