Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к достаточно скромной касте сельских ростовщиков -- бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его тактика? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения -- упорствовать далее было уже невозможно.

В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в сентябре -- в Калькутте и в декабре -- в Нагпуре. На них были приняты исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия становилась массовой, уже в конце 1920 г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная структура, провинциальные организации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет.

Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизматического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздействие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотливую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировавшей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно -- денег никогда не было в наличии.

Организации ИНК проводили большую работу на местах по созданию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности возникали крестьянские комитеты -- сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления контактов с профсоюзным движением.

М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политической организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстрируя тем самым массовый характер партии.

16       История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

III. Второй этап кампании (1921--1922)

Ослабление индо-мусульманского единства в августе 1921 г.

К сожалению, период единства двух религиозных общин был непродолжительным, хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в своих поездках по стране призывали воздерживаться от всего, что могло оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел мусульманский праздник Бакр-ид, хотя раньше именно во время этого праздника происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров мусульманами.

Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к единоверцам с фетвой (письменным распоряжением, имеющим для мусульман силу закона), в которой содержался призыв бороться с колониальными властями вплоть до сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди обратился ко всем индийцам, в том числе и индусам, с призывом открыто нарушить этот запрет и требовать от властей наказания по закону, т. е. тюремного заключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции, зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить многочисленные аресты среди населения практически невозможно. Англичане оказались в затруднительном положении. Здесь необходимо учитывать такую тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их выполнения, за таковую не считается -- таков менталитет населения. Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи -- он считал необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев.

Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, произошедшие в августе 1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там вспыхнуло восстание мопла. Крестьяне-мусульмане народности малаяли выступили против землевладельцев-индусов. Это был конфликт на социальной почве (известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла, чтобы разрядить обстановку, но

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии        17

власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского 

С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского -- наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам   по   этому   поводу.   Лидеры   Конгресса   понимали,   что j   оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на обще-I  ственное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представ-) ление о политике английского правительства и, возможно, отразится ■   на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. ) М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в га-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии        17

власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского

С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского -- наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам   по   этому   поводу.   Лидеры   Конгресса   понимали,   что J   оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на обще-)   ственное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представ-) ление о политике английского правительства и, возможно, отразится -   на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. "} М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная  сами, попытавшимися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в га-

I



Мупмянский государственный I

18       История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)

зетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать.

Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.

Сатъяграха в феврале 1922 г. и ее исход

В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампанию продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи -- объявить бойкот налогам. Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К, Ганди. Он получил право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда приостановить кампанию.

1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов -- тяжкое преступление.

Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Деятельность колониальных властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался.

4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорбный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатьяграхи -- ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что Ганди оказался прав.

Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не прошло бесслед-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии       15

но, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с непредсказуемыми последствиями.

Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: продолжить вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Ти-лака, организовывать на селе панчаяты, отделы социального обслуживания (оказание помощи неимущим, при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы, бороться с неприкасаемостью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но дух участников движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль.

К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее значение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.

Выводы

  1. После Первой мировой войны в Индии начался новый этап антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними причинами и недальновидной политикой английских властей.
  2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой -- сатьяграхой.
  3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в собственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием властей стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по религиозному признаку.
  4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло, сплачивающий две общины фактор -- халифатистское движение -- утратил свое значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской лиги окончательно разошлись.

Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920-- 1930-е гг.       21

полностью изменить политику в Индии. Ганди и другие лидеры ИНК были освобождены из тюрем. Появились надежды на проведение реформ и изменение статуса Индии. В этих условиях Ганди принял решение прекратить все виды бойкотов, кроме бойкота английских тканей.

Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны