Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Решено было сконцентрировать усилия на пропаганде кхади, создании национальных учебных заведений и укреплении единства с Мусульманской лигой. Казалось бы, прогнозы Ганди сбываются -- это сплотило ряды ИНК. Тем более что свараджисты, приняв участие в выборах и получив места в Законодательных собраниях, безуспешно пытались прибегнуть к обструкции. Английские власти их полностью игнорировали, они могли управлять страной и без Законодательных собраний.

Но вскоре стало ясно, что надежды, связанные с приходом к власти лейбористов, невелики: они зависели в парламенте от поддержки Либеральной партии, а та в свою очередь не собиралась идти ни на какие уступки. К тому же вскоре, в конце 1924 г., в Англии у власти уже было новое, на сей раз консервативное правительство. Министром по делам Индии в нем стал лорд Биркинхед, попытки вести с ним переговоры закончились ничем.

В 1924--1928 гг. М.К. Ганди фактически отошел от политической работы в ИНК и целиком сосредоточился на своей Конструктивной программе. Особое внимание он уделял пропаганде кхади, ведя эту работу с помощью Всеиндийской ассоциации ручных ткачей.

Не добились успеха и свараджисты: они вновь приняли участие в выборах 1926 г., вновь получили на выборах большинство голосов, но не получили большинства в Законодательных собраниях, а следовательно, и возможности парализовать их работу.

Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими властями и ИНК

В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была разработка новой Конституции для Индии, но состоять комиссия должна была из одних англичан. При этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет консультироваться с индийскими политическими партиями и организациями. Но все равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление предоставить Индии. Индийские политические партии были возмущены действиями англичан и объявили бойкот работе комиссии.

22       История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)

В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специальный комитет для разработки своего проекта Конституции. Его возглавил Мотилал Неру («Комитет Мотилала»).

В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Неру»). Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульманской лигой и представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в декабре 1928 г. закончилась неудачей. Делегаты не смогли договориться о представительстве общин в Центральном законодательном собрании (Мусульманская лига требовала себе 7-э мест), после чего лидер мусульман Мухаммед Али Джинна покинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать англичанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного ответа, добиваться только полной независимости.

В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать я мировой экономический кризис, который быстро достиг Индии. Еще в 1927--1928 гг. страна столкнулась с аграрным кризисом -- падением цен на джут, хлопок, пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в прежнем размере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди, Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату земельного налога.

Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяйственную продукцию, что фактически вело к росту налогов. Хотя формально налоги оставались прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2--3 раза больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему.

Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей продукции в Индии. Были отменены все протекционист-

Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920--1930-е

23

ские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности. Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской национальной валюты -- рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже. Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на 30--40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно распродавало сбережения, чтобы выжить.

Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие террор. Они действовали, восновном, в двух районах -- Бенгалии и Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невелика и шансов получить существенную поддержку населения -- никаких. Сами акции террористов ничтожны по своему числу. Крупнейшие из них -- это налет на арсенал в Читтагонге (Бенгалия) в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено методами борьбы английских властей с террористами.

  ы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демонстративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали.

Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом английских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к чему Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни тысяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими товарами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщинами в Индии далеко не всегда.

В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоцировать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной пограничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пуштунов), но и там вспышки насилия не произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией «Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффар-ханом, который провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов ненасилия.

В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахар-лал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество организации наложен арест. Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они устанавливали контакты с иными политическими силами в стране, не принимавшими участия в сатьяграхе.

Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920--1930-е гг.       25


В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конституции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либеральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане надеялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии.

К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикализируются, им становится все труднее находить контакт с мусульманами, членами ИНК. Именно в 1930 г. известный общественный деятель Мухаммед Икбал высказал идею выделения из Индии независимого мусульманского государства. Тогда она была отвергнута Лигой, но впоследствии нашла свое выражение в создании Пакистана.

Пакт Ганди--Ирвинг и приглашение ИНК на Конференцию «круглого стола»

Пока Конференция «круглого стола» продолжала свою работу в Лондоне, ситуация в Индии для англичан не улучшалась. Власть фактически была парализована, и стало ясно, что, если и удастся о чем-то договориться в Лондоне, без ИНК это не будет иметь никакого значения. Даже аресты руководителей не могли нарушить ход сатьяграхи: Ганди придумал хитроумную систему замены арестованных, и в каждом районе знали, кто возглавит кампанию после ареста очередного руководителя.

Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с лидерами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе 1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных условиях. 5 марта 1931 г. был подписан пакт Ганди -- Ирвинг (вице-король) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.

Соглашение было утверждено на сессии ИНК в Карачи в марте 1931 г. На этой же сессии обсуждалась программа социальных и политических преобразований в будущей независимой Индии. Там, в частности, впервые говорилось о намерении ИНК провести в Индии реформу административно-территориального деления на лингвистической основе, о национализации ключевых отраслей экономики и многом другом.

26       История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

Тем временем начинаются взаимные обвинения сторон в нарушении соглашения Ганди--Ирвинг. Так, англичане освободили не всех арестованных, оставив в тюрьмах обвиненных в терроризме. Мало того, продолжал действовать «Бенгальский указ», который давал возможность властям проводить аресты людей и держать их под арестом без суда по обвинению в терроризме. Англичане также имели свои претензии: в отдельных районах продолжался стихийный отказ от уплаты земельного налога и арендной платы, т. е., по сути, сатьяграха была прекращена не везде, а местные организации ИНК были вынуждены поддержать ее участников.

В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане предложили лидерам «неприкасаемых» отдельную курию, пугая их тем, что в независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа каст станет добиваться своей курии, и договориться тогда уже будет совершенно невозможно.

Кампания М.К. Ганди в защиту «неприкасаемых» (1932--1934)

М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Конгресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Имущество отдельных лиц, участвующих в движении, было конфисковано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь организованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.

Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию. Лидер «неприкасаемых» доктор Амбедкар лично прибыл в тюрьму и заверил Ганди, что они отказываются от этого намерения. Ганди прекратил голодовку и решил развернуть кампанию по ликвидации дискриминации «неприкасаемых».

Многие лидеры ИНК в то время упрекали Ганди за то, что он-де несвоевременно начал новую кампанию, что сначала нужно было добиться от британцев независимости, а уже потом решать проблемы «непри- Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920--1930-е гг,       27

касаемых». Но Ганди был твердо убежден, что индийцы не могут требовать от англичан, чтобы те лучше обращались с ними, пока сами индийцы еще хуже обращаются со своими соотечественниками.

Кампанию по ликвидации дискриминации проводила специально созданная Ганди организация «Хариджан севак сангх», ход событий освещался в редактируемой Ганди газете «Хариджан». Слово «хари-джане» означает «божьи люди» -- так в Индии с этого времени называют «неприкасаемых». Ганди призывал правоверных индусов допустить хариджан в храмы, разрешить им пользоваться деревенскими колодцами, устранить многочисленные, ограничения. Кампания проводилась в основном на юге и имела шумный успех. Но сатьяграха тем временем явно шла на спад и многие обвиняли в этом лично Ганди, поскольку он отвлек внимание на новую кампанию.

В декабре 1932 г. неудачей завершилась еще одна попытка провести переговоры между руководителями всех религиозных общин Индии. Конференция единства в Аллахабаде закончилась провалом, хотя индусы были готовы предоставить мусульманам 32% мест во всех Законодательных собраниях.

В начале 1933 г. Ганди был освобо>вден из тюрьмы, к тому времени сатьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Индии постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кампанию по оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.

Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны