Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция
Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).
Несмотря на официальный лозунг -- требование восстановить халифат -- главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания. ^С£Х_национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ -- национализм. В Турции живут только турки -- такой же политики правительство придерживалось еще до Первой мировой войны.
Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят закон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные пол-
118 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)
номочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подавлено.
Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные газеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и некоторые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар -- «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным реформам М. Кемаля.
И. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
Легче всего было отменить официальные атрибуты прошлого, ввести европейские нормы в быт и культуру населения. Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы. Закон от 25 ноября 1925 г., например, квалифицировал ношение фески как уголовное преступление. Традиционность в одежде подчеркивала консерватизм турок. Вот почему М. Кемаль придавал большое значение внедрению европейской моды. Через несколько лет был даже принят закон, запрещавший ношение религиозных одежд духовенством вне службы. Что касается женской одежды, ношения паранджи, то никаких официальных запретов не издавалось, но сам М. Кемаль в своих выступлениях неоднократно призывал отказаться от ношения паранджи, и это возымело действие.
25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарь и летоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в силу закон «О введении фамилий», как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный соратник Исмет-паша -- фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).
Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским образцам. 17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законодательству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вводилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за собой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.
Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин. В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские бра-
jpiubi мустафы Кемаля в Турции 119
ки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки получали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять вероисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.
В 1927 г. женщины получили право работать в государственных учреждениях, в 1930 г. -- участвовать в местных выборах, а с 1934 г. -- в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).
Для развития принципа национализма М. Кемаль пытался возбудить в людях чувство патриотизма. Этому призвана была служить кампания по внедрению нового алфавита. Требовалось отказаться от арабского письма и перейти на латинский алфавит. Правда, латинский алфавит не располагал всеми необходимыми знаками для передачи фонетических особенностей турецкого языка, но для этого была создана специальная комиссия во главе с самим М. Кемалем, которая придумывала особые знаки.
Вскоре работа была завершена, и 7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите. Теперь началось внедрение его в жизнь. Проводились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изучала новый алфавит, правила орфографии.
Принятие латинизированного алфавита облегчило обучение в многочисленных, заново создаваемых по европейским стандартам начальных и средних школах, специальных и высших учебных заведениях, а также содействовало развитию научных исследований, приобщению Турции к европейской культуре и цивилизации. Однако вся кампания велась под лозунгами турецкого патриотизма.
Возбудить национальный патриотизм была призвана и кампания по развитию турецкого языка. Ее проводило Турецкое лингвистическое общество. Официальная его цель -- заново сформировать турецкий язык, очистив его от чужеродных заимствований, от арабо-пер-сидских слов. Предстояло переписать заново основные литературные произведения, переложив их содержание на современный турецкий язык, с использованием новых, только турецких по происхождению слов, благо, турецкая литература невелика по масштабам. М. Кемаль предписал даже ввести богослужение на турецком языке.
Подобного рода новшества вызывали озлобление людей. Особо негативно воспринимались меры, затрагивающие чувства верующих. Начались покушения на М. Кемаля. Их участники сурово наказывались. Много шуму наделал так называемый Измирский заговор 1926 г., в котором были замешаны младотурки. Поэтому неудивитель-
120 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)
но, что режим М. Кемаля проводил реформы в столь жесткой форме, силой подавляя всякие попытки к сопротивлению.
Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», разрешена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на политической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либерально-республиканской партии. Лидер этой партии -- Али Фетхи-бей («западник») критиковал М. Кемаля за его экономическую политику, выступал против раздувания госсектора, требовал «большего сближения Турции с Западом». Критиковалось также ограничение режима свободы слова.
В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демонстрации. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены. Народно-республиканская партия вновь стала единственной. Как отмечалось в заявлении правительства, «условия для демократии в стране еще не созрели».
В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2) национализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность -- верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала основные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла структуру политического режима.
М. Кемаль пожизненно назначался председателем Народно-республиканской партии. Все кандидаты на выборах в парламент выдвигались им от имени партии. Политика радикальных реформ была продолжена и в 1930-е гг.
III. Социально-экономическая политика М. Кемаля
Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В экономической жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние людей.
Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регулировала все экономические процессы. Частная жизнь не имела гарантий от вмешательства. В бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи, армяне, греки, выходцы с Кавказа -- их всегда могли подвергнуть репрессиям. Быстро развить национальную экономику, создать современную промышленность можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и экономическую зависимость от других стран.
Лекция 13. Реформы Мустафы Кемаля в Турции 121
Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, железных дорог. В руки государства переходили и некоторые концессии, принадлежавшие ранее иностранцам.
В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями облигаций старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры ежегодных выплат. На этих условиях можно было рассчитывать на получение новых займов от Европы. Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому, что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась со старыми долгами к 1944 г.
В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозаннскому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.
Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продукцию -- главную статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию.
В государственном секторе создавались новые крупные предприятия, строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструктура. Началась ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы, большинство же -- выкуплены государством.
В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли выкупленные у Оттоманского банка акции и право денежной эмиссии. Банк стал главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы выполнения первого пятилетнего плана (1933--1938) объем продукции, произведенной в госсекторе, в стоимостном выражении вырос втрое.
Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно финансировало предприятия государственного сектора через систему государственных банков, которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» -- на обрабатывающей промышленности,
122 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000)
«Этибанк» -- на добывающей промышленности и энергетике; были банки, обслуживающие металлургические заводы, пароходные компании и т. д. Все эти банки участвовали и в управлении государственными предприятиями.
Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены натурального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение безземельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). Всего было распределено 700 тыс. га земли. Введена единая система аренды. Правительство пыталось создать условия для повышения товарности сельскохозяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государственные закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать уровень цен. Для финансирования крестьян был создан Сельскохозяйственный банк.
Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в 1920-е гг. были установлены государственные цены на отдельные виды сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон «О контроле за ценами на промышленные изделия». По «Закону о национальной защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять себестоимость продукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных расходов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся в Турции вплоть до 80-х гг. XX в.
Традиционной была в Турции и забота государства о социальном благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране порядка», деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государство должно было взять на себя заботу о людях. Оно регулировало цены и условия труда, не допуская массовой безработицы и увольнений.
В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он устанавливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы, регламентировал условия труда, в частности -- запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оплата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, деятельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжайше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие защищены были от локаутов.
Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успехов в реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу, но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить другие пути.
Лекция 13, Реформы Мустафы Кемаля в Турции 123
Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно, в связи с болезнью стал портиться его характер, начались трения с ближайшими соратниками. 25 октября 1937 г. подал в отставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г. М. Кемаль умер.
Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал достойным продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же харизмой, как Мустафа Кемаль.
IV. Внешняя политика Турции
Во внешней политике М. Кемаль стремился следовать принципу равноудаленное™. Главной его целью было укрепить национальный престиж страны. Отношения с СССР диктовались главным образом соображениями безопасности (договор о дружбе и нейтралитете с СССР был заключен еще в 1925 г., затем продлен в 1935 г.). Меньшую роль играли экономические интересы (хотя во время визита К.Е. Ворошилова в 1933 г. в Турцию был получен кредит в 8 млн. руб. золотом).
Став членом Лиги Наций в 1932 г., Турция стремилась поддерживать дружественные отношения со всеми странами. Были подписаны договоры о нейтралитете с Грецией и Италией. Дипломатический кризис с Италией (из-за Додеканесских островов) был урегулирован в 1936 г., когда Турция признала захват Эфиопии, проведенный Муссолини.
Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны