Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:05, контрольная работа
Подвиг Жанны д’Арк - один из тех моментов мировой истории, которые вспоминаются вновь и вновь, раз за разом привлекают внимание как исследователей, стремящихся открыть неизвестные факты или предложить новые объяснения, так и обычных людей, которых привлекают яркие личности или занимают вопросы патриотизма. Интересно, что история Жанны д’Арк созвучна событиям отечественной истории, в которой важное место занимает борьба против иноземных вторжений (монголо-татары, тевтонцы, поляки и др.), а также современной российской действительности, которая постоянно ставит вопрос о подлинном и ложном патриотизме.
Введение 3
1. Положение Франции к моменту появления Жанны д’Арк 5
1.1. Политическая и экономическая обстановка 5
1.2. Социальная обстановка 8
2. Роль Жанны д’Арк в Столетней войне 14
2.1. Детство и юность Жанны д’Арк 14
2.2. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях 16
2.3. Суд над Жанной д’Арк 20
Заключение 26
Список литературы 27
Подвиг Жанны д’Арк
Содержание
Введение
Подвиг Жанны д’Арк - один из тех моментов мировой истории, которые вспоминаются вновь и вновь, раз за разом привлекают внимание как исследователей, стремящихся открыть неизвестные факты или предложить новые объяснения, так и обычных людей, которых привлекают яркие личности или занимают вопросы патриотизма. Интересно, что история Жанны д’Арк созвучна событиям отечественной истории, в которой важное место занимает борьба против иноземных вторжений (монголо-татары, тевтонцы, поляки и др.), а также современной российской действительности, которая постоянно ставит вопрос о подлинном и ложном патриотизме.
Литература, посвященная Жанне д’Арк, очень обширна. Сохранились материалы церковного трибунала, судившего ее в 1431 г., новые материалы, приведшие к реабилитации Жанны в 1456 г., а также другие источники: письма самой Жанны и к Жанне, финансовые документы, хроники, современные ей литературные произведения и т. д. Кроме того, ежегодно появляются новые и новые исследования истории Жанны д’Арк, традиционные и альтернативные объяснения ее чудесного появления на политической арене Франции (и всей ее жизни).
Целью данной работы является выработка собственного представления о подвиге Жанны д’Арк.
Для достижения
цели необходимо решить
Данная работа написана с использованием монографии Н. И. Басовской, посвященной Столетней войне, а также противоположных по духу работ В. И. Райшеса - одного из крупнейших советских специалистов по Жанне д’Арк и Р. Амбелена - члена Французской исторической ассоциации, обнажающего механизм создания ряда исторических легенд и фальсификаций.
Феномен Жанны д'Арк можно понять только в «неразрывной связи со всей историей Столетней войны, сложной эволюцией ее характера, в контексте определенной исторической эпохи»1.
Жанна д’Арк родилась в 1412 г., во время короткого перемирия в затяжном конфликте Франции и Англии, который длился с 1337 г. и позже получил название Столетней войны. Поводом к войне послужил династический конфликт - притязания английских королей на французскую корону, однако истинные причины войны крылись в длительной борьбе Капетингов и Плантагенетов из-за земель во Франции, которые некогда принадлежали английским королям, а затем в ходе объединения страны под властью Капетингов перешли к своим естественным хозяевам - французам. Когда-то, в середине XII в., английский король Генрих II Плантагенет владел за Ла Маншем более обширными территориями, чем его французский соперник, но уже в начале XIII в. большая часть этих земель была отвоевана французами. Интересы формирующегося французского национального государства требовали ликвидации этих остатков «империи Плантагенетов», а потомки Генриха II стремились, напротив, вернуть утраченные владения. Таким образом, война была подготовлена всем ходом процесса территориального объединения Франции.
Столетняя война представляла собой серию крупных самостоятельных операций, чередовавшихся с длительными перемириями и затишьями. Именно во время одного из перемирий (1396 - 1415) родилась Жанна д’Арк. К этому моменту миновало уже два этапа Столетней войны (Эдвардианская война (1337 - 1360) и Каролингская война (1369 - 1389)), Франция пережила эпидемию чумы (1346 - 1351), а также в полной мере ощутила на себе традиционную для Средневековья тактику «опустошений на земле противника»2. Если в 1346 г., когда первые английские отряды высадились на нормандском побережье, они нашли, по словам хрониста, «тучную и плодородную землю, полные хлебом риги, ломящиеся от добра дома богатых горожан, телеги, повозки, лошадей, свиней, овец, баранов и великолепно откормленных волов»3, то столетие спустя хронист, побывавший в районах, которые только что оставила война, видел повсюду обезлюдевшие деревни и заросли густого кустарника там, где некогда были пашни4.
До 1415 г., несмотря на жестокие поражения, которые терпели французы, война шла с переменным успехом - им все же удавалось контролировать значительную часть страны и иногда отвоевывать некоторые территории. Однако в 1415 г. положение Франции резко ухудшилось: в Англии прекратилась междоусобица и король Генрих V (из новой династии Ланкастеров) начал очередное вторжение во Францию, терзаемую внутренними конфликтами - распрей бургундцев и арманьяков. Формально страной правил безумный король Карл VI, за регентство при нем и сражались враждующие группировки, во главе которых стояли принцы из рода Валуа: герцоги Бургундский и Орлеанский, опиравшиеся на зависимое от них дворянство и имевшие сторонников в среде духовенства и горожан. Эта распря началась в 1390-х гг. и совершенно обескровила Францию к моменту очередного английского вторжения.
25 октября 1415 г. французские войска были разбиты в сражении при Азенкуре. В 1416 г. бургундский герцог Иоанн Бесстрашный заключил союз с англичанами и стал править от имени безумного короля совместно с женой последнего - Изабеллой Баварской. Дофин Карл, наследник Карла VI, лишь чудом сумел бежать на юг страны. По договору в Труа (1420 г.) он объявлялся лишённым прав на корону, королем после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский, обручённый с французской принцессой Екатериной, а за ним - его сын, рождённый от этого брака. Однако в 1422 г. Генрих V скончался неожиданно для своих сторонников. Его наследником был его десятимесячный сын, Генрих VI (1422-1461), а регентом при нем Генрих V перед смертью назначил своего брата герцога Бедфорда (1389 -1435). «Создалась великолепная юридическая лазейка для всех противников объединения корон, и в первую очередь для дофина Карла»5. Прежде чем он успел ею воспользоваться, у него появился еще более реальный шанс в борьбе за восстановление права наследования: через шесть недель после кончины Генриха V умер и Карл VI. Тогда дофин Карл объявил условия договора 1420 г. незаконными и был коронован своими сторонниками в г. Пуатье как Карл VII (1422- 1461).
Франция
распалась на три части.
К началу 20-х гг. XV в. положение англичан во Франции было сложным: перевес был по-прежнему на их стороне, однако каждый успех доставался им с огромным трудом. В течение 1422 -1424 гг. английские и бургундские отряды продолжали медленно теснить французов на севере и востоке: постепенно сдавались крепости и города в Нормандии, Пикардии, Понтье, Шампани. Однако знакомое англичанам в прошлом ощущение легких блестящих побед не возвращалось. Во Франции зрело ощущение, что решается судьба самого существования страны. Это была та духовная основа, на которой выросла и достигла огромного накала народно-освободительная война во Франции в 20-х гг. XV в.
Итак, характер Столетней войны изменился: если в конце XIV в. основные цели сторон были еще достаточно тесно связаны с проблемой размежевания древних феодальных владений, с борьбой за земли, доходы и пр., то 20-х гг. XV в., когда англичане попытались добиться реального покорения Франции, основным содержанием войны стала борьба населения страны за сохранение ее независимости, против превращения в часть объединенного англо-французского королевства. К этому времени экономическое и политическое положение Франции было очень тяжелым: почти вся она была захвачена англичанами и постепенно превращалась в вассальное государство. Это унизительное положение усугублялось непрекращающимися эпидемиями и голодом. Король Франции Карл VII не был коронован. Франция была взбудоражена крестьянскими восстаниями и волнениями. В стране полыхали Жакерия и Парижское восстание. Страна была обескровлена феодальными междоусобицами и многочисленными бандами.
Народное сопротивление оккупантам началось сразу же после вторжения англичан в Нормандию. Первоначально (50-е гг. XIV в.) оно носило характер стихийной самообороны населения от солдатских грабежей, т. е. ограничивалось по преимуществу единичными выступлениями крестьян и горожан, возмущенных бесчинствами интервентов. Но вскоре это сопротивление превратилось в массовое народно-освободительное движение, участники которого вполне отчетливо сознавали его общую политическую цель - изгнание англичан. Это произошло в начале 1420-х годов, когда в завоеванных районах был установлен оккупационный режим - система упорядоченного разбоя и организованного грабежа, обращенная против всего населения захваченной территории6. И в той мере, в какой различные слои его страдали от войны и оккупации, они принимали участие в этом подлинно общенациональном движении. В рядах его бойцов можно было встретить и дворян, чьи конфискованные земли были отданы английским феодалам, и купцов, разоренных тяжелыми контрибуциями, и ремесленников, лишившихся заработков в разграбленных и обезлюдевших городах, и бедных священников - представителей той плебейской части духовенства, которая близко стояла к народу и разделяла с ним его бедствия.
Главную боевую силу этой народной войны составило крестьянство. Его положение было особенно тяжелым, ведь крестьян грабили не только разбойничьи шайки солдат, но и налоговые чиновники. Новые сеньоры - англичане видели в подаренных им поместьях источник быстрого обогащения и, не ограничиваясь взиманием традиционных поборов, требовали со своих держателей дополнительных платежей.
В то же время представители правящей верхушки руководствовались исключительно своими политическими интересами и скомпрометировали себя многочисленными компромиссами с захватчиками, которые прекрасно понимали, что для окончательного завоевания Франции необходимо искать сотрудничества с влиятельными силами внутри самой Франции.
Прежде всего, таковой была церковь - не только богатейший сеньор, но и наиболее независимый от государства социально-политический институт. Подобно своим светским собратьям крупные церковные феодалы видели в усилении королевской власти угрозу своей независимости и поэтому стремились задержать поступательное движение государственной централизации, что влекло за собой переход значительной части французского духовенства на сторону врагов. Особенно усердно служили оккупантам богословы и юристы Парижского университета - самого влиятельного учреждения французской церкви, бывшего в те времена непререкаемым авторитетом в области теологии и церковного права. Бургундцы передали корону Франции англичанам, и духовенство благословило эту предательскую сделку. Французская делегация на переговорах в Труа состояла почти сплошь из профессоров Парижского университета, которые теоретически обосновали проект создания «двуединой» англо-французской монархии: богословы и законники нашли в ней некое далекое подобие «божьего града», не знающего национальных разграничений и государственных границ. Прелаты входили в состав правительственного совета при регенте, занимали важные посты (канцлера королевства, государственных секретарей-министров, докладчиков регентского совета и т. д.) и выполняли ответственные дипломатические поручения. Их служба вознаграждалась прибыльными должностями, щедрыми пенсиями и богатыми земельными пожалованиями. Они оправдывали свое предательство фразами о вненациональной позиции церкви, стоящей якобы над распрями земных владык.
Когда впоследствии, во время суда над Жанной д'Арк, судьи спросили ее: «Ненавидит ли бог англичан?», то они не только расставляли подсудимой ловушку, но и подчеркивали свое собственное мнимое беспристрастие: англичане и французы равно любимы богом и церковью.
Жанна ответила на этот вопрос так: «Мне ничего не известно о любви или ненависти бога к англичанам и о том, что он сделает с их душами. Но я твердо знаю, что все они будут изгнаны с французской земли - кроме тех, кого найдет на этой земле смерть»7. Это говорила сама Франция - ее народ, поднявшийся на борьбу с иноземными захватчиками.
Отметим, что особенностью рождающихся патриотических чувств в то время была идентификация интересов страны с личностью короля8. А короли, начиная с Карла V, осознавали значение широкого освободительного движения для Франции и постоянно поддерживали его. Если основой пропагандистских обращений Эдуарда III и Генриха V к англичанам при обосновании справедливости войны во Франции были традиционные династические права государя, то Карл V буквально с первых месяцев своего пребывания у власти делал акцент на том, что враги «опустошают» французскую землю, что они «вторглись в герцогство Нормандию и причинили большой ущерб … подданным»9.
Необходимо также отметить, что с первых же английских побед Эдуард III начал пропагандировать идею о том, что грандиозное поражение французского войска - это проявление воли Бога, который желал покарать узурпатора Филиппа VI. Мысль о «Божьем суде», выразившемся в победе или поражении одной из сторон, была глубоко традиционной для Средневековья. Весь путь тяжелейших военных поражений Франции английские Плантагенеты от Эдуарда III в первой половине XIV в. до Генриха V в начале XV в. сопровождали этим психологическим мотивом. Широко распространялись слухи, что во время сражения при Азенкуре, например, англичанам явился образ святого Георгия, возвещавший даруемую им Богом победу. С французами, по сообщениям хронистов, происходило обратное: к примеру, в битве при Креси Божья воля проявилась в дурном предзнаменовании: в разгар сражения на французов налетела огромная стая ворон и обрушился дождь10. Сразу после этого англичане начали теснить ряды французских рыцарей.
Французы пытались выработать свою версию отношения Бога к англо-французской войне. Первая такая попытка была предпринята в тяжелейший для страны момент после поражения при Пуатье (1356): автор «Хроники первых четырех Валуа» пересказывает легенду о том, что некоему крестьянину из отдаленного уголка Шампани явился ангел и сообщил, что король Иоанн будет разбит, если вступит в сражение вблизи Пуатье. Избранный Богом крестьянин прошел пол-Франции, чтобы рассказать королю об этом видении. Однако Иоанн не послушался предостережения, принял бой, был разбит и пленен11. Таким образом, за семьдесят с лишним лет до Жанны д'Арк родилась идея избрания Богом для спасения Франции человека из народа. В сложной обстановке начала XV в. эта мысль буквально носилась в воздухе. После предательского договора в Труа народ возложил большую долю вины за унижение Франции на жену безумного Карла VI - королеву Изабеллу Баварскую. Изабелла в союзе с герцогом Бургундским добилась отрешения дофина Карла от наследственных прав и объявила его незаконнорожденным. В народе говорили, что Францию погубила порочная женщина. Со временем эту версию органично дополнила мысль, что спасет страну девственница - некая Дева.