Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:05, контрольная работа
Подвиг Жанны д’Арк - один из тех моментов мировой истории, которые вспоминаются вновь и вновь, раз за разом привлекают внимание как исследователей, стремящихся открыть неизвестные факты или предложить новые объяснения, так и обычных людей, которых привлекают яркие личности или занимают вопросы патриотизма. Интересно, что история Жанны д’Арк созвучна событиям отечественной истории, в которой важное место занимает борьба против иноземных вторжений (монголо-татары, тевтонцы, поляки и др.), а также современной российской действительности, которая постоянно ставит вопрос о подлинном и ложном патриотизме.
Введение 3
1. Положение Франции к моменту появления Жанны д’Арк 5
1.1. Политическая и экономическая обстановка 5
1.2. Социальная обстановка 8
2. Роль Жанны д’Арк в Столетней войне 14
2.1. Детство и юность Жанны д’Арк 14
2.2. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях 16
2.3. Суд над Жанной д’Арк 20
Заключение 26
Список литературы 27
И она появилась в самый критический момент, осенью 1428 г., когда с битвы за Орлеан начался решающий этап Столетней войны. Расположенный на правом берегу Луары, Орлеан занимал ключевую стратегическую позицию, контролируя дороги, которые связывали Северную Францию с Пуату и Гиенью. Чтобы полностью подчинить Францию, англичанам достаточно было перейти Луару, занять западные провинции и соединиться с той частью их сил, которая находилась в Гиени. От исхода сражения на берегах Луары зависела судьба Франции - это понимали и англичане, и французы. Постепенно в течение октября - декабря 1428г. к городу были стянуты лучшие силы обеих сторон. Англичане сосредоточили у его стен осадные орудия, значительную артиллерию. На защитники были подготовлены к осаде, и она затянулась на полгода. Вокруг Орлеана происходили ожесточенные стычки, кровопролитные бои за отдельные небольшие крепости, за каждое укрепление. Все население города принимало активное участие в обороне. Однако начавшиеся раздоры между горожанами Орлеана и солдатами привели к тому, что часть защитников покинула город. Англичане смыкали осадное кольцо, положение французов постепенно становилось безнадежным. Над городом нависла угроза голода, распространялись тревожные слухи. Но однажды - это было в марте 1429 г. - осажденные узнали о том, что к дофину пришла девушка, которую зовут Жанной. Она уверяет, что ее избрал господь для того, чтобы снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсском соборе, где издавна короновались французские короли, и изгнать англичан из Франции. Она шлет орлеанцам привет и просит их потерпеть еще немного. Скоро она придет им на помощь.
Традиционно считается, что Жанна д'Арк родилась около 1412 г. в деревне Домреми на границе Шампани и Бургундии, в крестьянской семье12. Она жила обычной жизнью крестьянского ребенка: выполняла работу по дому, помогала родителям в поле, была неграмотной, но набожной. Религиозность выделяла Жанну среди односельчан. Когда ей было тринадцать лет, она впервые услышала «голоса»: ей являлись архангелы Михаил и Гавриил, святые Екатерина и Маргарита - наиболее почитаемые в народе святые. Они называли ее возлюбленной дочерью господа и внушали ей, что она избрана богом для великого дела - спасения Франции. Нужно иметь в виду, что вера в появление чудесной избавительницы была повсеместной, в разных местах Франции об этом говорили по-разному, на родине Жанны, например, считалось, что девушка придет из Лотарингии, из деревни, подле которой растет дубовый лес (что соответствовало месту жительства Жанны). Помимо этой веры легенды о вмешательстве небесных сил в земную жизнь были очень распространены: Жанна знала предания о девах, которые отводили опасность от родных мест, слышала сказания о божьих посланцах, спасавших от бедствий целые народы13. Так что происходившее с ней не было чем-то невероятным.
В свою миссию Жанна поверила не сразу: она долго колебалась, считая себя недостойной быть исполнительницей «божьей воли». Ее останавливала привязанность к родным, которых она должна была оставить, пугало неведомое будущее. Однако желание спасти «милую Францию, приведенную на край пропасти»14 пересилило: когда в Домреми пришло известие о начавшейся осаде Орлеана, у Жанны созрел четкий план действий. Проявив незаурядную смелость и настойчивость, она заставила капитана близлежащего замка Вокулер Бодрикура отправить ее в сопровождении нескольких человек к Карлу VII, который выглядел защитником интересов Франции, а не просто одним из борцов за власть. Кроме того, Карл «не мог не вызывать сочувствия простых людей и как человек, от которого отвернулись мать и отец, которого оболгали и унизили ради интересов ненавистного английского короля»15.
Разумеется, встретиться с королем было непросто. Однако глубочайшая убежденность Жанны в ее призвании передавалась всем окружающим, превращали их из скептиков в преданных сторонников Девы. Много лет спустя собеседники Жанны будут вспоминать о том впечатлении, которое произвели на них слова девушки, проникнутые непоколебимой, даже фатальной убежденностью16.
Очутившись при дворе, выдержав множество проверок и испытаний (первым из которых стал фокус с переодеванием дофина), Жанна сумела убедить окружающих, что Бог избрал ее для выполнения великой миссии освобождения Франции от завоевателей. Она стремилась доказать, что Бог на стороне Франции. Она утверждала, что он желает, чтобы англичане покинули страну. В качестве доказательства своей правоты Жанна предложила с малым числом людей снять осаду Орлеана.
Жанна добилась расположения короля и выдержала трехнедельные допросы церковников, которые должны были определить природу ее «сверхъестественного» вдохновения (выяснить, от кого - от бога или от дьявола - исходят ее «голоса» и видения) и дать заключение относительно возможности допуска Жанны к войску.
Члены церковной комиссии, которые допрашивали Жанну, были трезвыми политиками и верными слугами дофина. Они отлично понимали, что девушка, полная такой непримиримой ненависти к врагам Франции, охваченная столь сильным желанием помочь своему народу, может оказаться очень полезной Карлу в это трудное время. Они видели, как с каждым днем росло влияние Жанны в простом народе: жители толпами собирались у дверей дома, где она жила, подолгу ждали ее появления, а когда она показывалась, приветствовали ее радостными криками. Вести о Жанне быстро разнеслись по другим городам. Народное признание, которое постоянно опережало признание со стороны «верхов», - вот в чем был секрет успехов Жанны. Опираясь на поддержку народа, слабая девушка обретала ту могучую силу, с которой не могли не считаться дофин и его советники.
Комиссия, допрашивавшая Жанну в Пуатье, не нашла в ней ничего такого, что внушало бы подозрения. Карл распорядился, чтобы Жанну допустили к войску.
С небольшим отрядом под руководством одного из полководцев Карла VII - герцога Алансонского Жанна отправилась в Орлеан. Далее происходило то, что современники назвали чудом: осада длившаяся более полугода, осада, с которой не могли справиться самые искусные военачальники, командовавшие опытными солдатами, эта осада была снята на девятый день после въезда Жанны в город.
Мысль о чуде и надежда на благоприятную для французов волю Бога владела защитниками города еще до появления Жанны. После неожиданной и нелепой гибели английского главнокомандующего Солсбери, убитого во время вялой перестрелки случайным снарядом, возник слух, что Бог таким образом указал англичанам на необходимость уйти из-под стен города. Вся накопившаяся вера в чудо обратилась на Жанну д'Арк. Ее постоянно растущее и невиданно воодушевленное войско освобождало одну за другой бастиды и укрепления вокруг Орлеана, вызывая все большую растерянность англичан. 8 мая 1429г. английская армия, терпевшая одно поражение за другим, сняла 209-дневную осаду Орлеана и отступила, понеся большие потери.
Франция восторженно восприняла известие о победе под Орлеаном, это стало высшим ее триумфом за все десятилетия войны. Страна отозвалась на это событие прежде всего подъемом национально-освободительного движения против чужеземных захватчиков. Новые бойцы стекались к Жанне со всех сторон, ее армия росла изо дня в день, и к концу мая эта армия, которую мы вправе назвать армией освобождения, насчитывала 12000 бойцов17. Обычно армии - победительницы рассеивались так же быстро, как и побежденные армии: солдаты-наемники, получив свое жалованье, расходились в разные стороны, а рыцари-дворяне, отслужив у своего сюзерена положенный срок, возвращались в свои поместья. Но в этом случае ситуация была иной. В этой народной по своему характеру армии была установлена строгая дисциплина. Решительно пресекались попытки грабежей и насилий над мирным населением, которое, может быть, впервые видело столь дисциплинированное войско. Ядро армии Жанны д’Арк образовывали патриоты, которые сражались для того, чтобы изгнать захватчиков и принести мир своей измученной родине.
Единственно возможным способом закрепления идеи возрождения Франции было усиление позиций Карла VII в противовес притязаниям английской короны. Жанна д'Арк, обладавшая удивительным политическим чутьем, понимала это. Сразу после освобождения Орлеана она начала горячо убеждать Карла отправиться в Реймс - традиционное место коронации многих поколений французских королей. Карл VII колебался, ведь предстояло идти через занятые англичанами территории. Однако победы, одерживаемые французской армией под руководством Жанны, заставили его принять план коронации в Реймсе. Этому способствовал растущий энтузиазм французов, свято верившим словам Девы о том, что предстоящая коронация - воля Бога, поручившего ей помочь законному королю Франции утвердиться в своих правах. В сознании населения страны Жанна д'Арк по-прежнему соединяла патриотическую и религиозную идеи. Этот идеологический и эмоциональный сплав становился мощным фактором в развитии военных действий. Появились признаки деморализации английских солдат, уверовавших в неуязвимость Жанны. Это мешало им оказывать реальное сопротивление ее армии. Как отмечает бургундский хронист Монстреле, англичане «ни одного капитана или полководца не боялись так, как эту Деву»18.
Энтузиазм, с которым население французских городов относилось к Деве, приводил к тому, что города Шампани один за другим добровольно подчинялись Карлу VII. Лежавшие на пути к Реймсу Труа и Шалон, презрев права герцога Бургундского, раскрыли ворота перед французской армией. Ряд других городов прислал депутации с изъявлением покорности Карлу. Возникла реальная угроза полной потери англичанами Шампани.
Коронация Карла VII состоялась 17 июля 1429 г. в Реймском соборе. Жанна стояла рядом с королем и воплощала провиденциальный характер происходящего, подчеркнув его после окончания церемонии следующими словами: «Милый король, вы исполнили волю Божью тем, что пришли в Реймс и короновались, показав, что вы - подлинный король, которому должно принадлежать королевство!»19
В качестве единственной награды она попросила только освободить от налогов родную деревню Домреми. По одним данным, Жанна указала также, что ее миссия закончена, и попросила отпустить домой. Но многие свидетельствуют и против этого20.
В этот момент влияние Жанны достигает своего пика: к ней обращаются с прошениями и просьбами, ее боготворят, по всей Франции начинают ходить легенды и сказания о ее деяниях. Победы, одерживаемые французской армией в течение осени 1429 - весны 1430 г. зачастую бескровны благодаря невиданной популярности Девы. Эта популярность и растущий размах народной войны не могли не беспокоить короля и его окружение. Жанну пытались отодвинуть от руководства событиями, начали распространяться разговоры о том, что она больше не является носительницей воли Бога, так как ее миссия состояла только в снятии осады Орлеана и коронации Карла VII. Ослаблению позиций Жанны д'Арк при дворе способствовала неудача предпринятого под ее руководством осенью 1429 г. штурма Парижа. Захватить столицу одним ударом не удалось, Жанна была ранена, французские войска отступили. Однако эта неудача не означала поворота событий в пользу англичан - народная война ширилась в Пикардии, Нормандии, Мене.
Но Жанну упорно отстраняли от участия в ней, не давая ни действовать, ни покинуть двор. По словам самой Жанны, бездействие было для нее пыткой, придворная жизнь, размеренная и расписанная, загнанная в рамки этикета, пронизанная интригами и заговорами наводила тоску21. После провала осады Парижа Жанна изменилась - стала все чаще упоминать о своей скорой смерти, по большей части молилась и находилась в подавленном настроение, хорошо осознавая свое положение птицы в золоченой клетке.
В конце концов без разрешения короля Жанна отправилась в Иль-де-Франс, где продолжались военные действия, и 23 мая 1430 г. была захвачена в плен бургундцами во время вылазки из осажденного города Компьеня. 21 ноября 1430 г. герцог Бургундский передал свою пленницу англичанам за 10 тыс. ливров. Жанну заключили в тюрьму Старого замка в Руане - главном городе Нормандии.
Итак, Жанна была в плену и ждала помощи. Согласно существовавшим тогда обычаям, Карл VII мог выкупить ее у неприятеля. Однако «милый дофин» и «благородный король», которому Жанна так верила, не предпринял ни одной попытки спасти ее или облегчить ее участь. Остался равнодушным к участи Жанны архиепископ Реймсский, которому она вернула епархию, молчали теологи, писавшие некогда трактаты о божественной миссии Девы, молчал папа, прекрасно осведомленный о том, что происходило во Франции.
Англичане задумали судить Жанну как еретичку. Суд был задуман в качестве средства воздействия на общественное мнение: ненавидевшие Жанну англичане хотели развенчать ее в глазах религиозных современников. Для этого недостаточно было просто убить ее, она должна была умереть от руки правосудия, как официально осужденная еретичка и колдунья, пытавшаяся сокрушить с помощью дьявола поставленную богом власть. Только казнь по приговору церковного суда могла опорочить все успехи Жанны и прежде всего - коронацию Карла VII, которую общая молва приписывала новоявленной «посланнице небес». И эту работу англичане сделали руками французов, точнее - французского духовенства, которое не меньше англичан жаждало расправиться с колдуньей.
Дело было в том, что расчеты церковников сделать из Жанны послушное орудие «божьей воли» (т. е. своей собственной политики) не оправдались. Используя колоссальный авторитет Жанны в народной среде, церковники надеялись укрепить с ее помощью позиции церкви. Однако Жанна разочаровала своих недавних покровителей: «она не следовала ничьим советам, но всегда поступала по-своему»22. Она видела свою миссию в изгнании англичан из Франции, ей были чужды и придворные интриги, в которые ее пытались втянуть, и интересы «высокой» политики церкви. И чем явственнее убеждались в этом церковники из окружения Карла VII, тем быстрее остывал их первоначальный энтузиазм, уступая место подозрительности и страху.
Особенно встревожило их появление в различных районах Франции культа Орлеанской Девы. Восхищение ее подвигом, любовь, благодарность - все эти чувства приняли такую естественную в XV в. форму выражения общественного самосознания, как религиозное почитание. Жанне воздавали почести, приличествующие только святой. В честь ее воздвигались алтари и часовни, служились мессы и устраивались процессии. Церковь оказалась перед перспективой иметь в самое ближайшее время живую святую - это и беспокоило ее больше всего, слишком свеж был в памяти пример пражского магистра Яна Гуса. Вот почему, узнав о пленении Жанны, влиятельные церковники не только не выступили в ее защиту, но поспешили дискредитировать героиню в глазах народа.