Подвиг Жанны д’Арк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Подвиг Жанны д’Арк - один из тех моментов мировой истории, которые вспоминаются вновь и вновь, раз за разом привлекают внимание как исследователей, стремящихся открыть неизвестные факты или предложить новые объяснения, так и обычных людей, которых привлекают яркие личности или занимают вопросы патриотизма. Интересно, что история Жанны д’Арк созвучна событиям отечественной истории, в которой важное место занимает борьба против иноземных вторжений (монголо-татары, тевтонцы, поляки и др.), а также современной российской действительности, которая постоянно ставит вопрос о подлинном и ложном патриотизме.

Содержание работы

Введение 3
1. Положение Франции к моменту появления Жанны д’Арк 5
1.1. Политическая и экономическая обстановка 5
1.2. Социальная обстановка 8
2. Роль Жанны д’Арк в Столетней войне 14
2.1. Детство и юность Жанны д’Арк 14
2.2. Участие Жанны д’Арк в боевых действиях 16
2.3. Суд над Жанной д’Арк 20
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Подвиг Жанны Д.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Инквизиторы обвиняли Орлеанскую деву во всех смертных грехах: она слышала голоса - это были голоса дьяволов; она пыталась бежать из темницы - значит, признавала свою вину; она носила мужское платье - не по велению ли дьявола она это делала? На нее кричали, ей угрожали земными и небесными карами, пугали орудиями пыток, требовали признаний… Пытки к Жанне применены не были, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс»23.

Казалось бы, страшная инквизиционная машина должна была сломить Жанну, заставить ее подчиниться воли ее мучителей, осудить дело, за которое она боролась, и отречься от него. Но молодая неграмотная лотарингская крестьянка, ослабленная муками жестокого тюремного заключения и вынужденная ежедневно отвечать на ловкие коварные вопросы, придуманные отборными судьями, никогда не теряла ни присутствия духа, ни чудесной ясности ума. Ей расставляли ловушки, которые она угадывала верным инстинктом. На неё дождем сыпались вопросы, которые затруднили бы ученых богословов; с полдюжины ожесточенных спорщиков нападали на нее одновременно и прерывали её ответы; беспорядок временами достигал таких размеров, что нотариусы, заявляли, что они не в состоянии ничего понять24.

В начале мая 1430 г. инквизиторы сформулировали свои обвинения против Жанны. Суд признал, что ее видения ангелов и святых исходили от злых духов и дьявола. Утверждения обвиняемой, что она вручила Карлу VII корону, якобы полученную ею от св. Михаила, было признано пустой выдумкой, делом тщеславным, лживым, гибельным и посягающим на достоинства церкви. Суд признал безрассудным утверждения Жанны, что она узнавала святых и ангелов по получаемым от них наставлениям и ободрениям и верила в эти явления как в веру Христовою. Суд обвинил ее за ношение мужской одежды25 и коротких волос в богохульстве, оскорбление таинств, нарушение божеского закона, священного писания и канонических постановлений. Суд заявил Жанне: «Ты убийца и бесчеловечная, ты ищешь пролития крови; ты мятежница и ведешь к тирании; ты хулишь бога, его повеления и откровения»26.

23 мая 1431 г. Жанну вызвали в трибунал и зачитали ей обвинения, уговаривая ее признать себя виновной, раскаяться и отречься от своих заблуждений и преступлений, иначе она загубит свою душу, и погибнет на костре. На самом деле никакое раскаяние уже не могло спасти Жанну - будучи живой она даже осужденная, раскаявшаяся и находящая под стражей солдат,  представляла и для английского претендента на французский трон, и для французских церковников большую опасность. Учитывая ее закостенелость в ереси, трибунал постановил отлучить ее от церкви и сжечь. Казнь Жанны д’Арк состоялась 30 мая 1431 года на площади Старого рынка в городе Руане, куда ее привезли на позорной колеснице из тюрьмы в сопровождение стражи. Не представляется возможным восстановить подробности того, как вела себя Жанна в день своей казни. Ее сторонники свидетельствовали, что она мужественно и гордо взошла на костер, а противники утверждали, что она каялась и рыдала27.

 В народе  говорили, что сердце девы огонь не тронул28. Пепел и кости бросили в Сену - англичане боялись, что останки сожженной могут стать реликвиями.

Расчет англичан на подрыв освободительного движения путем дискредитации Девы не оправдался. Явление, имевшее глубокие исторические корни, не могло изменить своей природы  даже от потери такого яркого и популярного  лидера, каким была Жанна. Прошло четверть века, но Жанна продолжала жить в благодарных сердцах простых людей. Выиграв в 1453 г. Столетнюю войну, Карл VII в 1456 г. решил по политическим соображениям оправдать Жанну и обелить себя в глазах народа. Он приказал пересмотреть дело Жанны д'Арк. Снова были опрошены сотни людей. И многие из тех, кто под нажимом, из страха или из выгоды клеветал на девушку, теперь отреклись от своих ложных показаний. А крестьяне из Домреми, горожане из Вокулера, бывшие солдаты Жанны повторяли почти в тех же самых выражениях, что и двадцать пять лет назад, свои правдивые показания. Их слова, в которых звучит неподдельная любовь к героической девушке, история донесла до нас в протоколах двух процессов Жанны д'Арк29.

Приговор, вынесенный Жанне д'Арк в Руане, был признан судебной ошибкой, а двенадцать статей обвинения - ложью. Приговор суда гласил: «Мы отменяем... (прежние) приговоры... И мы объявляем названную Жанну и ее родных очищенными от пятна бесчестия»30.

Гораздо позже, опасаясь превращения Жанны в республиканскую героиню и желая использовать её популярность в народе в интересах церкви, Ватикан в 1897 г. начал процесс её беатификации. В 1909 г. папа Пий Х провозгласил её блаженной, а в 1920 г. Бенедикт XV приобщил её к лику святых.

Почти всю свою жизнь - семнадцать лет -  Жанна была никому неизвестной крестьянской девушкой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все», «такая как другие». Всего один год она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет». И еще один год она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый - и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали»31. Личность Жанны до сих пор окружена легендами и теориями. Они начали появляться еще при жизни Жанны, в XV в., успешно дожили до наших дней и находят все новых сторонников. Происхождение, жизнь, смерть, чудесное спасение - все это является материалом для альтернативных версий истории Жанны. Формат работы не позволяет нам подробно рассмотреть их, мы ознакомились лишь с одной, с версией, которая принадлежит французскому историку Роберу Амбелену, утверждавшему, что «легенда о Жанне д’Арк - одна из величайших фальсификаций во французской истории, возможно - самая крупная ложь такого рода»32. Он считал, что Жанна была особой королевской крови, принадлежала к Орлеанскому дому, младшей ветви королевских династий Валуа и Бурбонов, была сестрой французского короля Карла VII, не была сожжена на костре в 1431 году и после даты мнимой казни прожила ещё почти двадцать лет. Так думал не он один, а многие исследователи истории Орлеанской девы; и то, что называют «гипотезой Амбелена», есть предположения многих историков разных поколений, собранные и откомментированные Амбеленом.

Нам не под силу подтвердить или опровергнуть любую  из версий истории Жанны д’Арк, поэтому мы будем придерживаться традиционной. Какова бы ни была правда, огромная роль Жанны в истории Франции несомненна - в результате военных кампаний, возглавляемых Жанной д’Арк, Франция официально обрела короля и встала на путь объединения и упрочения государственности. Жанна стала символом освободительной борьбы, пережившим свое время. В 1792 г., когда на революционную Францию двинулись армии феодальной Пруссии, жители Орлеана перелили бронзовую статую Жанны, стоявшую у въезда на луарский мост, на пушки и назвали одну из пушек именем девушки из Домреми. В годы Второй Мировой войны ее именем называли свои отряды  герои французского Сопротивления. Каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям, ибо «если история - учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк - один из её великих уроков»33.

 

Заключение

 

Таким образом, мы описали подвиг Жанны д’Арк. Точнее, его официальную версию, которой мы и придерживаемся. Несмотря на то, что адекватно понять подвиг Жанны можно только исходя из контекста времени ее жизни, понимая менталитет средневекового человека, подвиг ее  оказался вневременным - Жанна д’Арк принадлежит не только своей эпохе. Воплотив в себе лучшие черты французской нации, она перешагнула грань времени. Ее бессмертие и слава - это не только празднества (ежегодно 8 мая, в годовщину победы под Орлеаном, отмечают во Франции День Жанны д’Арк), статуи, книги и полотна. Это прежде всего живые национальные традиции, символом и воплощением которых стала орлеанская героиня. Напоминая об этих традициях, Морис Торез писал, что «патриотизм простых людей, патриотизм Жанны д’Арк - французской крестьянки, покинутой ее королем и сожженной церковью на костре, пронизывает нашу историю как яркий луч света»34.

 

Список литературы

 

    1. Амбелен Р. Драмы и секреты истории.- М.; Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992. - 304 с.
    2. Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 428 с.
    3. Кто есть кто в мире / Под ред. Шалаевой Г. и др. - Филологическое общество «Слово», 2005. - 1680 с.
    4. Крылов П.В.  Мужской костюм Жанны д'Арк:                                неслыханная дерзость или вынужденный шаг?// Одиссей. Человек в истории. - М., 2000. - с. 186-193.
    5. Левандовский А.П. Жанна д’Арк. - М.: Молодая гвардия, 1962. - 151 с.
    6. Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. - М.- Л.: Наука, 1964. - 146 с.
    7. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. Т.2.- М.: Социально-экономическое издательство, 1963. - 751 с.

1 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 243.

2 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 25.

3  Хрестоматия по истории средних веков / Под ред.С.Д. Сказкина . Т.2.- М.: Социально-экономическое издательство, 1963. – с. 345.

4 Там же.

5 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 24.

6 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. – с. 35.

7  Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. – с. 56.

8 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 234.

9 Там же, с. 235.

10Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 237.

11 Там же.

12 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. – с. 24.

13 Там же.

14 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. – с. 35.

15 Там же, с. 47.

16 Там же.

17 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 261.

18 Хрестоматия по истории средних веков / Под ред.С.Д. Сказкина . Т.2.- М.: Социально-экономическое издательство, 1963. – с. 341.

19 Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - с. 302.

20 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. –  с. 78.

21 Там же, с. 83.

22 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. –  с. 92.

23 Там же, с.111.

24 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. –  с. 112.

25 Этот вопрос подробно рассмотрен в статье П.В. Крылова (см. список литературы)

26 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. - с. 119.

27 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. –  с. 124.

28 Кто есть кто в мире / Под ред. Шалаевой Г. и др. - Филологическое общество «Слово», 2005. – с. 426.

29 Райцес В.И. Процесс Жанны д'Арк. – М.- Л.: Наука, 1964. - с. 128.

30 Там же,  с. 137.

31 Левандовский А.П. Жанна д’Арк. - М.: Молодая гвардия, 1962. – с. 142.

32 Амбелен Р. Драмы и секреты истории.- М.; Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992. - с. 107.

33 Кто есть кто в мире / Под ред. Шалаевой Г. и др. - Филологическое общество «Слово», 2005. – с. 427.

34 Левандовский А.П. Жанна д’Арк. - М.: Молодая гвардия, 1962. – с. 3.

 


Информация о работе Подвиг Жанны д’Арк