Пограничная политика КНР в 1950 - 1960 гг. XX века.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – проследить и проанализировать пограничную политику Китайской Народной Республики в 1950 – е – 1960 – е гг. XX века.

Исходя из цели исследования, можно выявить следующие задачи:

- Определить законность китайских требований на сопредельные территории

- проследить эволюцию пограничной политики КНР в указанный период

- проанализировать деятельность Китая по возвращению его территорий.

Содержание работы

Введение.

Историография вопроса.

Глава I. Цели и задачи азиатской политики Пекина в 1950 – е гг. Метод «картографической агрессии» в пограничной политике Китая в 1950 – е гг.

Глава II. «Ползучая агрессия» Китая в 1950 – х – начале 1960 – х гг. XX века. Пограничные конфликты с участием китайской стороны в период 1960 – х гг. XX века.

Заключение.

Файлы: 1 файл

КИТАЙ.docx

— 57.79 Кб (Скачать файл)

                 План. 

Введение.

Историография вопроса.

Глава I. Цели и задачи азиатской политики Пекина в 1950 – е гг. Метод «картографической агрессии» в пограничной политике Китая в 1950 – е гг.

Глава II. «Ползучая агрессия» Китая в 1950 – х – начале 1960 – х гг. XX века. Пограничные конфликты с участием китайской стороны в период 1960 – х гг. XX века.

Заключение. 

 

Введение.

     Исторически, Китай имел территориальные претензии  ко всем своим соседям — СССР, Японии, Пакистану, Вьетнаму и Индии  и др. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося  частью империи Цин, предъявило претензии  на всю территорию этой империи после  ее развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической  концепции. Это привело к пограничным  конфликтам: Китайско-Индийский пограничный  конфликт 1962 года, Китайско-Индийский  пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские  пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сэнкаку). Уже вскоре после  провозглашения Китайской Республики — в 1916 и 1932 гг. появились книги, основной идеей которых стало «возвращение утраченных территорий»: Дальнего Востока  от Камчатки до Сингапура, Бутана, частей Афганистана, Индии и т. д. Мао  Цзэдун также придавал большое значение этому вопросу. В 1965 г. он сказал: «Мы  обязательно должны заполучить Юго-Восточную  Азию, включая Южный Вьетнам, Таиланд, Бирму, Малайзию, Сингапур. <…> Такой  район, как Юго-Восточная Азия, очень  богат, там много полезных ископаемых, он вполне заслуживает затрат, чтобы  заполучить его. В будущем он будет  очень полезен для развития китайской  промышленности. Таким образом, можно  будет полностью возместить убытки. После того, как мы заполучим Юго-Восточную  Азию, в этом районе можно будет  увеличить наши силы; тогда мы будем  иметь силы, противостоящие советско-восточноевропейскому блоку». В конце 40 –х гг.  Мао выдвинул глобальную цель: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего  наш земной шар, где мы создадим мощную державу». Вот перечень «утраченных  территорий»: Бирма, Лаос, Вьетнам, Непал, Бутан, север Индии, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Корея, острова Рюкю, 300 островов Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей, Киргизия, Южный  Казахстан, афганская провинция  Бадахшан, Монголия, Забайкалье и юг Дальнего Востока вплоть до Охотска. «Утраченные территории» составляют более 10 млн кв. км. Это превышает территорию КНР (9,6 млн кв. км). Ни одно другое государство мира не предъявляет подобных претензий. В наше время эти претензии на внешнеполитической арене не декларируются, но озвучиваются внутри КНР, а к истории этот подход сохранился. Также постоянным было противостояние с руководством Тайваня, находящимся под покровительством США, и подавление национального движения тибетцев. На данный момент, все эти вопросы, за исключением спора с Индией уже разрешены политическим путем.  В зарубежной литературе различают как исторический факт мэйнланд континентальный Китай, остров Тайвань, и территории, принадлежавшие другим странам: Гонконг (бывшие британская и португальская колонии, воссоединившиеся с КНР в конце XX века) и которые в настоящий момент еще сохраняют самостоятельность в экономических вопросах. Остров Тайвань юридически считается территорией Китая, но управляется не правительством КНР, а правительством, имеющим преемственность от Китайской Республики до захвата власти маоистами в материковом Китае.

     Таким образом, цель данной работы – проследить и проанализировать пограничную политику Китайской Народной Республики в 1950 – е – 1960 – е гг. XX века.

   Исходя  из цели исследования, можно выявить  следующие задачи:

     - Определить законность китайских  требований на сопредельные территории

     - проследить эволюцию пограничной  политики КНР в указанный период

     - проанализировать деятельность  Китая по возвращению его территорий.

Историография.

   Тема  китайских территориальных претензий  в общем, и пограничная политика Китайской Народной Республики в 1950 – е – 1960 – е гг. XX века в частности достаточно хорошо освещена в исторической литературе. В данной работе был использован ряд историографических сочинений, которые можно разделить на непосредственно специализирующихся на данной проблеме, а также на те, которые также рассматривают исследуемый вопрос, однако не прямо, а по большей части косвенно, в рамках какого-либо курса.

     В вышедшей в свет академической монографии д. и. н. Е. Д.Степанова, специалиста в  области истории международных  отношений и пограничной политики КНР (Институт Дальнего Востока РАН), "Политика начинается с границы. Некоторые вопросы пограничной  политики КНР второй половины XX в."1 В ней рассматриваются различные аспекты политики КНР, связанные с территориально-пограничными проблемами этой страны, которые во второй половине XX века после провозглашения Китайской Народной Республики приобрели особо важное значение и потребовали их скорейшего урегулирования. Данная монография относится к числу немногих отечественных публикаций, в которых рассматриваются территориально-пограничные проблемы современного мира и Евро-Азиатского континента применительно к современному Китаю. Поскольку Китай — ближайший сосед России в Азии и на Дальнем Востоке, к тому же имеющий с ней самую протяженную границу в мире — более 4200 км — данная книга представляет несомненный интерес для российского и особенно дальневосточного читателя. В ней проанализирована взаимосвязь событий на границах Китая с сопредельными странами Азии с общим внешнеполитическим курсом руководства Китая соответствующего периода на протяжении второй половины XX века. Анализ проблем, связанных с определением и утверждением государственных границ Китая, представляет практический интерес для исследователей, занимающихся изучением истории международных отношений на Дальнем Востоке, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

     Ещё одна монография Е. Д. Степанова –  «Пограничная политика КНР – стратегические цели и тактические приёмы»2, затрагивает именно историко-правовые вопросы, которыми руководствовался Китай при выдвижении претензий к соседним государствам, а также методы, при помощи которых эти цели достигались.

     Монография, которую написал Г. А. Космач (доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка), называется «Проблема пограничного спора в индийско-китайских отношениях»3. В данной монографии освещены специфические вопросы индийско-китайского противостояния, дана оценка деятельности китайского внешнеполитического ведомства, определены причины, подтолкнувшие Китай к развязыванию достаточно кровопролитного конфликта, а также причины, побудившие этот конфликт прекратить. В монографии проанализировано огромное множество индийских, американских, британских источников по заявленной проблематике, а также высказана идея об особом противостоянии двух «азиатских сверхдержав», которое было обусловлено геополитической конкуренцией государств в Азиатском регионе.

     В. Трифонов в своей статье «Внешняя политика КНР (1949-2009 гг.)», опубликованной в журнале «Проблемы Дальнего Востока»,  № 5, 2009, C. 57-70, под рубрикой «К 60-й годовщине образования  КНР», рассказывает основные этапы становления китайской внешней политики в указанный период, а также, в частности, китайские территориальные претензии к сопредельным государствам. Особо освещена нынешняя внешнеполитическая доктрина и современные концепции Пекина в области внешней политики, позиция КНР по проблемам обеспечения международной безопасности, внешнеполитические приоритеты Китая и его отношения с ведущими мировыми державами.

     Статья  С. Савельева «Решение пограничных  вопросов – дело ответственное»4 объясняет, почему Китай после своего основания как социалистической державы начинает активную внешнюю политику по возвращению утраченных территорий, а также какими мотивами руководствовались китайские политические лидеры при решении столь важной проблемы, как пограничный вопрос. Автор приходит к выводу, что пограничная политика КНР в период становления государства была во многом сумбурной, идеологизированной, а китайская элита в указанный период была не чужда особого национально – революционного романтизма, что и проявилось в излишне агрессивных методах проведения данной политики.

     Важный  материал содержится в учебнике «История Китая» под редакцией Меликсетова. В рамках учебника, автор анализирует  и тему китайской внешней политики в 1950 – 1960 – е гг. в целом, и  пограничные конфликты Китая  с сопредельными государствами  в частности. Приводится хороший  фактический материал, однако упор делается именно на рассмотрение особенностей китайской внешнеполитической линии, тогда как интересы сопредельных государств показаны слабо.

     Из  источников для данной работы можно  отметить FRUS, где имеются материалы по внешней политике Китая и американской реакции на неё.

Глава I. Цели и задачи азиатской политики Пекина в 1950 – е гг. Метод «картографической агрессии» в пограничной политике Китая в 1950 – е гг.

     Юго-Восточная  Азия всегда рассматривалась китайскими политиками как главное направление  внешней политики Китая. В глобальном стратегическом плане, разработанном  Мао Дзэдуном в 1953 году важное место  отводилось именно вопросу подчинения Китаю стран Азии. Первым открытым свидетельством того, что пекинские  руководители претендуют на особую роль в этом регионе, явилась позиция, занятая ими в связи с участием Китая в Женевском совещании 1954 года. Возглавляемая Мао Дзэдуном группировка в КПК связывала  участие Китая в совещании  с надеждами на то, что империалистические державы не только признают за ним  статус великой державы, но и его  «особые интересы» в Азии. под  этим подразумевалось, что именно Китаю  должна принадлежать руководящая роль в Азии. Позднее, в своём выступлении  на заседании Политбюро ЦК КПК  в августе 1965 года Мао Цзэдун весьма откровенно сформулировал задачу внешней  политики Китая: «Мы обязательно  должны заполучить Юго-Восточную Азию, включая Южный Вьетнам, Таиланд, Бирму, Малайзию, Сингапур». В ноябре 1949 года в Пекине состоялась конференция  профсоюзов стран Азии и Океании. 16 ноября с докладом на данном заседании  выступил Лю Шаоци. Говоря о национально-освободительной  борьбе народов Вьетнама, Бирмы, Индонезии  и др. стран, особый упор он сделал на том, что национально-освободительное  движение может привести к победе только при условии, что достигнута она будет в ходе вооружённой  борьбы. Таким образом, кроме методов  применения насилия в международных  отношениях Компартия Китая ничего нового предложить не могла.

      В начале 50 – х гг. Китай был вынужден приостановить пропаганду абсолюта вооружённой борьбы: так, например, в «Атласе провинций КНР» между  картами №1 и 2 помещён пояснительный  текст, содержащий общие сведения о Китае, а также рассказывающий о сопредельных Китаю государствах: «контролируемый империалистической Англией Афганистан», «марионетки английского империализма Индия, Непал, Бутан, Бирма и др.».

      В первые годы существования Китайской  Народной Республики её лидеры тщательно  маскировали своё истинное отношение  к территориальным амбициям прошлых  правителей Китая и всячески старались  уклониться от погранично-территориальных  вопросов, если они возникали. Наиболее показательным в этом отношении  может служить вопрос об уточнении  и оформлении монгольско-китайской  границы. Как известно, гоминьдановские  правители Китая отказывались вплоть до 1946 года признать независимость  Монгольской Народной Республики и  фактически существующая граница между  двумя государствами не была подтверждена правовыми документами. Такая позиция  мотивировалась ими ссылками на то, что территория Монголии будто бы исконно входила в состав Китайского государства.

     Причины такого похода китайского руководства  к пограничным проблемам объясняются  чисто практическими соображениями. Общий подход к территориальным  вопросам был определён КПК ещё  до победы революции. То, что Пекин  с самого начала не начал проводить  агрессивную внешнюю политику по отношению к своим соседям  объясняется, во-первых, отсутствием  надлежащей военной мощи, а во-вторых, отсутствием прочной экономической  базы. Однако уже первые картографические публикации, выпущенные в начале 50 –  х гг., имели весьма серьёзные  расхождения с общепринятыми  в мировой картографии изображениями  границ Китая. Опубликованные в 1950 – 1951 гг. настенная карта Китая и  «Атлас провинций КНР» включили в  состав государственной территории страны значительные части сопредельных государств: Советского Союза, Кореи, Афганистана, Монголии, Бирмы, Индии, а также острова  и акваторию Южно-Китайского моря. Публикация подобных картографических материалов была замечена за границей и вызвала дипломатические протесты ряда стран. Многократное повторение Китаем в начале 1950 – х гг. актов «картографической агрессии» и расширение сферы их применения достаточно очевидно свидетельствовали о наличии у китайского руководства определённых экспансионистских замыслов в отношении сопредельных стран. При этом были фактически определены первостепенные объекты территориальных претензий Пекина.

 

Глава II. «Ползучая агрессия» Китая в 1950 – х – начале 1960 – х гг. XX века. Пограничные конфликты с участием китайской стороны в период 1960 – х гг. XX века.

      Для оправдания своей агрессивной политики Китай издавна применял т. н. метод  «наньши» - «постепенное поедание земель соседей подобно тому, как шелковичный  червь поедает листья». Суть его  заключается в том, что китайцы  постепенно заселяют окраинные и  слабозаселённые неохраняемые районы соседних стран. Когда такой район  оказывался в достаточной мере «китаезирован» - там создавались китайские поселения, внутри которых китайские эмигранты  вели активную хозяйственную жизнь. Когда плотность китайского населения  территории превышала плотность  местного населения, район немедленно администрировался китайскими властями и включался в состав соответствующей  провинции страны. Довольно широко метод ползучей агрессии был применён на границе с Демократической  Республикой Вьетнам.

Информация о работе Пограничная политика КНР в 1950 - 1960 гг. XX века.