Пограничная политика КНР в 1950 - 1960 гг. XX века.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – проследить и проанализировать пограничную политику Китайской Народной Республики в 1950 – е – 1960 – е гг. XX века.

Исходя из цели исследования, можно выявить следующие задачи:

- Определить законность китайских требований на сопредельные территории

- проследить эволюцию пограничной политики КНР в указанный период

- проанализировать деятельность Китая по возвращению его территорий.

Содержание работы

Введение.

Историография вопроса.

Глава I. Цели и задачи азиатской политики Пекина в 1950 – е гг. Метод «картографической агрессии» в пограничной политике Китая в 1950 – е гг.

Глава II. «Ползучая агрессия» Китая в 1950 – х – начале 1960 – х гг. XX века. Пограничные конфликты с участием китайской стороны в период 1960 – х гг. XX века.

Заключение.

Файлы: 1 файл

КИТАЙ.docx

— 57.79 Кб (Скачать файл)

      Тибет был одним из первых государств, подвергнувшихся агрессии КНР. К началу 1950 г. части Народноосвободительной армии Китая (НОАК) непосредственно подошли к тибетским районам, контролируемым властями Лхасы. В январе 1950 г. ЦК КПК и Военный совет ЦК КПК направили директиву Юго - западному бюро ЦК КПК о начале подготовки похода в Тибет, который планировалось осуществить силами 2 - й полевой армии НОАК. Главную силу похода составлял 18 - й корпус под командованием генерала Чжан Гохуа. В этих условиях Лхаса объявила, что направляет в Пекин делегацию для переговоров о будущем Тибета. В Индии британские власти отказали делегации в выдаче виз на въезд в Гонконг (при молчаливой поддержке посла США).5 Тогда глава делегации цззпён Шакабпа заявил, что они будут ждать приезда китайских представителей в Индию. 25 июня 1950 г. началась война в Корее. Это еще более осложнило обстановку в Азии. Однако центральное правительство КНР не теряло надежды на мирное решение проблемы воссоединения Тибета с Китаем. К тибетским властям был направлен «живой будда» Гэда, занимавший в то время пост заместителя председателя Народного правительства провинции Сикан. Гэда прибыл в Чамдо 24 июля, но тут же был арестован и скончался в тюрьме 22 августа 1950 г. при подозрительных обстоятельствах. 7 октября 1950 г. правительство КНР отдало приказ о начале похода для освобождения Тибета. Части НОАК двигались через Сычуань и Сикан в составе северной и южной групп, а также вошли в Тибет из Цинхая и Синьцзяна. Тибетская армия в это время состояла из 14 батальонов (по 500 солдат в каждом) и имела на вооружении несколько десятков орудий, 40 пулеметов, 20 минометов и около 30 тыс. винтовок. За 10 дней наступления войск по южному маршруту (Баань – Нинцзин – Туньдо - Банда) на сторону НОАК перешли более 3 тыс. тибетских ополченцев и «бойцов - монахов». Так, 11 октября в Нинцзине (ныне Макам) восстал 9 - й батальон тибетской армии во главе со своим командиром и целиком перешел на сторону НОАК. 18 октября северная группа под командованием Инь Фатана заняла Эньда и, таким образом, отрезала тибетцам путь отхода на запад. 19 октября части НОАК вошли в Чамдо6. Тибетский гарнизон разбежался. Однако к северу от Чамдо начались бои. В этих боях были уничтожены главные силы тибетской армии — 6 батальонов полностью и 3 батальона частично. Губернатор Кама колон Нгапо Нгаван Джигме попал в плен. 24 ноября 1950 г. в Каме был создан первый Тибетский автономный район провинции Сикан с центром в Кандине. Район занимал территорию от Янцзы на западе до р. Дадухэ на востоке. Население района составляло в то время 700 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. тибетцев, а также ханьцы, уйгуры и народность и (в 1954 г. центром района стал г. Ганьцзы, а с упразднением пров. Сикан в 1955 г. район был переименован в Ганьцзыйский автономный округ пров. Сычуань).

 В  этих условиях 17 ноября 1950 г. в  Лхасе Национальная ассамблея  отстранила от власти регента  Тактра и объявила о передаче  всей светской и религиозной  власти Далайламе XIV. Первым актом  нового правительства стало объявление  политической амнистии и освобождение  из тюрем сторонников Тубтэн  Джампэл Эше и других заключенных.  Однако окружение Далайламы также  приняло решение о его отъезде  из Лхасы. 19 декабря 1950 г. Далайлама  XIV покинул Лхасу с военным  эскортом в несколько сот солдат  во главе с Цароном. 5 января 1951 г. он прибыл в Ятун в долине  Чумби и сделал своей резиденцией  монастырь Донкар. В январе 1951 г.  Далайлама отозвал из Индии  делегацию во главе с калоном  Шакабпа, а в марте 1951 г. сформировал  новую делегацию для переговоров  с центральным правительством  КНР. Новую делегацию возглавил  отпущенный из плена калон  Нгапо Нгаван Джигме. В состав  делегации вошли главнокомандующий  тибетскими вооруженными силами  дзасак Кемэй Сонам Вандуй, личный  секретарь Далайламы Кэнчун Тубтэн  Лэгмон, а также 18 человек —  представители крупных монастырей  и чиновники правительства. В  Пекин из пров. Цинхай для участия  в переговорах выехал Панченлама X. Переговоры проходили с 29 апреля  по 21 мая 1951 г.

  23 мая 1951 г. в Пекине было подписано «Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета». Соглашение подписали от имени Центрального народно­го правительства Китая — председатель Комиссии по делам нацио­нальностей Ли Вэйхань (глава делегации), Чжан Цзину, Чжан Гохуа и Сунь Цзиюань; от имени тибетской делегации — калон Нгапо Нгаван Джигме (глава делегации), дзасак Кемэй Сонам Вандуй, Тубтэн Тэнтар, Кэнчун Тубтэн Лэгмон. На церемонии присутствовали заместители председателя Центрального народно­го правительства Чжу Дэ и Ли Цзишэнь, заместитель премьера Госсовета Чэнь Юнь, Дун Биу, Го Можо и другие китайские ру­ководители, а также представители «Совета каньбу» при Панченламе X. Когда в октябре 50 – го года Китай грубо нарушает суверенитет Тибета. США остаются в стороне от конфликта. Осенью 1950 года США увязли на корейском полуострове. Никакой военной поддержки Тибету они оказать не могли и не были к этому готовы. По-сути США не оказали и масштабную дипломатическую поддержку Тибету. США в это время стремились учитывать позицию Индии по Тибетскому вопросу. В целом, США не проявили заметной активности по защите независимости Тибета – в том числе США не проявили активности и в ООН.7

      К  50 – м гг. XX века относятся и два кризиса из – за Тайваня. После победы китайских коммунистов в затяжной гражданской войне и провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году, гоминьдановское правительство, выдворенное из континентального Китая, вынуждено было перебраться на остров Тайвань. 27 июня 1950 года Гарри Трумэн заявил о вводе 7-го флота США в Тайваньский пролив. Он должен был препятствовать любым попыткам КНР захватить Тайвань и сдерживать Тайвань от военных акций против материкового Китая. Однако тогда позиция США по отношению к Тайваню и КНР была ещё во многом неопределённой – у США ещё теплилась надежда установить хорошие отношения с коммунистическим Китаем, поэтому администрация Трумэна достаточно прохладно относилась к правительству Чан Кайши. Однако вскоре началась Корейская война, и коммунистический Китай оказал  прямую военную поддержку КНДР – противнику США в Корейской войне: 27 ноября 1950 года 200-тысячная армия китайских "добровольцев" пересекла границу с КНДР и приняла участие в боевых действиях против армии США и их союзников. В этих условиях США вынуждены были поменять точку зрения и отдать своё предпочтение Тайваню. Это стало окончательно ясно, когда пост президента США занял Дуайт Эйзенхауэр. 2 февраля он заявил, что «отдал приказ 7-му флоту США впредь не защищать материковый Китай от возможных рейдов гоминьдановских войск».[1] Также американские администрации с 1950 года оказывали всестороннюю помощь правительству Чан Кайши на Тайване: американские специалисты помогали проводить аграрную реформу, реорганизовали армию Республики Китай,  США поставляли Тайваню вооружение и оказывали невоенную финансовую помощь в виде грантов и низкопроцентных кредитов.[2] В то время, Тайвань получал помощи больше, чем любой другой союзник США (в пересчете на душу населения). Таким образом, участие КНР в Корейской войне на стороне Северной Кореи, вынудило США поддержать Тайвань, тем самым усугубив Тайваньскую проблему.

Тайваньский кризис 1954-1955 годов

     В 1954 году обстановка ещё более накалилась: премьер-министр КНР Чжоу Эньлай заявил, что Тайвань должен быть освобождён. 3 сентября Народно-Освободительная  Армия Китая (НОАК) обстреляла остров Цзиньмэнь, а в ноябре – острова  Дачэнь, принадлежащие Тайваню. Это  спровоцировало резкую реакцию США, которые поддержали Тайвань. Эйзенхауэру  даже предлагали использовать против Китая ядерное оружие, но он отказался. 2 декабря между США и Тайванем был подписан договор о взаимной обороне. В ответ на это КНР продолжила боевые действия, и 18 декабря НОАК захватила остров  Изцяншань, при этом погибло около 1000 солдат Чан Кайши. 8-12 февраля последовала эвакуация военных и мирного населения с острова Дачэнь на Тайвань, оборонять который после захвата НОАК острова Изцяншань не представлялось возможным. События в Тайваньском проливе вызвали серьёзную озабоченность международного сообщества, так как этот конфликт мог спровоцировать ядерную войну. 5 февраля 1955 года СССР предложил обсудить данную проблему на международном уровне, с привлечением всех заинтересованных государств. Однако Китай заявил, что данная проблема является его сугубо внутренней проблемой и не может обсуждаться на международном уровне.8 В середине марта 1950 года президент Эйзенхауэр заявил, что любые дальнейшие агрессивные действия Пекина повлекут за собой применение ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки. Китай обратился за помощью к СССР, однако, Советский Союз  не хотел эскалации конфликта, и потому не поддержал Китай. В этих условиях 13 апреля премьер-министр КНР Чжоу Эньлай заявил, что Китай хочет вернуть Тайвань мирным способом. 23 апреля КНР изъявило желание вести переговоры о прекращении огня, и к 1-му мая боевые действия были прекращены.

Тайваньский кризис 1958 года. 

     Ситуация  вокруг Тайваня оставалась напряженной. Посчитав, что США отвлечены от восточноазиатских дел ближневосточными проблемами, а также как полагают некоторые исследователи, желая  показать свою независимость от СССР, 23 августа 1958 года КНР начал обстрел  островов Мацзу и Цзиньмень. При  этом СССР о предстоящей акции  предупреждён не был. США вели свой флот в Тайваньский пролив, тем  самым выполняя обязательства американо-тайваньского договора о взаимной обороне 1954 года. Однако они убеждали Чан Кайши  отдать прибрежные острова Цзиньмэнь  и Мацзу Китаю, на что Чан Кайши  категорически не соглашался, так  как считал эти острова удобной  площадкой для контрнаступления войск Гоминьдана на континент. Министр  иностранных дел СССР Андрей Громыко  заявил, что в случае войны СССР не будет поддерживать Китай, так  как тот ничего не сообщил Москве о готовящейся акции. И хотя, позже, Хрущёв написал Эйзенхаэру, что нападение  США на Китай, будет рассматриваться  как нападение на СССР, это произошло  в то время, когда конфликт был  уже исчерпан. И в Вашингтоне, и в Пекине понимали, что СССР не захочет ввязываться в ядерную войну. Вообще примечательна позиция Мао Цзедуна по поводу ядерной войны: в одной из бесед с Хрущёвым он предложил начать ядерную войну против капиталистического блока, так как совокупное население коммунистических государств превышает население капиталистических стран. В случае обмена ядерными ударами, коммунистов останется больше, и они будут способны распространить коммунистические идеи по всему миру. «Малые» нации, такие как словаки, поляки, чехи, по его мнению, должны были в случае ядерного конфликта погибнуть ради светлых идей коммунизма. Китай же, по его мнению, мог не бояться ядерной войны, так как был преимущественно аграрной страной и не имел индустриальных урбанизированных центров, как страны Запада. К тому же население Китая  гораздо превышало население остальных капиталистических стран. Несмотря на это, 6 октября министр обороны КНР Пэн Дэхуай предложил США заключить перемирие с Тайванем и пообещал, что Китай прекратит бомбардировки территорий, принадлежащих Тайваню.9

     Всё это не могло не сказаться на китайско-советских  отношениях, которые начали быстро охлаждаться, что вскоре привело  к расколу коммунистического  блока. И первый, и второй кризисы  в Тайваньском проливе поставили  мир на грань ядерной войны, и  только мудрость Эйзенхауэра и адекватность китайских коммунистов смогли предотвратить  такой вариант развития событий.

     Пограничная политика КНР в отношении Индии  также формировалась под воздействием объективных обстоятельств, причем и здесь был заметен китайский  политический прагматизм. В письме Чжоу Эньлая к Дж. Неру от 8 сентября 1959 года говорилось: «Обе страны – Китай  и Индия – длительное время  подвергались агрессии империализма. Такая общая участь должна была бы, естественно, привести к тому, чтобы  Китай и Индия придерживались единого взгляда в отношении вышеизложенного исторического фона и разрешили вопрос о границе между обеими странами, исходя из позиций взаимного сочувствия, взаимопонимания, справедливости и разумности»10. Китайское правительство вначале полагало, что правительство Индии будет придерживаться именно такой позиции. Однако, вопреки подобным ожиданиям, Индия стал требовать от китайского руководства официального признания положения, сложившегося, по мнению китайской стороны, «в результате агрессивной политики Англии в отношении Тибетского района Китая».11

     Первый  вооружённый конфликт, инспирированный  китайской стороной, произошёл 20 ноября 1955 года в бирманском княжестве Ва, куда незаконно проникли китайские  войска. С тех пор, пытаясь запугать соседние страны и побудить их скорректировать  свой внешнеполитический курс в нужном Пекину направлении, китайские власти спровоцировали серию вооружённых  инцидентов в Гималаях, на Амуре  и Уссури, в Казахских степях, на островах Южно-Китайского моря, на границах Вьетнама и Лаоса.  Незадолго до 30 – й годовщины создания КНР  монгольская газета «Унэн» констатировала, что «из 30 вооружённых конфликтов, имевших место в Азии после  Второй мировой войны, 19 были инспирированы  Китаем»12.

     Особая  напряжённость сложилась в отношениях Китая и Индии к началу 1960 –  х гг. Спорными считались два участка. Один из них, площадью 200 квадратных миль, помещается в северо-восточной части Кашмира, известной также как Аксай-Чин. Второй спорный район помещается в северной части современного штата Аруначал-Прадеш, занимает территорию 32 тыс. квадратных миль вдоль участка границы примерно 700 км длиной. Одной из причин обострения отношений между странами был факт обнаружения Индией построенной Китаем дороги через Аксай-Чин, сооружённой, по-видимому, ради улучшения доступа в Тибет, где ситуация тогда была напряжённой. В 1960 КНР предлагала уступить Индии восточный спорный участок в обмен на свободу рук в пределах западного. По другой версии, реальной причиной китайского вторжения было предоставление Индией политического убежища четырнадцатому Далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата китайцами этой страны. Политико-пропагандистский аппарат Пекина прибегал к откровенной демагогии, спекулируя на том, что у власти в Китае находится коммунистическая партия, а следовательно, Китай войны ни с кем не хочет: «Как Китай может совершить агрессию против Индии? В течение более чем столетия Китай страдал от империалистической агрессии… Как можно подумать, что Китай в свою очередь совершит агрессию против индийской территории?».13 Через семь месяцев после этого заявления, в октябре 1962 года китайские войска совершили открытую и широкомасштабную агрессию против Индии. Они проникли на 80 – 100 км вглубь индийской территории. Свои действия китайские власти объяснили тем, что: «25 августа 1959 года индийские войска, вторгшись в Лонцзю, беспричинно открыли огонь по нашим войскам, расквартированным в Мийгинтуне, и тем самым спровоцировали первое вооружённое столкновение на границе между Китаем и Индией. 26 августа индийские войска, чувствуя себя виноватыми, стали отходить на юг от линии Макмагона».14

Информация о работе Пограничная политика КНР в 1950 - 1960 гг. XX века.