Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

Изучение различных черт ритуала древних погребений имеет важное значение для решения целого ряда вопросов, связанных с пониманием характера первобытной культуры. Курганные и бескурганные погребения, наличие или отсутствие инвентаря и охры при скелетах, трупосожжение или трупоположение, как и различия в положении покойников,- все это, безусловно, результат проявления сложных религиозных представлений и верований древнего населения.

Содержание работы

Введение.
Ритуал погребений.
Положение покойника.
Погребения днепро-донецкой культуры.
Прибалтика.
Олений остров.
Волго-окский бассейн.
Религиозные представления.
Тотемистические представления.
Фетишизм.
Магия.
Культы.
Культ плодородия и размножения.
Культ умерших предков.
Заключение

Файлы: 1 файл

Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                Содержание.

   Введение.

   Ритуал погребений.

  • Положение покойника.
  • Погребения днепро-донецкой культуры.
  • Прибалтика.
  • Олений остров.
  • Волго-окский бассейн.

Религиозные представления.

  • Тотемистические представления.
  • Фетишизм.
  • Магия.

Культы.

  • Культ плодородия и размножения.
  • Культ умерших предков.

    Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погребальный  обряд и религиозные верования  неолитической эпохи.

   Введение.

   В эпоху  неолита - позднего каменного  века - появляются новые формы  хозяйства и изобретения, которые обусловили возникновение новых и усложнение бытовавших религиозных культов.

    Расселяясь  более интенсивно, чем в мезолите, люди попадали в различные  природные условия, что приводило  к неравномерности развития экономики.  На юге, в благоприятном климате, уже в неолите некоторые племена освоили производящие отрасли хозяйства, на севере экономика долго оставалась присваивающей. На территории лесостепного Поволжья в неолитическое время сложились яркие и самобытные культуры, племена которых освоили более совершенную технику обработки камня, изобрели глиняную посуду. Главным занятием неолитических племен были охота и рыболовство. Основная масса остеологических остатков, найденных на поселениях, принадлежит диким животным: лошади, быку, лосю, кабану, медведю, бобру. Встречаются птичьи и рыбьи кости. Жизненный цикл неолитических охотников был связан с добычей этих животных, отношение к которым перерастало от простого потребления к культовому поклонению.  

   Ритуал погребений.

   Изучение различных черт ритуала древних погребений имеет важное значение для решения целого ряда вопросов, связанных с пониманием характера первобытной культуры. Курганные и бескурганные погребения, наличие или отсутствие инвентаря и охры при скелетах, трупосожжение или трупоположение, как и различия в положении покойников,- все это, безусловно, результат проявления сложных религиозных представлений и верований древнего населения.

   Выяснение эволюции в развитии той или другой стороны погребального ритуала на протяжении ряда исторических эпох позволяет проследить определенные закономерности эпохальных изменений в мышлении и веровании древних племен и народов, что имеет немаловажное значение для понимания их истории вообще. 
   Неолитических скелетов насчитывается около 700. Все неолитические скелеты этой культуры залегают в позиции "вытянутые на спине".

  • Положение покойника.

   Одним из наиболее стойких и обязательных признаков погребального ритуала является положение покойника, которое придавалось ему при захоронении. Начиная с каменного века прослеживаются устойчивые правила и каноны помещения умершего в могилу. Причем эти правила не были постоянными во времени, они изменялись обычно при переходе от одной эпохи к другой и при смене культур в рамках одной эпохи.

   Из анализа изучения многих сотен скелетов погребенных первобытной эпохи, обнаруженных в могилах Европейской части СССР, устанавливаются три основные позиции и ряд вариантов их залегания.

Позиция I (1-4). Погребения, вытянутые на спине. Ноги прямые, руки лежат вдоль туловища, чаще слегка согнуты в локтях, прижаты к бокам или несколько отброшены в сторону. Кисти лежат около таза, на его половинках или в области живота.

Позиция II (1-6). Погребения на спине с подогнутыми в коленях вверх ногами. Ноги подтянуты в коленях вверх, редко стоят в таком положении, обычно же упали влево, вправо или распались "ромбом"; положение рук обычно мало отличается от погребений I позиции, лишь иногда они бывают сильно согнуты в локтях и сложены на груди.

Позиция III. Погребения, скорченные на правом или  левом боку, в нескольких вариантах: а) (/-9) в позе "скачущего всадника" - часто слабо скорченное, ноги согнуты под тупым, реже прямым или даже острым углом в тазобедренном суставе и обычно острым в коленях. Руки протянуты вдоль корпуса, отброшены немного вперед, в разной степени согнуты в локтях под тупым углом; кисти у таза, между бедренными костями или перед животом у колен; б) (1-5) в позе "адорации" - руки сильно согнуты в локтях, кисти перед лицом, под щекой или сложены на уровне груди. Степень скорченности ног неодинаковая: относительно слабая, когда угол в тазобедренном суставе прямой или тупой (1-3) и сильная или очень сильная, когда угол в тазобедренном суставе острый (4-5). Иногда в таком случае все длинные кости ног лежат параллельно друг к другу, "в гармошку".

Рис. 1. Основные позиции  скелетов в погребениях (схема). 
I. 1-4 - погребения, вытянутые на спине; II, 1-6 - на спине с подогнутыми в коленях вверх ногами; III-а, 1-9 - скорченные на боку в позе "скачущего всадника"; III-б, 1-5 - скорченные на боку в позе "адорации"; IV - в особых позициях: 1 - сидячие, 2 - вытянутые на боку, 3 - вытянутые на животе, 4 - вертикальные.

   Разумеется, что в положении отдельных частей скелетов, залегающих в одной из указанных позиций, отмечаются своеобразия и исключения. Так, иногда у скелетов, залегающих в позиции III, кости грудной клетки бывают развернуты на 3/4 "грудью вверх" или, наоборот, в такой же степени "грудью вниз". Встречается также неодинаковое положение рук у погребенного. Например, одна из них согнута в локте, кисть против груди или у подбородка, а вторая ровная или только немного согнута в локте (III-а, 8). Своеобразное положение рук отмечается у некоторых погребений культур шнуровой керамики Прикарпатья и Волыни, у которых они согнуты под прямым углом в локтях и сложены в нижней части груди (III-а, 7). Как первые скелеты с "веерным" расположением рук, так и вторые относились нами к позиции III-а. В положении некоторых скелетов иногда как бы сочетаются признаки двух позиций. Например, у некоторых скелетов, залегающих в позиции II (5, 6), кисти рук, как и у скелетов, залегающих в позиции III-б, поднесены к подбородку.

   Кроме указанных выше основных позиций в положении скелетов исследуемого района в очень незначительном количестве встречаются могилы с залеганием скелетов в особых позициях: это погребения сидячие, вытянутые на боку или животе и вертикальные (рис. I, IV). Для каждого периода является характерным преобладание какой-то определенной позиции в положении погребенных

   В мезолитическое время, например, решительно господствует скорченность на боку, главным образом в позиции III-б. При переходе к неолитическому времени в обряде погребения замечается резкое изменение, когда на всей исследуемой территории в положении скелетов становится преобладающей позиция I. Лишь в могильниках культуры линейно-ленточной керамики Европы все еще сохраняется прежний "мезолитический" обряд погребения в позиции III-б.

  Рис. 2

График содержания погребений в могильниках (в %): 
1 - погребения в позе "вытянутые на спине", 2 - в позе "на спине с подогнутыми в коленях вверх ногами", 3 - в позе "скачущего всадника", 4 - в позе "адорации".

  • Погребения днепро-донецкой культуры.

   Исследователями катакомбных культур указано на существование достаточно строго определенных правил отбора специализированного инвентаря для погребения (Смирнов Ю.А., 1983), отражение в погребальном обряде профессиональной специализации погребенных путем помещения в могилу принадлежавших умершему орудий (Бочкарев, 1978; Березанская, 1980; Державин, Тихонов, 1981; Гей, 1986; Березанська, Ляшко, 1989 и др.). В погребальном обряде катакомбных культур нашли отражение и другие виды пожизненных занятий из непроизводственной сферы, что xa-рактерно для многих культур эпох неолита-бронзы (Черных Л.А. 1988).

 

   Появляются большие могильники (Дереивский — 161 погребение, Никольский — 83), не имеющие внешних признаков. Захоронения — коллективные (от 2 до 13 в одной могильной яме).

 

  Погребенные лежали в вытянутом положении на спине, засыпанные красной охрой; погребальный инвентарь составляют пронизки из камня, кости и раковин, пластины из клыков кабана, подвески из зубов оленя; в Никольском могильнике — медные изделия: кольцо, пронизки, золотая пластинчатая подвеска, топоры, ножи, наконечники копий, булавы; керамика в могильниках отсутствует.

   Для катакомбных культур отличительной особенностью является распространение воинских погребений, что наряду с наличием катакомбных наконечников в костяках соседей катакомбников (Тощев, 1979), боевыми повреждениями погребенных рассматриваемых культур (?) (Братченко, 1976), массовым производством предметов вооружения (Локтюшев, 1930; Шарафутдінова I.M. 1980; Смирнов Ю.А., 1983 и др.), происхождением значительного количества боевых топоров с случайных находок, возможно, с мест военных столкновений, свидетельствует о развитости военного дела у катакомбников и, очевидно, о их пребывании на военно-демократической ступени развития (Пустовалов, 1989). Классическими примерами, подтверждающими последнее утверждение, являются социально значимые воинские погребения донецкой катакомбной культуры, которые характеризуются основным положением в курганном архитектурном комплексе, значительностью могильной конструкции, богатым и престижным инвентарем, росписями охрой, искусственной деформацией черепов у погребенных, обильными жертвоприношениями.

   Подобные погребения с оружием, раскопанными на Донце, дали основание некоторым исследователям считать уже сам факт помещения оружия в погребение по сути определяемым при отнесении погребений с оружием к социально значимым (наконечники стрел как "инсигнии власти" (Klein, 1967); помещение наконечников стрел только в богатые погребения (Братченко, 1976), топоры из камня как "скипетры" (Санжаров, 1988). На наш взгляд, помещение оружия в погребение свидетельствует, прежде всего, о воинской "принадлежности" погребенного. Многие погребения с оружием вообще не имеют выраженных социально значимых признаков.

  Типичными воинскими погребениями являются и ранние катакомбы из раскопок автора 1988 г. в донецком Приазовье. 1. С. Новоалексеевка Волновахского р-на Донецкой области. Погребение  находилось по центру кургана 2 высотой 0,35 м диаметром 20 м, расположенного в одиночке на водоразделе правого берега р. Калка. Погребение впускное, состояло из подовального в плане колодца размерами 1,62x1,15 м, вытянутого по оси ЮЗ-СВ, с резким спуском в камеру с двумя ступеневидными перепадами, и подпрямоугольной в плане формы камеры размерами 1,92x1,48, примыкающей к колодцу с ЮВ. Камера отделена от шахты устьем подчетырехугольной формы шириной 0,96 м, высотой 0,5 м. Камера имела вертикальные стенки, прямые вырубленные углы, плоский свод высотой 0,9 м. Костяк взрослого человека находился в скорченном положении, на спине, ориентирован головой на СВ. почти под прямым углом подогнуты к туловищу, согнуты вправо (угол в коленях острый). Левая рука согнута, кисть находилась на тазе, правая также согнута, лучевые кости отведены в сторону. Перед лицом, слева от входа, стоял округлодонный сосуд с почти прямым венчиком, уступчатым плечиком, покрытый беспорядочными расчесами (высота 14, диаметры боков 14,8; устья 14,1; высота венчика 2,3 см). Под левой рукой лежал наконечник копья подромбовидной формы, с выделенным черешком из светло-серого донецкого кремния размерами 13,8x0,4 см. Слева от костяка, на уровне таза, острием к костяку лежал боевой топор с выделенным уступчатым обухом, выгнутым лезвием, гранью посредине корпуса из базальта размерами 11,6 мхЗ,8; шириной обуха 3,6; длиной обуха 3; высотой лезвия 3,2: диаметром проушного отверстия 1,6 см. Перед входом, посередине, лежал наконечник стрелы - подтреугольного типа с резными сторонами, с выемкой в основании, из светло-серого донецкого камня размерами 2,2X1,4X0,2 (глубина выемки 0,4).

    3. С. Покровка Амросиевского района Донецкой области. Погребение 6 кургана 4, расположенного на правом берегу р. Крынка в группе из четырех курганов (один срубный, другие не раскапывались) и высотой 1 м, диаметром 30 м. Погребение впущено в южную часть ямного кургана. Входной колодец прямоугольной в плане формы размерами 1,95X1,70 м, углублен в материк на 0,5 м, ориентирован по оси Ю-С. Камера примыкала с севера. Устье в камеру заложено плитами из песчаника, ширина заклада до 1,2 м. Камера отделена от колодца уступом высотой 0,45 м. Камера подпрямоугольной формы, стенки почти вертикальные, размеры 2,1X1,6 м, ориентирована по оси СВВ-ЮЗЗ. В западной части камеры, на правой стороне, лицом к устью лежал череп по-гребеннного, остальные кости не сохранились. Перед черепом находился наконечник копья из светло-серого кремня, такого типа, как из Новоалексеевки. Под наконечником и рядом - пятна красной охры, а под находками прослежены следы коричневого тлена. Отметим, что описанные погребения практически не отличаются по социально значимым признакам от массы раннекатакомбных погребений Приазовья. Подобные "рядовые" воинские погребения не единичны (неопубликованные раскопки Донецкой экспедиции). "Рядовые" воинские погребения известны в донецкой культуре (работы Северодонецкой, Донецкой экспедиции), днепро-азовской: культуре (раскопки Донецкой, II Северодонецкой, Донецкого университета, Запорожской, Херсонской, Днепропетровского музея и др. экспедиций, материалы не опубликованы), (Щепинский, Черепанова, 1967; Шмаглій, Черняков, 1971; Тощев, 1981; Волкобой, Лихачев, Шалобудов, Андросов, 1981; Ковалева И.Ф., Андросов, Мухопад, Шалобудов, 1985 Марина, Ромашко, Фещенко, 1986; Андросов, 1986 и др.). Возможно, трактовке воинских погребений в литературе как представителей власти, богатых и др., способствовало то, что "рядовые" воинские погребения почти не публиковались в отличие от богатых инвентарем. Отметим также, что наличие в воинских погребениях орудий и принадлежностей кремнеобработки (роговые, костные, бронзовые отжимники, заготовки, абразивы, раковины со смолой, отбойники), орудий для изготовления древков не являются показателями высокой социальной значимости, по крайней мере в Донбассе, богатого доступным кремневым сырьем и сильным традициям кремнеобработки.

  • Прибалтика.

    Открыто много могильников.

В неолитических могильниках  Прибалтики (Тамула, Крейчи, Звейняки), определено положение более 100 погребенных, в подавляющем большинстве (82) погребенные лежат в позиции I (рис. 1) в скорченном положении на боку в каменных ящиках под курганными насыпями, окруженными камнями. Инвентарь состоит из боевых топоров, ожерелий из янтарных бус или просверленных зубов животных, янтарных блях, костяных шильев и т. п.

   Небольшое количество скелетов оказалось здесь в позиции II (рис. 1) и в остальных позициях

   В торфянике на берегу озера Тамула, около г. Выру (Эстонская ССР). Открыто в 1939, частично раскопано в 1942—68 (с перерывами). В культурном слое много костей животных и костяных изделий, в том числе подвесок с изображениями человека, животных, птиц, змей. В Т. обнаружены 24 погребения, одновременных поселению

  • Олений остров.

   Оленеостровский могильник - это наиболее яркий памятник археологии эпохи камня на Северо-западе России. Благодаря хорошей сохранности скелетов погребенных, изделий из кости и рога, он является чрезвычайно ценным источником для реконструкции хозяйства, образа жизни, общественных отношений, искусства и религии древнего населения, а также воссоздания внешнего вида людей, живших 7-8 тыс. лет назад на территории Карелии.

   Могильник, располагавшийся на Южном Оленьем острове, в 7км юго-восточнее о.Кижи, был открыт при разработках известняка, разрушивших большую часть погребений, и исследован в 1936-1938 годах экспедицией под руководством известного ленинградского археолога В.И.Равдоникаса. Материалы памятника были опубликованы другим ленинградским ученым Н.Н.Гуриной в 1956 году.

   В ходе археологических раскопок на общей площади 2350 м2 было вскрыто 177 погребений, представляющих из себя могилы прямоугольной формы размерами 2 х 0,7м, глубиной 0,6 х 1,1м. При засыпке большинства из них использовалась минеральная краска красного цвета - охра.

   Все погребенные были положены в могилы головой на восток, иногда с отклонениями к северу или югу. В большинстве случаев умершие лежали на спине, редко на боку, в вытянутом или скорченном положении. Выделяются четыре захоронения, где покойные были помещены в могилу вертикально. В трех могилах находилось по трое погребенных, в 16 - по двое. В 37 могилах были похоронены женщины, в 49 - мужчины; в 73 погребениях находились люди возмужалого или зрелого возраста, в 23 - детского или юношеского (детей моложе 5-6 лет нет), 15 - старческого. Средний рост у мужчин достигал 171,6 см, максимум 181,9 см, у женщин соответственно 166,2 см и 171,3 см

Информация о работе Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи