Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

Изучение различных черт ритуала древних погребений имеет важное значение для решения целого ряда вопросов, связанных с пониманием характера первобытной культуры. Курганные и бескурганные погребения, наличие или отсутствие инвентаря и охры при скелетах, трупосожжение или трупоположение, как и различия в положении покойников,- все это, безусловно, результат проявления сложных религиозных представлений и верований древнего населения.

Содержание работы

Введение.
Ритуал погребений.
Положение покойника.
Погребения днепро-донецкой культуры.
Прибалтика.
Олений остров.
Волго-окский бассейн.
Религиозные представления.
Тотемистические представления.
Фетишизм.
Магия.
Культы.
Культ плодородия и размножения.
Культ умерших предков.
Заключение

Файлы: 1 файл

Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

   Культ вождя в эпоху неолита с усложнением и развитием социальных связей становился все более существенным моментом складывавшейся в рамках нового общества религиозной системы. Именно вождь олицетворял собой силу и жизнеспособность общества, а после смерти представлял разросшийся коллектив в мире духов; от вождя зависело процветание его потомков и подданных. Неудивительно поэтому, что культ умершего вождя со временем практически вытеснил и заместил собой культ остальных умерших, особенно из числа простолюдинов.   Выход на авансцену - вместе с культом плодородия и размножения — культа вождей, живых и умерших, был показателем трансформации первобытных раннерелигиозных представлений, складывания на их основе более развитых религиозных систем, свойственных обществам, уже знакомым с цивилизацией и государственностью.

    Заключение.

  Скорее всего, что  причины столь резких изменений  в погребальном ритуале населения на грани эпох следует искать, во-первых, в перемене состава самого населения и, во-вторых, в изменении его идеологии. Показательно, что там, где при переходе от мезолита к неолиту смены населения не наблюдается, как, например, на крайнем юго-западе Европейской части СССР (правобережье Украины, Днестр, Молдавия), и в неолите продолжает сохраняться прежний "мезолитический.

   Надо полагать, что совсем иные факторы влияли  на изменение обряда погребений  при переходе от неолита к  эпохе меди - бронзы, когда вытянутые на спине погребения начинают быстро исчезать. Это происходило, впрочем, не везде и не сразу. Да и сам процесс трансформации обряда носил далеко не везде одинаковый характерский" обряд погребения в позиции III-6

   Что же до  религии.

   Понятно, что  нельзя умалять значение первобытных  религиозных представлений, поскольку  они нашли свое отражение и  в современных моделях мышления. Например, история возникновения  черного камня в святилище  Кааба в Мекке уходит своими  корнями в процветавший некогда в примерами остаточных явлений первобытной религиозности. Многочисленные табу составляют основу современной морали и нравственности. Все это настолько прочно связано с менталитетом этнических групп, что значение религии в жизни общества трудно будет переоценить на протяжении еще многих сотен, а может быть, и тысяч лет.

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. И. В. Белоцерковская «Некоторые черты погребального обряда рязано-окских могильников».
  2. Д. Я. Телегин «Могильники днепро-донецкой неолитической культуры и их историческое место».
  3. Т. К. Цветкова «Племена рязанской культуры» из сборника «Окский бассейн в эпоху камня и бронзы».
  4. Д. Я. Телегин «Неолитические могильники».
  5. Н. Н. Гурина «Оленеостровский могильник».
  6. Телегин Д. Я. «Об основных позициях в положении погребенных первобытной эпохи Европейской части СССР // Энеолит и бронзовый век Украины».
  7. Смирнов А. С. «Неолит верхней и средней десны».

Информация о работе Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи