Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

Изучение различных черт ритуала древних погребений имеет важное значение для решения целого ряда вопросов, связанных с пониманием характера первобытной культуры. Курганные и бескурганные погребения, наличие или отсутствие инвентаря и охры при скелетах, трупосожжение или трупоположение, как и различия в положении покойников,- все это, безусловно, результат проявления сложных религиозных представлений и верований древнего населения.

Содержание работы

Введение.
Ритуал погребений.
Положение покойника.
Погребения днепро-донецкой культуры.
Прибалтика.
Олений остров.
Волго-окский бассейн.
Религиозные представления.
Тотемистические представления.
Фетишизм.
Магия.
Культы.
Культ плодородия и размножения.
Культ умерших предков.
Заключение

Файлы: 1 файл

Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

   Зафиксировано 118 погребений, вытянутых на спине, и лишь 14 погребений на боку, в том  числе 11 в вытянутом положении  и три скорченных. Скорченность очень слабая, в одном случае кисти рук поднесены к лицу. Здесь же есть четыре вертикальных погребения .

   Вместе с умершими клался разнообразный инвентарь. Всего было найдено 7132 предмета. Это орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел, гарпуны, ножи и кинжалы из кости и камня; украшения: подвески из резцов лося , бобра, клыков медведя, пластинки из резцов бобра, костяные и каменные подвески; предметы культа и скульптурные изделия: жезлы в виде головы лося, скульптурные изображения змей и антропоморфные изображения.

  Особо выделяется самое древнее (радиоуглеродная датировка 9910+-80 лет назад) погребение № 100 могильника. Скелет в нем находился в вертикальном положении, был обложен камнями и густо засыпан ярко-красной охрой. Умершего сопровождало большое количество изделий из камня и кости (около 500). Все это позволило археологам предположить, что захоронение принадлежало родовому или племенному вождю.

   По расположению украшений на скелетах был восстановлен костюм оленеостровцев. Он состоял из обуви, штанов, куртки и капюшона, сделанных из шкур крупных животных и отвечал требованиям северного климата. Для шитья использовались костяные иглы или проколки, в качестве ниток, вероятно, - волокна крапивы, лыка и других растений, сухожилия копытных животных. Одежда украшалась резцами лося и бобра, клыками медведя, подвесками из камня и кости.

   Основными занятиями древнего населения, судя по найденным костям животных, птиц и рыб, были охота и рыбная ловля.

   Оленеостровский могильник, по данным радиоуглеродного анализа костных останков, функционировал в промежутке 7470-6790 лет назад (калиброванные данные 6320-5640 лет до н.э.). Население, которое жило в то время на территории Карелии, по мнению большинства археологов и антропологов, принадлежало к архаичной восточной ветви европеоидов.

  • Волго-окский бассейн.

    Неудовлетворительная сохранность костного материала во всех памятниках этого времени и региона не дает возможности определения половой принадлежности погребенных. Основанием для разделения захоронений по половому признаку служит исключительно состав погребального инвентаря.

   Большое разнообразие в позиции скелетов отмечается в Волго-Окском бассейне, где исследовано около 10 небольших могильников, относящихся к неолитической эпохе. Всего зафиксировано положение более 40 скелетов, среди которых тоже преобладают погребения, вытянутые на спине. Здесь, однако, весьма большой процент погребений на животе, в том числе в Кубенино - три, на Черной горе - три, в Караваихе и Панфилах - по одному скелету.

Религиозные представления.

   Изменившийся образ жизни создал новые условия для развития религиозных представлений. Потребности земледелия, необходимость долгого терпеливого ожидания урожая и важность точного исчисления времени, циклов годовых сезонов - все это оказалось причиной принципиально нового интереса земледельческих племен к небу и земле, солнцу и луне, дождю и ветру, т. е. к тем силам природы, от которых зависело теперь благосостояние земледельца. А это значит, что зависимость от могущественных духов стала заметнее и ощутимее, мольбы и жертвы в их честь начали приноситься чаще, а представления об их сверхъестественных возможностях все возрастали. В результате древние духи - объект анимистического культа – постепенно превращались во все более могущественных богов, в чью честь создавались алтари и храмы, кому денно и нощно служили специально выделявшиеся из коллектива земледельцев специалисты-служители, будущие жрецы.

  • Тотемистические представления.

    Тотемизм, который в наши дни особенно полно сохранился у аборигенов Австралии, - это вера в то, что существует тесная связь между сородичами и их тотемом, которым являлся определённый вид животных, реже растений, ещё реже других предметов или явлений природы. Весь род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, отдельные же его члены могли носить имена так или иначе связанные с тотемом, что было очень широко распространено у американских индейцев, например человек из рода сокола мог называться "Зоркий Глаз", или "Острый Коготь". При этом люди верили, что находятся в кровном родстве со своим тотемом. Таким образом выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных людей, принадлежащих другим родам. Тотем - это символ, обозначение единства. Ему не поклонялись, а считали его "отцом", "старшим братом" и т. п., который помогает своим сородичам

Таким являлся тотемизм в начале своего зарождения.

    В эпоху  неолита земледельцы, чье благосостояние уже не зависело от результатов охоты, не нуждались в почитании зверя. Однако представления о тотемическом родстве с животными продолжали сохраняться в памяти поколений, что находило свое отражение в перенесении зооморфного облика на некоторых из возвысившихся божеств, многие из которых имели либо голову, либо часть тела какого-либо животного, птицы или рыбы. Сохранялись и даже более красочно разрабатывались в мифологических преданиях представления о родстве предков данной общности с почитаемыми ею божествами, заместившими собой древние тотемы.

  • Фетишизм.

   Фетишизм - вера  в сверхъестественные свойства  некоторых неодушевлённых предметов,  например, пещер, камней, деревьев, орудий  труда или предметов обихода,  а позднее специально изготовленных  культовых предметов. Фетишистские  представления связаны с одушевлением природы, хотя и с определённым выбором

    Характер фетишизма видоизменился. Идолы могущественных богов приняли вид крупных статуй, помещавшихся близ алтарей либо в храмах, где в их честь приносились жертвы, в том числе и кровавые. Иногда вместо идолов по-прежнему употреблялись условные предметы-символы - обелиски, валуны,  группы камней. Восходя к ранним фетишам, эти фигуры и сооружения символизировали собой святилища, которые считались причастными к божеству и близ которых возносились молитвы, совершались ритуалы.

  • Магия.

Изменилась и магия. На смену примитивным приемам колдунов, стремившихся наслать порчу на врагов, обеспечить удачную охоту или добиться от духов выполнения желаемого, пришли гораздо более строгие и тщательно разработанные обряды общения с божествами, включая нормы ритуала, порядок принесения "жертв и молитв. В основе их лежала все та же древняя магия. Однако появились и некоторые нововведения, близкие ей по духу и углублявшие ее возможности, обогащавшие арсенал ее методов и целей.

  Одним из таких нововведений была мантика, т. е. система гаданий и предсказаний, близкая магии и основанная на тех же магических принципах и приемах. Но цель ее иная - не вызвать желаемые действия, а лишь узнать о них. Возможно, в зачаточном виде мантические гадательные обряды практиковались и до эпохи неолита, но как завершенная система гаданий мантика сформировалась именно в это время, причем появление ее было вызвано увеличившимся значением роли божеств и их воли в жизни земледельцев. Трепетавшие перед созданными ими же могущественными богами, земледельцы неолита были крайне заинтересованы в их благожелательном отношении. Принося жертвы и мольбы божествам сил природы или обожествленным предкам, они хотели иметь хотя бы некоторую уверенность в том, что их жертвы и мольбы достигают цели, что они не напрасны, что божество или обожествленный предок окажут им требуемую помощь, согласятся выполнить просьбу. Но как узнать об этом? Вот здесь-то и приходила на помощь мантика со всем арсеналом ее средств. В отличие от сравнительно примитивных магических обрядов, доступных любому шаману, мантика требовала более высокого культурного уровня. Исполнявший обряд гадатель должен был следовать достаточно сложной системе условных символов, расшифровка которых только и могла дать ответ на конечный вопрос: удовлетворено ли божество, готово ли оно дать четкий ответ на посланную ему просьбу. Система символов бывала различной – от элементарного жребия до весьма сложного сочетания линий, трещин, точек и черточек. Гадания могли производиться по полету птиц, траектории движения брошенных предметов и т.п. Но сложность профессии гадателя была не только в умении производить обряд. По мере развития общества и усложнения социальных связей в коллективе неолитических земледельцев вставали новые и более сложные проблемы. Мало было уже только произвести гадание о том, выпадет ли так нужный земледельцу дождь. Важно было узнать, не пойдет ли на деревню войной соседнее племя, стоит ли заключить союз с ним, сулит ли удачу намечаемая экспедиция и т. п. Все эти и множество других вопросов, имевшихотношение более к политике, нежели к сфере сверхъестественного, входили в компетенцию гадателя, от которого зависело правильно сформулировать вопрос и однозначно расшифровать полученный ответ. Это вело к тому, что ряды профессионалов-гадателей пополнялись за счет наиболее привилегированных и компетентных представителей уже выделявшейся в коллективе земледельцев социальной верхушки.

Культы.

  • Культ плодородия и размножения.

    Кроме мантики в эпоху неолита получил дальнейшее развитие культ плодородия и размножения.

    Вобрав в себя многое из древних тотемистических представлений, этот культ как бы слил воедино плодородие земли, размножение домашнего скота и плодовитость женщины-матери.  Отправления культа (чаще всего весной, но иногда и осенью) обычно сопровождались пышными ритуальными торжествами в честь божеств и духов,  имевших отношение к этому культу. Обряды и ритуалы при этом красочно обрамлялись фаллическими эмблемами и символами, что должно было подчеркнуть значимость мужского оплодотворяющего и женского плодоносящего начала, а также великие творческие потенции их соединения.    К числу символов, о которых идет речь, относились раковины каури, по форме напоминавшие вульву и высоко ценившиеся в качестве жизнеутверждающего амулета. К их числу относились широко распространенные среди неолитических земледельцев керамические фигурки женщин с подчеркнутыми половыми признаками, а также, хотя и реже,  фигурки женщин с младенцем на руках.

   Наконец, та же символика в обилии встречается в орнаментальной росписи сосудов, где можно увидеть множество овальных или треугольных изображений вульвы, схематические изображения оплодотворяющего землю дождя и т. п.   Культ плодородия, размножения, оплодотворения со временем нашел отражение и в мифологии: в преданиях все чаще стали встречаться могущественные божества, принимавшие мужское или женское обличье,  вступавшие друг с другом в брачные связи, порой весьма сложные, с различными приключениями, обманами, перевоплощениями и т. п. Особенно щедро мифологические сюжеты описывают связь бога с женщиной: именно от этой воображаемой связи, корни представлений о которой восходят к тотемизму, рождались легендарные герои, оказывавшиеся затем первопредками или правителями той или иной этнической общности. 

  • Культ умерших предков.

   Еще одним важным культом, получившим новое содержание в эпоху неолита,  был культ умерших предков.

   Этот культ был известен и прежде: считалось,  что души умерших обитают в мире сверхъестественных сил и оттуда могут влиять на жизнь живых, особенно вследствие их родственных связей с тотемом. С начала неолита этот культ заметно усложнился.   Во-первых, упрочилось представление о том, что не только бесплотный дух умершего, но и какая-то частица его материальной субстанции переходит в загробный мир, где для поддержания ее существования необходимо все то,  что имел и чем пользовался человек при жизни на земле.

   Это нашло свое отражение в характере неолитических захоронений: погребения являют собой своего рода склады, в которые вместе с покойником помещены его вещи - одежда, орудия и оружие, сосуды с пищей и питьем, различная утварь,  украшения и т. п. При этом для захоронения отбиралось все самое лучшее,  а сосуды из числа погребальной керамики были выделаны особенно тщательно и, как правило, испещрены сложной и причудливой росписью ритуального характера, насыщенной различного рода символикой.

   Во-вторых, стала  более заметной разница в отношении  к умершим в зависимости от  их социального положения, т.  е. места и роли их в первобытном коллективе неолитических земледельцев. Погребения свидетельствуют о неравенстве покойников: некоторых из них хоронили с большим количеством богатых, великолепно выделанных вещей, а остальных -с небольшим числом сопогребенных предметов. Эта разница объективно свидетельствует о важных социальных, экономических и политических процессах, протекавших в эпоху неолита, когда возрастание совокупного продукта производящего коллектива создало условия для появления некоторого его избытка. Этот, так называемый, избыточный продукт стал экономической основой для возникновения социального неравенства, т. е.  для формирования слоя людей, которые могли уже не участвовать в производстве пищи, но сосредоточить свои усилия в сфере управления,  военного дела, ремесла, строительства, культов и т. п.

   Наконец, в-третьих, в силу отмеченного процесса генезиса социального неравенства культ мертвых в эпоху неолита стал постепенно приобретать форму культа умерших представителей привилегированного слоя, прежде всего старейшин и вождей.

    Объяснялось все это просто и логично: вождь становился первым и главным представителем коллектива, облеченным высшей властью политическим администратором, на чьи плечи падала верховная ответственность за благосостояние всех его подопечных. Понятно, что это распространялось и на сферу общения коллектива с миром сверхъестественных сил. Вождя начинали рассматривать как сакральную фигуру, наделенную высшей святостью, небесной благодатью, наибольшей магической силой. С течением времени вождь все более отдалялся от простых смертных, а то и начинал противопоставляться им. Его тело, еда,  одежда становились табуированными, неприкосновенными для остальных.

   Культ вождей - живых и умерших - сыграл важную роль в развитии и трансформации раннерелигиозного комплекса. Этот культ играл роль связующего единства, способствовал сплочению возраставшего и усложнявшегося социального организма, порой уже выходившего за пределы гомогенной этнической общности и становившегося этнически гетерогенным.  В этих условиях, характерных для ранних этапов возникновения цивилизации и государственности, культ вождя с его сакральной магической силой имел немаловажный интегрирующий смысл. Здоровье, мощь вождя символизировали процветание всего большого коллектива, поэтому состарившихся вождей - как это было показано еще Д. Фрэзером - иногда устраняли от власти  (нередко их отравляли). В других случаях, когда уже устанавливалась практика наследования власти вождя, его преемник должен был прикоснуться губами к губам умирающего правителя,чтобы в последний миг как бы вобрать в себя уходившую из тела вождя вместе с дыханием его магическую силу,   передававшуюся таким образом по наследству.

Информация о работе Погребальный обряд и религиозные верования неолитической эпохи