Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа
Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. В этот период культуры христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры
ГОУ ВПО Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра истории теории культуры и музеологии
«Поэзия вагантов как отражение специфики городской культуры XII–XIII веков»
Курсовая работа студента:
Богомолова В. А.
14 группы ИИГСО
Научный руководитель:
Ледовских А. Ю.
г. Новосибирск, 2010
Содержание
Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. В этот период культуры христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Так, на фоне доминирования христианства в XI веке начинается столкновение культурных ориентаций: с одной стороны – церковной, учёной, официальной, а с другой – народной, карнавальной, «смеховой». Она начала формироваться благодаря притоку деревенского населения в города Европы.
Актуальной в это время становится культура вагантов. Вбирая в себя разные традиции литературы, их поэзия как нельзя лучше отражает реакцию образованных людей на происходящее в это время.
В связи с этим представляется актуальным сформулировать цель исследования: выявить специфику городской средневековой культуры XII-XIII вв. по стилю и содержанию поэзии вагантов и их происхождению.
Задачи исследования:
- Определить социальное происхождение вагантов;
- Выявить философские взгляды вагантов;
- Рассмотреть основные сюжеты и стиль поэзии вагантов;
- Вычислить ключевые фигуры;
Источники. Основной источник при изучении поэзии вагантов это конечно сборники песен и стихотворений.
«Carmina Burana» – песни вагантов на латыни и немецком языке, собранные и переведенные Людвигом Лайстнером (издание Эбергарда Броста, Гейдельберг, 1961).1
Сборник "Поэзия вагантов" (издание и перевод Карла Лангоша, Лейпциг и Бремен, 1968).2
"Гимны и песни вагантов" Карла Лангоша (Берлин, издательство "Рюттен и Ленинг", 1958).3
Все стихи (за редкими исключениями) на русский язык переводятся впервые Львом Гинзбургом в книге «Лирика Вагантов»4
Литература:
Лев Гинзбург, переводы вагантов которого считаются лучшими, отмечал в своей статье, что ваганты имеют «родственные души» в мире поэзии. Он рассматривал их поэзию в том числе и со стороны переводчика, то есть оценивал их латынь и немецкий, указывал на особенности их языка.5
Жак Ле Гофф в своей книге «Интеллектуалы в средние века» посвящает вагантам отдельную главу. Он считает их «плодом социальной мобильности». Так как основная тема его исследования это интеллектуалы, то основной упор он и делает на это, выявляя в вагантах необходимые для этого черты (образованность, начитанность, процесс обучения) и связывая их существование с первыми университетами и переходя к творчеству Абеляра.6
В отечественном
В. Б. Муравьевым высказано несколько интересных идей. Во-первых, он привязал бродяжничество вагантов к общему помешательству (болезни), охватившему Европу и приведшему таким образом к крестовым походам. Во-вторых, он усматривает в их поэзии противостояние вагантов "антинародному режиму зла" - церкви. В-третьих, во всей статье отчетливо слышится излишняя романтизация образов вагантов.8
Слово "вагант" – латинское и в переводе на русский значит бродячий или, если употребить более благородный его синоним – странствующий.
В XI-XII веках это понятие приобрело другой смысл – так стал называться целый слой западноевропейского средневекового общества.
Эти века вошли в историю как эпоха крестовых походов. Тогда все население Западной Европы захватила идея освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины из-под власти неверных. «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, – писал в своем обращении к пастве папа Урбан II и пояснял, что их богоугодное дело, кроме исполнения священного долга, сулит и земные блага: – Земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай...». Папа благословлял тех, кто собирался принять участие в походе, и всем обещал отпущение грехов.
Европа пришла в движение. В городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину. Крестьяне оставляли пашню, ремесленники бросали мастерские, дети, подростки убегали из дому – и все они сбивались в отряды и с возгласами: «Так хочет Бог!» стремились присоединиться к рыцарскому войску.
Казалось, что Европу охватил дух бродяжничества. Кроме воинов-добровольцев, большинству из которых так и не нашлось места в рыцарском войске и которые, не выдержав трудностей пути, погибали от голода и болезней или вынуждены были вернуться обратно, дороги Европы полнились самым разным бродячим людом. Повсюду можно было встретить артели батраков, отряды солдат, желающих поступить на службу к какому-нибудь владетельному синьору, шайки разбойников, группы нищенствующих монахов, купеческие караваны, труппы актеров, и циркачей. Среди этого пестрого народа были и те, за которыми позднее в исторической литературе закрепилось собственно название ваганты.9
Слово «вагант» издавна применялось к священникам без прихода и к монахам, покинувшим монастырь, которые скитались из города в город. Попадали под него и школяры, в поисках знаний менявшие школу за школой. В XII—XIII вв. масса таких школяров на дорогах Европы резко возросла. Эпоха Крестовых походов и коммунальных революций резко повысила спрос на грамотных людей, соборные школы и первые университеты в ответ на это стали выпускать все больше и больше образованных клириков, и скоро критическая точка была перейдена: производство интеллигенции превратилось в перепроизводство, молодым клирикам все труднее было найти себе приход, учительскую кафедру или службу в канцелярии, и в ожидании этого они скитались с места на место, кормясь подаяниями аббатов, епископов и светских сеньоров и платя за это латинскими славословиями. Нравы этой умствующей бродячей толпы серьезно беспокоили духовные власти; к XIII в. все чаще принимаются суровые постановления, чтобы обуздать «буйство и шутовство» этой братии. В этих постановлениях упоминается характерное название обличаемых школяров «голиарды»; первоначально это означало (по различным этимологиям) «чертовы слуги» или «обжоры», но постепенно из бранной клички стало гордым самоназванием; из него вырос целый миф о гуляке и стихотворце Голиафе, последователи которого будто бы образовывали организованный бродячий орден со своим уставом, порядками, празднествами и песнями.10
Бродячие школяры и клирики составили основную массу того сообщества, за которым закрепилось название вагантов. К ним присоединяли также бродячих актеров, ярмарочных сатириков-скоморохов, небогатых рыцарей (именно этот тип изобразил Сервантес в образе хитроумного идальго Дон-Кихота Ламанчского).
Несмотря на пестроту состава вагантов, не так уж трудно выделить объединяющие их черты: первое – все они имели образование школьное или университетское и по профессии были, пользуясь современной терминологией, в основном интеллигентами-гуманитариями; второе – у них не было постоянного места работы и определенного места жительства.
Но было бы несправедливо уподобить их современным интеллигентным бомжам. Ваганты, в отличие от них, обладали рядом прав и привилегий, данных королями и папой университетам и духовенству: в частности, неподсудностью общему суду, это ставило их в гражданском отношении выше основной массы населения и поддерживало в них сознание собственного превосходства над ней, что, в свою очередь, вызывало ответную реакцию населения, зачастую неблагоприятную.
Поскольку ваганты были людьми образованными, их взгляды на мир и современность были и шире и глубже, чем у подавляющего числа современников. Знания позволяли им подвергнуть сомнению многие традиционные взгляды общества на мир, мораль, на философские и политические доктрины.
Ваганты имели свой нравственный кодекс, который раскрывается в стихотворении «Орден вагантов»:
Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины,
титулы, богатство.
Наша вера не в псалмах!
Господа мы славим тем,
что в горе и в слезах
брата не оставим.
Кто для ближнего готов
снять с себя рубаху,
восприми наш братский зов,
к нам спеши без страху!
...От монарха самого
до бездомной голи -
люди мы и оттого
все достойны воли,
состраданья и тепла
с целью не напрасной,
а чтоб в мире жизнь была
истинно прекрасной.11 (Перевод Л. Гинзбург)
Исповедуя такие принципы, ваганты не могли мириться с тем, что духовные и светские власти устанавливают в обществе совсем иной порядок, что они живут и правят исходя из прямо противоположных воззрений. В литературе вагантов большое место занимает обличительная литература, представленная различными жанрами – от добродушной шутки до гневной инвективы. Они пишут о неправедно приобретенных богатствах, об угнетении и ограблении народа феодалами, о двуличности церковных иерархов, их корыстолюбии и тайном разврате, о том, что, проповедуя христианство и требуя от народа исполнения христианских заповедей, сами церковники не исполняют их и давно предали Христа.12
Если рассматривать песни вагантов с точки зрения передаваемого настроения, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов – это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили, и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличают пороки общества. Они создавали свои произведения во славу Господа, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близки образы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, причём в первом случае речь может идти о каком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия – поэзия крайностей, но она также разнопланова, как и их жизнь.13
Так как ваганты были оторваны от общества, то их бродячая жизнь – это тоже своеобразные проявления отношения к внешнему миру, но вместе с тем, весь мир принадлежит им. Ощущая безграничную свободу, клирики раз за разом доказывают, что они идут со всей открытой душой к миру и могут посмеяться вместе с ним, а то и над ним, но не всегда мир также открыт и дружелюбен по отношению к ним, так как ваганты известны проявлением бунтарства.
Ваганты называют этот мир «взбесившимся» и во всех красках расписывают его в своём стихотворении:
Блуд и пьянство
в христианство
золотой привес телец.
Мир разврата
без возврата
в Тартар рухнет, наконец.14 (Перевод Л. Гинзбург)
Ваганты подробно и со всей душой перечисляют грехи, в которых обвиняют этот мир, не замечая при этом, что большинство из них списали с себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Ваганты говорят обо всём мире, но не выделяют себя. Подтверждают это говоря:
Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен.15 (Перевод Л. Гинзбург)
А.Я.Гуревич также отмечает, что ваганты тоже входят в число грешников, но они это поняли и идут к исправлению «своим» путём. А вот весь остальной, так обидевший их мир может катиться «ко всем чертям», т.е. в Тартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в сознании беглых студентов образов и символов различных религий. Грехи присущи христианскому миру, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Возможно, они употребляли это название, чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны; неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылают грешников всё-таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолько им был ненавистен, что ваганты были весьма изощрёнными в придумывании кары, они были свято уверены в том, что над этим миром уже висит приговор:16
Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор.17 (Перевод Л. Гинзбург)
Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознании средневекового религиозного человека, в том числе и в сознании ваганта:
О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим,
так пребудем
не в геенне, а в раю!18 (Перевод Л. Гинзбург)
Ваганты считали возможным спасение
путём обращения к своей
В стихотворении «Взбесившийся мир» речь шла о том, что сами ваганты обвиняли мир в греховности и предлагали ему путь к спасению. Ваганты создают ещё одно стихотворение, говорящее о том же, но с несколько другой точки зрения – со стороны прямого обвинения Господа Бога. Клирики замахнулись на право утверждать, что же именно он говорит и каково его недовольство этим миром. Хотя, если вдуматься, то и здесь ваганты не были первыми, а первой была Католическая Церковь. Ваганты лишь продолжили путь. Начатый церковью, и несколько расширили набор используемых обвинений и фраз, предлагаемых согласно канону Библии. Причем расширили с известной долей сарказма и остроумия:
Информация о работе Поэзия вагантов как отражение специфики городской культуры XII–XIII веков