Поэзия вагантов как отражение специфики городской культуры XII–XIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. В этот период культуры христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Новосибирский  Государственный Педагогический Университет

 

 

Кафедра истории теории культуры и музеологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Поэзия вагантов как  отражение специфики городской  культуры XII–XIII веков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента:

Богомолова В. А.

14 группы ИИГСО

Научный руководитель:

Ледовских А. Ю.

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2010

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха средневековья длилась почти  тысячу лет, за это время средневековое  общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. В этот период культуры христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Так, на фоне доминирования христианства в XI веке начинается столкновение культурных ориентаций: с одной стороны – церковной, учёной, официальной, а с другой – народной, карнавальной, «смеховой». Она начала формироваться благодаря притоку деревенского населения в города Европы.

Актуальной в это время становится культура вагантов. Вбирая в себя разные традиции литературы, их поэзия как нельзя лучше отражает реакцию образованных людей на происходящее в это время.

В связи с этим представляется актуальным сформулировать цель исследования: выявить специфику городской средневековой культуры XII-XIII вв. по стилю и содержанию поэзии вагантов и их происхождению.

Задачи исследования:

- Определить социальное происхождение вагантов;

- Выявить философские взгляды вагантов;

- Рассмотреть основные сюжеты и стиль поэзии вагантов;

- Вычислить ключевые фигуры;

Источники. Основной источник при изучении поэзии вагантов это конечно сборники песен и стихотворений.

«Carmina Burana» – песни вагантов на латыни и немецком языке, собранные и переведенные Людвигом Лайстнером (издание Эбергарда Броста, Гейдельберг, 1961).1

Сборник "Поэзия вагантов" (издание и перевод Карла Лангоша, Лейпциг и Бремен, 1968).2

  "Гимны и песни вагантов" Карла Лангоша (Берлин, издательство "Рюттен и Ленинг", 1958).3

Все стихи (за редкими исключениями) на русский язык переводятся впервые Львом Гинзбургом в книге «Лирика Вагантов»4

 

Литература:

Лев Гинзбург, переводы вагантов которого считаются лучшими, отмечал в своей статье, что ваганты имеют «родственные души» в мире поэзии. Он рассматривал их поэзию в том числе и со стороны переводчика, то есть оценивал их латынь и немецкий, указывал на особенности их языка.5

Жак Ле Гофф в своей книге «Интеллектуалы в средние века» посвящает вагантам отдельную главу. Он считает их «плодом социальной мобильности». Так как основная тема его исследования это интеллектуалы, то основной упор он и делает на это, выявляя в вагантах необходимые для этого черты (образованность, начитанность, процесс обучения) и связывая их существование с первыми университетами и переходя к творчеству Абеляра.6

В отечественном литературоведении  наиболее значительной работой по творчеству вагантов является статья М.Л.Гаспарова, российского литературоведа и филолог-классика, историка античной литературы и русской поэзии, переводчика (с древних и новых языков), стиховеда, теоретика литературы.7

В. Б. Муравьевым высказано несколько интересных идей. Во-первых, он привязал бродяжничество вагантов к общему помешательству (болезни), охватившему Европу и приведшему таким образом к крестовым походам. Во-вторых, он усматривает в их поэзии противостояние вагантов "антинародному режиму зла" - церкви. В-третьих, во всей статье отчетливо слышится излишняя романтизация образов вагантов.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение вагантов

 

Слово "вагант" – латинское и в переводе на русский значит бродячий или, если употребить более благородный его синоним – странствующий.

В XI-XII веках это понятие приобрело  другой смысл – так стал называться целый слой западноевропейского средневекового общества.

 Эти века вошли в историю как эпоха крестовых походов. Тогда все население Западной Европы захватила идея освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины из-под власти неверных. «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, – писал в своем обращении к пастве папа Урбан II и пояснял, что их богоугодное дело, кроме исполнения священного долга, сулит и земные блага: – Земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай...». Папа благословлял тех, кто собирался принять участие в походе, и всем обещал отпущение грехов.

Европа пришла в движение. В городах  и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину. Крестьяне  оставляли пашню, ремесленники бросали  мастерские, дети, подростки убегали  из дому – и все они сбивались в отряды и с возгласами: «Так хочет Бог!» стремились присоединиться к рыцарскому войску.

Казалось, что Европу охватил дух  бродяжничества. Кроме воинов-добровольцев, большинству из которых так и  не нашлось места в рыцарском  войске и которые, не выдержав трудностей пути, погибали от голода и болезней или вынуждены были вернуться обратно, дороги Европы полнились самым разным бродячим людом. Повсюду можно было встретить артели батраков, отряды солдат, желающих поступить на службу к какому-нибудь владетельному синьору, шайки разбойников, группы нищенствующих монахов, купеческие караваны, труппы актеров, и циркачей. Среди этого пестрого народа были и те, за которыми позднее в исторической литературе закрепилось собственно название ваганты.9

Слово «вагант» издавна применялось к священникам без прихода и к монахам, покинувшим монастырь, которые скитались из города в город. Попадали под него и школяры, в поисках знаний менявшие школу за школой. В XII—XIII вв. масса таких школяров на дорогах Европы резко возросла. Эпоха Крестовых походов и коммунальных революций резко повысила спрос на грамотных людей, соборные школы и первые университеты в ответ на это стали выпускать все больше и больше образованных клириков, и скоро критическая точка была перейдена: производство интеллигенции превратилось в перепроизводство, молодым клирикам все труднее было найти себе приход, учительскую кафедру или службу в канцелярии, и в ожидании этого они скитались с места на место, кормясь подаяниями аббатов, епископов и светских сеньоров и платя за это латинскими славословиями. Нравы этой умствующей бродячей толпы серьезно беспокоили духовные власти; к XIII в. все чаще принимаются суровые постановления, чтобы обуздать «буйство и шутовство» этой братии. В этих постановлениях упоминается характерное название обличаемых школяров «голиарды»; первоначально это означало (по различным этимологиям) «чертовы слуги» или «обжоры», но постепенно из бранной клички стало гордым самоназванием; из него вырос целый миф о гуляке и стихотворце Голиафе, последователи которого будто бы образовывали организованный бродячий орден со своим уставом, порядками, празднествами и песнями.10

Бродячие школяры и клирики  составили основную массу того сообщества, за которым закрепилось название вагантов. К ним присоединяли также бродячих актеров, ярмарочных сатириков-скоморохов, небогатых рыцарей (именно этот тип изобразил Сервантес в образе хитроумного идальго Дон-Кихота Ламанчского).

 Несмотря на пестроту состава вагантов, не так уж трудно выделить объединяющие их черты: первое – все они имели образование школьное или университетское и по профессии были, пользуясь современной терминологией, в основном интеллигентами-гуманитариями; второе – у них не было постоянного места работы и определенного места жительства.

 Но было бы несправедливо уподобить их современным интеллигентным бомжам. Ваганты, в отличие от них, обладали рядом прав и привилегий, данных королями и папой университетам и духовенству: в частности, неподсудностью общему суду, это ставило их в гражданском отношении выше основной массы населения и поддерживало в них сознание собственного превосходства над ней, что, в свою очередь, вызывало ответную реакцию населения, зачастую неблагоприятную.

Поскольку ваганты были людьми образованными, их взгляды на мир и современность были и шире и глубже, чем у подавляющего числа современников. Знания позволяли им подвергнуть сомнению многие традиционные взгляды общества на мир, мораль, на философские и политические доктрины.

Ваганты имели свой нравственный кодекс, который раскрывается в стихотворении «Орден вагантов»:

Все желанны, все равны, 
к нам вступая в братство,  
невзирая на чины, 
титулы, богатство. 
Наша вера не в псалмах! 
Господа мы славим тем,  
что в горе и в слезах  
брата не оставим. 
 
Кто для ближнего готов 
снять с себя рубаху, 
восприми наш братский зов, 
к нам спеши без страху! 
 
...От монарха самого 
до бездомной голи -  
люди мы и оттого

все достойны воли,  
состраданья и тепла 
с целью не напрасной,  
а чтоб в мире жизнь была 
истинно прекрасной.11 (Перевод Л. Гинзбург)

Исповедуя такие принципы, ваганты не могли мириться с тем, что духовные и светские власти устанавливают в обществе совсем иной порядок, что они живут и правят исходя из прямо противоположных воззрений. В литературе вагантов большое место занимает обличительная литература, представленная различными жанрами – от добродушной шутки до гневной инвективы. Они пишут о неправедно приобретенных богатствах, об угнетении и ограблении народа феодалами, о двуличности церковных иерархов, их корыстолюбии и тайном разврате, о том, что, проповедуя христианство и требуя от народа исполнения христианских заповедей, сами церковники не исполняют их и давно предали Христа.12

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия, стилистика и основные темы характерные для поэзии вагантов

 

Если рассматривать песни вагантов с точки зрения передаваемого настроения, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов – это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили, и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличают пороки общества. Они создавали свои произведения во славу Господа, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близки образы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, причём в первом случае речь может идти о каком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия – поэзия крайностей, но она также разнопланова, как и их жизнь.13

Так как ваганты были оторваны от общества, то их бродячая жизнь – это тоже своеобразные проявления отношения к внешнему миру, но вместе с тем, весь мир принадлежит им. Ощущая безграничную свободу, клирики раз за разом доказывают, что они идут со всей открытой душой к миру и могут посмеяться вместе с ним, а то и над ним, но не всегда мир также открыт и дружелюбен по отношению к ним, так как ваганты известны проявлением бунтарства.

Ваганты называют этот мир «взбесившимся» и во всех красках расписывают его в своём стихотворении:

Блуд и пьянство

в христианство

золотой привес телец.

Мир разврата

без возврата

в Тартар рухнет, наконец.14 (Перевод Л. Гинзбург)

 

Ваганты подробно и со всей душой  перечисляют грехи, в которых  обвиняют этот мир, не замечая при  этом, что большинство из них списали  с себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Ваганты говорят обо всём мире, но не выделяют себя. Подтверждают это говоря:

Надо всеми

в наше время

меч возмездья занесен.15 (Перевод Л. Гинзбург)

 

А.Я.Гуревич также отмечает, что  ваганты тоже входят в число грешников, но они это поняли и идут к исправлению «своим» путём. А вот весь остальной, так обидевший их мир может катиться «ко всем чертям», т.е. в Тартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в сознании беглых студентов образов и символов различных религий. Грехи присущи христианскому миру, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Возможно, они употребляли это название, чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны; неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылают грешников всё-таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолько им был ненавистен, что ваганты были весьма изощрёнными в придумывании кары, они были свято уверены в том, что над этим миром уже висит приговор:16

Мир греховный!

Суд верховный

грозный вынес приговор.17 (Перевод Л. Гинзбург)

 

Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознании средневекового религиозного человека, в том числе  и в сознании ваганта:

О, пробудим

совесть спящую свою!

Коль пробудим,

так пребудем

не в геенне, а в  раю!18 (Перевод Л. Гинзбург)

 

Ваганты считали возможным спасение путём обращения к своей совести  и покаяния. Из стихотворения может  сделать вывод, мир порочен и  уже приговорен. Этот мир ненавистен вагантам, и в отличие от него они знают и не забывают, как  можно спасти свою душу.

В стихотворении «Взбесившийся  мир» речь шла о том, что сами ваганты  обвиняли мир в греховности и  предлагали ему путь к спасению. Ваганты создают ещё одно стихотворение, говорящее о том же, но с несколько  другой точки зрения – со стороны прямого обвинения Господа Бога. Клирики замахнулись на право утверждать, что же именно он говорит и каково его недовольство этим миром. Хотя, если вдуматься, то и здесь ваганты не были первыми, а первой была Католическая Церковь. Ваганты лишь продолжили путь. Начатый церковью, и несколько расширили набор используемых обвинений и фраз, предлагаемых согласно канону Библии. Причем расширили с известной долей сарказма и остроумия:

Информация о работе Поэзия вагантов как отражение специфики городской культуры XII–XIII веков