Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:33, курсовая работа
Начавшееся же в последние годы изучение политико-правовых воззрений Сперанского обнаруживает противоречивость этих взглядов, заставляющую усомниться в правомерности отнесения Сперанского к либеральным мыслителям. Это обусловило интерес к выбранной теме и определило цель настоящей работы, заключающуюся в анализе и оценке политических представлений Сперанского о государстве и его государственной деятельности как реформатора.
Введение 3
Глава 1
Политическое учение М.М. Сперанского
§ 1 Концепция патриархального происхождения государства
М.М. Сперанского 4
§ 2. «Истинная монархия» М.М. Сперанского 9
Глава 2
Реформаторская деятельность Сперанского
§ 1 Конституционный проект М.М.Сперанского 1803 г. 11
§ 2 Программа преобразований М.М. Сперанского 1809 г. 21
Заключение 25
Литература 27
Содержание
Введение
Глава 1
Политическое учение М.М. Сперанского
§ 1 Концепция патриархального происхождения государства
М.М. Сперанского
§ 2. «Истинная монархия» М.М.
Сперанского
Глава 2
Реформаторская деятельность Сперанского
§ 1 Конституционный проект
М.М.Сперанского 1803 г.
Заключение
Литература
Введение
Среди выдающихся государственных деятелей России видное место занимает Михаил Михайлович Сперанский. Творческая личность, ученый-аналитик по призванию и новатор-преобразователь по духу, он, по словам современников, был “кодификатором законов” и “великим реформатором”. Его многогранный талант раскрывается в многочисленных трудах, где он предстает как философ, государственник и правовед.
Традиционно М.М.Сперанский считается деятелем, стоявшим у идейно-практических истоков русского либерализма. Интерес к творчеству М.М. Сперанского активизировался в последние 15 лет в связи с либеральными реформами, проходящими в нашей стране, и исследование творчества Сперанского продолжает оставаться актуальным и сейчас, особенно изучение политико-правовых воззрений и государственной деятельности Сперанского, поскольку на первой волне интереса внимание было сосредоточена главным образом на исследованиях биографического характера и оценке реформаторской деятельности Сперанского.
Начавшееся
же в последние годы изучение
политико-правовых воззрений
Глава 1
Политическое учение М.М. Сперанского
§ 1 Концепция патриархального происхождения государства М.М. Сперанского
В основании политических воззрений М.М. Сперанского лежит представление о патриархальном происхождении государства. Концепция патриархального происхождения государства была в то время популярной как и в Европе, так и в России. И чаще всего ее апологеты были оппозиционны просветительской теории договорного происхождения государства, однако далеко не все приверженцы патриархальной теории были консерваторами. Так, с либеральных позиций эта концепция разрабатывалась И.Кантом в его теории «отеческого» государства, и представления Сперанского весьма близки к кантианскому пониманию. То, что Сперанский отдал предпочтение как истинной именно патриархальной теории, определяется его глубокой религиозностью. При всей приверженности рационалистической европейской философии Сперанский, будучи человеком глубоко религиозным, исходил из христианского учения о богоустановлеиности власти. «...Выражение верховной власти на земле Божьей милостью не есть выражение произвольное, но великая коренная истина, которую ни изгладить, ни переменить не могут»1, - формулирует он свое убеждение о богоустановленности власти в «Четырех «беседах» с наследником престола». Представление же о божественном происхождении власти было свойственно патриархальной теории происхождения государства, к которой Сперанский обращается, не приемля популярную среди прогрессивной части русского дворянства того времени просветительскую либеральную теорию о договорном происхождения государства Ж-Ж. Руссо. В. И.Морозов отмечает, что разработка патриархальной теории Сперанским была обусловлена «необходимостью противодействия распространившимся представлениям о договорном происхождении государства»2.
По Сперанскому,
следует различать частные
Ошибка договорной теории, по Сперанскому, заключается в распространении принципов регулирования частно-правовых отношений на публично-правовые: «Сей образ мыслей от частной жизни переносится и прилагается и к жизни общественной», б которой «видят и находят один расчет». Главную ошибку Руссо Сперанский видит в том, что он союз общежития превращает из «установления Божеского» в «установление человеческое», основанное « на таком же расчете пользы и вреда, как купля и продажа», и, следовательно, подлежащее «тем же изменениям, каким подлежат все частные союзы»3.
Опасность
договорной теории Сперанский
видит в том, что из ее
положений вытекает возможность
произвольного изменения
Обосновывая
патриархальную теорию
В.И. Морозов
указывает, что в разработке
Сперанского патриархальная
и договорная теории
Сперанский считал, что патриархальная семья и род, как первые составные стихии государства есть союзы естественные, поскольку «образуются не произволом людей, не внешними обстоятельствами, но самою природой»2. По мнению Сперанского, «человек есть существо по самой его природе общежительное, ибо он предназначен к вечности, и вечность есть соединение всех воедино»6.
А так
как естественность
Вместе с тем божественными являются и иерархические отношения власти и подчинения. Принцип богоустановленности власти, в частности, нашел свое выражение в создании человека способным к власти и повиновению. Сперанский считает, из Богом данной человеку способности любить и уважать возникает союз власти и повиновения, т.е. источник иерархического принципа социального взаимодействия также следует искать в естественной склонности человеческой природы.
Ближайшая
возможность реализовать
Сперанский подчеркивает, что семейственный союз может быть только там, где есть базирующиеся на любви власть и повиновение, но никак основой семейного союза не могут быть сила и рабство.
Предположение
о присутствии в человеческой
природе естественной
Патриархальная теория претендует на возможность его исчерпывающего объяснения. В данном случае семья рассматривается уже не как первичный уровень социальности, но как первоначальный этап в ее историческом развитии8. Сперанский полагает, что в образовании государства можно выделить четыре периода: семейство, род, гражданское общество и государство. В каждом из периодов получают постепенное развитие главные в существенные установления общежития: состояние лиц, собственность имуществ, установления нравственные и установления верховной власти.
Для всех
периодов общежития характерно
наличие двух союзов: союза власти
и повиновения и союза
Историческая роль семейного союза в происхождении государства обусловила его современное значение в качестве его социальной основы. Государства, убежден Сперанский, стоят на твердости порядка семейственного, и если семейственные союзы разрушаются, то в разрушается и государственность
Патриархальную структуру общества Сперанский рассматривает в качестве социальной базы монархии: когда государство состоит... из семейств, тогда состав его, как считает Сперанский, есть самодержавный.
Социальная устойчивость государства обусловлена постоянным воспроизведением в семье имеющих общественное значение навыков власти и повиновения.
Последовательное
осуществление договорной
Симпатии Сперанского
на стороне идеала «
§ 2. «Истинная монархия» М.М. Сперанского
Отстаивая
теорию патриархального