Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:33, курсовая работа
Начавшееся же в последние годы изучение политико-правовых воззрений Сперанского обнаруживает противоречивость этих взглядов, заставляющую усомниться в правомерности отнесения Сперанского к либеральным мыслителям. Это обусловило интерес к выбранной теме и определило цель настоящей работы, заключающуюся в анализе и оценке политических представлений Сперанского о государстве и его государственной деятельности как реформатора.
Введение 3
Глава 1
Политическое учение М.М. Сперанского
§ 1 Концепция патриархального происхождения государства
М.М. Сперанского 4
§ 2. «Истинная монархия» М.М. Сперанского 9
Глава 2
Реформаторская деятельность Сперанского
§ 1 Конституционный проект М.М.Сперанского 1803 г. 11
§ 2 Программа преобразований М.М. Сперанского 1809 г. 21
Заключение 25
Литература 27
Отчасти, отмечает Осипов И.Д., «истинная монархия» Сперанского походит на «отечественное» государство Канта13, в котором «каждый (не исключая и главу государства) рассматривает общность как материнское лоно и страну свою как родную почву, на которой и из которой он сам вырос и которую как драгоценный залог должен оставить после себя для того лишь, чтобы охранять права общности посредством законов совместной воли, а вовсе но считает себя правомочным подчинять ее своему безграничному произволу»14. При этом Кант подчеркивал, что в «отечественном правлении» все находятся под законом, за исключением монарха — главы государства, ибо если он будет принуждаем по закону, то не сможет оставаться главой государства. В правовом государстве монарх сам является источником права и закона. .Идеал «отечественного правления» Канта — должное состояние общества, истинность которого определяется его нормативной природой, несмотря и даже вопреки социальной реальности. В концепции Канта выразился в целом нормативный дух западноевропейского либерализма, основанного на рационалистической философии Нового времени.
Для Сперанского
же, мыслителя религиозного, не могло
быть столь категорического
Сперанский выделяет монархии правильные и неправильные. Разделение монархий на истинные и неправильные Сперанским производилось на основании наличия/отсутствия конституции. Правильная, истинная монархия – это конституционная монархия, неправильные монархия – это деспотия и самодержавие, причем Сперанский заимствует из политической теории Юма понятие монархической конституции не как писаного закона, но как соответствующего монархического настроения «народного духа».
Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — уделыцина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года»15
Реформатор предложил Александру I сразу два социальных проекта для России. Первый — для «срединного» общества, в котором «судная» и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Это общество, по Сперанскому, предназначено для народов своевольных и анархических, и там есть только «вид» закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал «истинной» монархии. В нем законодательное сословие устроено так. «чтобы оно не могло совершить своих положений без державной власти, но. чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное... Власть исполнительная была бы поставлена в ответственность от власти законодательной».16 Все постановления, на основании которых управляется «истинная монархия», исходят из начала: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
Сперанский полагал, что русские как северный народ больше подходят для «истинного правления», но переход к нему сопряжен для них с риском. Народу, находящемуся долгое время в рабстве, опасно сразу переходить к свободе и просвещению, ибо образованный народ острее ощущает свое рабское состояние и способен на непредсказуемые поступки.
Основываясь на «Записке
об устройстве судебных и
Глава 2
Реформаторская деятельность Сперанского
§ 1 Конституционный проект М.М.Сперанского 1803 г.
В «Записке об устройстве
судебных и правительственных
учреждений в России»
Автор «Записки»
формулирует основные принципы
и цели реформирования
Все эти
вопросы очевидно обрисовывают
представления Сперанского о
том, насколько далеко
Однако
Сперанский настаивает на
Первоначально
Сперанский предполагал
1) государственной полиции,
2) суда, 3) экономии, 4) военных дел, 5)
внешних сношений. Однако в окончательном
варианте проекта Сенат
Законодательный Сенат формируется из сенаторов по назначению государя и заседает два дня в неделю3. Министры входят в его состав «с голосом рассуждения... но журналов не подписывают и мнений по оным не дают». При этом, «сенатор законодательного отделения не может быть министром, не сложа с себя сего звания, и напротив»28.
. К его функциям относится, во-первых, разработка проеков новых законов. Для этого, «когда в сенате судном встречается случай, законом не определенный, он посылается на разрешение сената законодательного, который, определяя его согласно государственному закону, представляет на утверждение государя». Во-вторых, к функциям законодательного сената относится усовершенствование действующего законодательства, для чего формируется комиссия о составе уложения, которая состоит из возглавляющего ее сенатора и четырех юрисконсультов. Сенат судный обязывается представлять данной комиссии о случаях, когда «встретится дело, на которое изданные законы не ясны, или общей пользе противны». Наконец, в-третьих, к ведомству данного учреждения относится «охранение закона в исполнении его». Оно осуществляется путем принесения жалоб на министров, а также ревизии всех новых актов сената исполнительного «по отношению их не к внутренней доброте их, но к коренным государственным законам»29.
Таким образом,
Сенат законодательный
Сперанский подчеркивает отсутствие какого-либо политического значения законодательного Сената: он «не есть корпус внешний политический, но отделение государева кабинета, в коем он всегда почитается присутствующим». Отсутствие политического значения данного учреждения гарантируется тем, что «никакого внешнего акта сенат законодательный издать не может»31.
Право издания
таких актов в проекте