Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:04, контрольная работа
Он родился 25 августа 1530 г. Его отец, царь Василий III, которому уже исполнился 51 год, очень ждал появления наследника и возлагал на будущего царя большие надежды. Он бросил все свои силы на расширение и укрепление Русского государства и не горел желанием отдавать его в руки своих братьев – Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого. В силу феодальной традиции того времени государство должно было перейти к ним, его соперникам от рождения. Василий III всеми силами желал избежать этого.
Введение………………………………………………….3
Политические взгляды Ивана Грозного……………..5
Опричнина……………………………………………….9
Общая характеристика политики
Ивана Грозного в исторической литературе………14
Заключение……………………………………………...19
Список литературы…………………………………….20
«Пытаясь выйти к Балтийскому
морю, Иван Грозный в течение
25 лет вел изнурительную
Поражение в этой войне
было омрачено и
Неудачи во внутренней
политике и поражение в
Что же касаемо политических
взглядов Ивана Грозного в
отношении других государств, то
позиция царя была
Иван Васильевич резко
критиковал государственное
Скептически Иван Грозный смотрел и на Англию. Саму систему правления, при которой королева во всем советуется с парламентом, царь категорически не принимал и не скрывал этого ни от своих подданных, ни от самой английской королевы. Однако, в душе он мечтал иметь такого союзника, имея в виду флот Англии, ее армию и технические достижения.
Контактов с Европой
царь не избегал, но они
Вообще, политические идеи
Ивана Грозного могут многое
сказать о его личности. Реформы
в основном служили для
В целом, можно сделать такой вывод – Иван Грозный во всех своих поступках руководствовался личным интересом и потаканию своим комплексам и желаниям.
Опричнина
Иван Грозный все сильнее укреплялся в мысли о своем божественном происхождении, но ему этого было мало. В этой мысли должны были укрепиться и все его подданные. Бояре и некоторая знать могли помешать его грандиозным замыслам. С самого начала военных походов он упрекал своих воевод в нерешительности, чем посеял в самом себе сомнения относительно их верности. Предательство князя Андрея Курбского подтвердило его сомнения. Иван Грозный повсюду начинает подозревать интриги и заговоры. Карать преступников царь желал жестоко и незамедлительно.
«Он создал опричнину как охранный корпус, предназначенный для борьбы с «изменой», под которую могло попасть все, что угодно». [18:, С.4].
« Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти , основным препятствием к установлению которой, по его мнению, боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего человеком неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван Грозный расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.» [10: C. 92].
Когда в декабре 1564 г. царь покинул Москву и уехал в Александровскую слободу, прислав в столицу грамоту, в которой обрушивал свой гнев на бояр и духовенство, и отрекался от престола, народ испугался. «Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.» [10: C. 92].
5 января 1565 года государь принимает решение о создании «опричнины». Ранее это слово означало часть вотчинных земель, выделяемых вдове. Теперь же оно стало синонимом произвола и ужаса в глазах народа.
Царь всячески старался
продемонстрировать свою
Кроме этого, почти все члены Боярской думы были физически уничтожены. На их место были поставлены новые, угодные государю на тот период времени.
«Иван Грозный поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах». [7: C. 111]. По сути, опричнина стала государством в государстве.
На этих землях поселялись
опричники – дворяне, вошедшие
в особое опричное войско. Бывшие
владельцы имений выселялись
в земщину. Население земщины
полностью содержало
«В опричнине, параллельно с земщиной, сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.» [10: C. 93].
Опричников боялись и ненавидели, так как они славились жестокостью и беспощадностью. «Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки». [7: С. 112]. Александровская слобода стала центром опричнины. Сам царь представлял народу свое новое войско как монашескую братию, умалчивая однако о том, что совместные трапезы и молитвы в слободе сменялись жесточайшими пытками, в которых он тоже принимал участие. «Будучи одновременно и мучителем, и актером, он в Слободе играл роль игумена» [ 9: C. 130].
«Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены Ивана IV (брак был заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии (Кученей) Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками.» [ 7: С.112]
«Опричнина создала условия для «реванша» нетитулованной аристократии на армейской службе». [ 5: С.3]. Опричники терроризировали всю страну, прикрываясь именем царя. Управы на них не было и они могли безнаказанно громит посады и убивать людей. «Но в годы опричнины гибли дьяки и посадские люди, составлявшие если не оппозицию, то альтернативу аристократии» [ 15: С.1].
«Среди убийц-опричников, слепо
преданных царю, особо выделялся
Малюта Скуратов. Первейший палач,
этот жестокий и ограниченный
человек вызывал страх и
Царь отбирал земли у дворян, начался так называемый «перебор людишек». «Ярославских и ростовских княжат и бояр переселяли под Казань, где давали им земли на поместном праве. Их вотчины переходили в казенную собственность и шли на поместные дачи опричникам.» [ 9: С.131]. Такая мера была направлена на расширение фонда казенных земель, с тем чтобы было что раздавать своему карательному войску.
Нельзя сказать что народ
не возмущался опричным
Это всеобщее возмущение вынудило царя издать указ о «прощении» всех, кого сослали в Казанский край. Перелом в этом вопросе наступил в июле 1566 г., когда был созван очередной Собор по вопросу Ливонской войны. Участники поддержали идею продолжения войны, но с условием отмены опричнины. Кроме этого, было принято решение, как уступка царю, о введении нового налога на войну. Но Иван Грозный отверг все предложения и в ответ арестовал и казнил нескольких челобитчиков. Митрополит Филипп добился помилования нескольких человек в обмен на сохранение опричнины.
«Стремясь уничтожить
Царь и его приспешники продолжали свои бесчинства. Они грабили и убивали знатных дворян и купцов, а их жен и дочерей свозили на окраину Москвы, где Иван выбирал себе самых красивых, а остальных отдавал своим солдатам. «Многие из женщин, над которыми надругались царь и опричники, вскоре умерли». [9: С.132].
Тем временем начался
процесс над Филиппом. Из страха
перед царем церковные иерархи
давали ложные показания.
«Чем больше творилось
в стране преступлений, тем больший
страх охватывал тирана. Не случайно
в 1568 г. он посылал в Англию
к королеве Елизавете