Политический кризис самодержавия. Революция 1905-1907 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

К концу 19 в. ведущие мировые державы вступили в империалистическую стадию своего развития. Основные черты империализма: смена свободной конкуренции в экономике господством монополий образование финансового капитала и финансовой олигархии, вывоз капитала за границу, формирование мировой капиталистической системы хозяйства, обострение борьбы за рынки сбыта.

Файлы: 1 файл

seminar_6.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

Эсеры стояли за развитие всякого  рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация  и т.д.).

Наиболее видными деятелями  и идеологами эсеров являлись Н. Д.Авксентьев, Г.А. Гершуни, Б. В. Савинков, В. Л. Чернов.

Важную роль в пропаганде эсеров играли их печатные органы: газета «Дело  народа», «революционная Россия», журнал «Вестник русской революции».

В 1907г партия эсеров численно возросла в 30 раз и стала крупнейшей мелкобуржуазной  партией народнического типа. Всего  в партии числилось на тот момент более 65 тысяч человек. Среди членов партии было много крестьян – 45%, рабочих  – 48%,интеллигенция – 11,6%.

Главным тактическим лозунгом являлся  призыв к вооруженному восстанию, а  главным тактическим средством  против самодержавия эсеры считали  террор. Эсеровской партии была присуща  внутренняя организационная неустойчивость, тяготение к расколу, к делению, к образованию новых партий. Выявились  два уклона – правый и левацкий.

Правые лидеры – А.В. Пешехонов, Н.Ф. Аненнский, В.А. Мякотин стали основателями партии народных социалистов (энесов). Их программы во многом были созвучны программе эсеров. Однако энесы скептически относились к крестьянской общине, допускали возможность выкупа помещичьих земель, воздерживались от призыва к крестьянству захватить земель.

Партии эсеров и энесов до конца не размежевались между собой. Умеренность энесов приемлема для эсеров. Кроме этого образовывались несколько региональных партий народнического направления.

Но только партия эсеров заявила  о себе, как о серьезной политической силе.

  Важнейшим результатом народной  революции 1905-1907 гг., явилось формирование  многопартийности, а с 1906 года  — I Государственной думы и  многопартийной политической системы.  Тем самым самодержавная монархическая,  Россия встала в один ряд  с европейскими державами, к  тому времени обладавшими уже  значительным опытом функционирования  многопартийных политических систем. Однако в отличие от стран  Европы, все российские политические  партии действовали в условиях  отсутствия конституционного закрепления  политических свобод и находились (за исключением монархических  партий) под тяжелым полицейским  прессом.

   В 1905-1907 гг. политические  партии не смогли реализовать  свои программные установки. Надежды  большевиков на свержение самодержавия  не оправдались. Попытки кадетов  превратить Государственную думу  в парламент европейского образца  не увенчались успехом, так  как согласие царского правительства  на созыв Думы носило вынужденный,  паллиативный характер. Радикализировавшееся общественно-политическое движение пришло в противоречие с намерением царского правительства всеми силами сохранить в неприкосновенности самодержавие, что добавило к глубинным социально-экономическим противоречиям противоречие в политический сфере, углубило кризис власти в России.

 

3. I-IV Государственные думы – первый опыт российского парламентаризма

 

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели  к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства  стал изданный царем рескрипт на имя  министра внутренних дел А.Г.Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений  законодательства и привлечения  к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы  «Учреждение Государственной Думы»  и «Положение о выборах в  Государственную Думу». Однако  в 1905 г. Дума не была созвана  в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ  о расширении избирательных прав  граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный  Совет. Из совещательного органа он был  преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в  законодательных правах. Выборы в  Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом  дворце в присутствии императора  начала свою работу I Государственная  Дума России. Председателем был  избран представитель кадетов,  профессор гражданского права  С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест  в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам». Октябристы с 13 депутатами стали  самой крайне правой партией  в Думе, так как черносотенцы  не получили ни одного голоса.

 

I Государственная Дума просуществовала  лишь одну сессию - 72 дня. В различных  комиссиях Думы обсуждались многочисленные  проекты: об отмене смертной  казни, неприкосновенности личности  и др. Основным вопросом стал  аграрный. Кадеты выдвинули проект  принудительного отчуждения части  помещичьих земель в пользу  крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков требовал  отчуждения всех частных земель  и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали уничтожения  частной собственности на землю  и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила  обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство  заявило о неприкосновенности частных  земель.

8 июня Николай II распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты  в стране.

Выборы во II Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия  рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под  председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен  вопрос о долговременности работы и  взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику  работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно I Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными  группами, создали большинство. Они  сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения  «столыпинской» реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась еще  левее, чем I Дума. Правительство, неудовлетворенное  ходом ее работы, стало искать причины  для разгона Думы. По сфабрикованному  обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о  роспуске II Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности  работы, затягивании рассмотрения и  принятия законов, причастности некоторых  ее депутатов к подготовке государственного переворота.

После роспуска II Государственной  Думы правительство внесло изменения  в избирательный закон, а так  как эти изменения делались без  участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как  государственный переворот. Новый  избирательный закон изменил  соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети  всех депутатов), были сокращены представительства  национальных окраин. Общее число  депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая  отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством  октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования  в III Государственной Думе полностью  зависел от октябристов. В зависимости  от поставленной задачи они входили  в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при  союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское  большинство. Дума была послушным орудием  в руках правительства, которое  возглавлял Столыпин. При поддержке  правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был  лозунг: «Сначала успокоение, потом  реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист  М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад  предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так  как правительство пропускало через  нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных  задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим  в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с  законодательными инициативами и тормозили  прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных  правительству проектов законов  блокировалась Государственным  Советом.

 

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства  со стороны Думы. Большинство фракций  потребовало создания кабинета министров  и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители  Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в  который вошли представители  октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на  внеочередном заседании, группа  депутатов организовала Временный  комитет Государственной Думы, который  в ночь на 28 февраля постановил  взять власть в свои руки  и создать правительство. 2 марта  1917 г. было создано Временное  правительство, которое своим  решением от 6 октября распустило IV Думу.

 

4. Столыпинская политика модернизации России. Отношение к ней российского общества. Судьба столыпинских реформ.

 

   После завершения революционных  событий в России наступил  период реформирования, в котором  активное участие принял министр  внутренних дел П.А.Столыпин. Считая  основной причиной застоя сохранение  крестьянской общины, он направил  все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление  крестьянской частной собственности  на землю.

   Все реформы должны были  проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их  конечной целью было изменение  соотношения классовых сил в  пользу буржуазии, присоединение  к ней крестьян, которые, становясь  мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой  самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы - потребность  интеграции России в мировую  экономическую систему.

  Основной проблемой, стоящей  перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской  части России. Малоземелье крестьянства  объяснялось сосредоточением огромных  наделов в руках помещиков  и очень высокой плотностью  населения в центре страны.

   В июне 1906 г. Столыпин  начал проводить умеренные реформы.  Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил  крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать  объединения надельных участков  в единый отруб или выселиться  на хутор. Был создан фонд  из части казенных, императорских  и помещичьих земель для продажи  крестьянам. Специально открытый  крестьянский банк выдавал для  и покупки денежные ссуды.

   Проведение указа возлагалось  на губернские и уездные землеустроительные  комиссии, состоящие из  чиновников  и крестьян под председательством  губернатора и уездного предводителя  дворянства.

   29 мая 1911 г. был издан  закон о расширении прав землеустроительных  комиссий по образованию отрубов  (участок, выделенный крестьянину  из земли общины) и хуторов  (обособленная крестьянская усадьба  с землей). Эти меры должны были  разрушить крестьянскую общину  и увеличить количество мелких  собственников.

   Проблема малоземелья решалась  переселением крестьян в целях  освоения земель Сибири и Средней  Азии и развитием в центральной  части страны кустарных крестьянских  и ремесленных хозяйств. Это сокращало  потребность крестьянства в земле.

    Реформа преследовала  и политические цели. Переселение  крестьян из центральной части  страны способствовало снятию  остроты классового противостояния  крестьян и помещиков. Выход  крестьян из «общины», где царила  коммунистическая идеология, снижала  риск втягивания их в революцию.

Информация о работе Политический кризис самодержавия. Революция 1905-1907 годов