Политический портрет Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны. В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.

Содержание работы

Россия на рубеже 19-20 века.
Витте на посту министра финансов.
Усиление конфронтации Витте-Плеве. Обострение внутриполитической обстановки. Отставка Витте.
Витте дипломат
Заключение.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Иванов.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки 

Российской Федерации.

 

Иркутский государственный технический университет.

 

 

Контрольная работа по истории.

Политический портрет С.Ю. Витте.

 

 

 

Выполнил студент группы РГК-13

Иванов П.К.

Проверил преподаватель

Коровина Р.К.

 

 

 

Иркутск 2013

План.

  1. Россия на рубеже 19-20 века.
  2. Витте на посту министра финансов.
  3. Усиление конфронтации Витте-Плеве. Обострение внутриполитической обстановки. Отставка Витте.
  4. Витте дипломат
  5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Каждый  период времени в Российской истории  влиял на дальнейшую жизнь страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.

В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:

1) монополии, возникающие на  основе высокой концентрации  производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике.

2) сращивание промышленности с  банками и образование финансового  капитала, мощной финансовой олигархии. 

3) наряду с вывозом товаров  приобрел широкий размах вывоз  капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику).

4) возникновение международных  монополистических союзов и обострение  в связи с этим борьбы за  рынки сбыта, сырья, сферы приложения  капиталов. 

5) обострение борьбы между ведущими  странами мира, что привело к  ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны.

Россия относилась ко "второму  эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века.

Этому способствовал ряд факторов и прежде всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических  стран, а также экономическая  политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство.

В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 90-х  годов Россия пережила тяжелый экономический  кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904-1908. В 1909-1913 гг. экономика  страны сделала новый резкий скачок. объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, придало экономическому развитию страны прочную базу.

Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начал века, разорив массу  слабых предприятий, ускорил процесс  концентрации промышленного производства.

Бурными темпами шло акционирование предприятий. в результате на смену  временным предпринимательским объединениям 80-90х годов пришли мощные монополии- в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продамед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др. Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков) . Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи.

освоения огромных колониальных районов  империи. Незначительным было и участие  российских предпринимателей в международных  союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма. Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Сосредоточием пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня.

На  политической арене  действовали  в это время конечно, не только представители революционного движения. Но политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам  лагерю, ранее изображались, как  правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные  исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать  Россию бескровным, не революционным  путем. Среди них - С. Ю. Витте 

ВИТТЕ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ.

В истории  России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета - таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы.

Министра путей сообщения  Витте назначили на пост министра финансов в 1892 г., где он прослужил 11 лет. Витте не сразу одобрил финансовую политику своего предшественника Вышнеградского И.А. о внедрении золотого стандарта. Именитый учёный Вышнеградский, убедившись в успехе переориентации денежного обращения Австро-Венгрии на золото, пригласил инициатора этого перехода финансиста Адольфа Ротштейна в Россию. Позднее, Адольф Ротштейн занял должность директора Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка (в 1896 - 1904 гг.) и стал доверенным лицом Витте.

Подготовка денежной реформы  началась в 1880-х гг. и была вызвана  неустойчивостью денежной системы  страны.

Заняв кресло на посту одного из самых  влиятельных министров, Витте показал  себя реальным политиком, заявив о своей  готовности в течение двух пятилетий  вывести Россию в разряд передовых  промышленных держав. На этого в  высшей мере талантливого человека легла  задача преобразования экономической  жизни страны. Первоочередной задачей Витте было решить, по какому пути проводить денежную реформу: взять курс на золотой монометаллизм или на биметаллизм, применяющий в равной степени как золото, так и серебро. Поначалу Витте склонялся ко второму варианту, потому как Россия привыкла к хождению монет из разных металлов, да и запасы серебра накопились в громадном количестве. Но он понимал, что присутствует риск понижения стоимости одного паритета, если будет повышение конъюктуры другого паритета, что, безусловно, отразится на устойчивости кредитных билетов, обеспеченных двумя металлами. Взвесив всё, Витте утвердил монометаллизм. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 г. представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт рубля, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции. Новый проект Витте по проведению денежной реформы нашёл одобрение царя и в начале 1895 г. Витте представил Комитету финансов план о разрешении проведения сделок золотыми монетами, которые могли обращаться наряду с серебром и кредитными билетами.

В 1898 г. Сергей Юльевич Витте  подводил итог проведённой денежной реформы, с глубоким удовлетворением  отмечая, что «денежное обращение  России приведено в порядок и  поставлено столь же твёрдо, как  в тех государствах, где эта  отрасль народного хозяйства издавна находится в образцовом состоянии». Он также признавал, что уже через три года после начала денежной реформы золотое обеспечение рубля составило 168%.

Укоренение золотого рубля  на денежном рынке продолжалось до Русско-японской войны и революции 1905 г. К 1904 г. на долю золотой монеты на денежном рынке России приходилось почти 2/3 денежной массы. И даже когда в связи с начавшимися военными событиями с 1905 г. эмиссия кредитных денег резко выросла, размен бумажных денег на золотые рубли в соответствии с принципами денежной реформы Витте продолжал существовать. Только лишь с началом Первой мировой войны в 1914 г. обмен денег на золото был прекращён.

Благодаря денежной реформе 1897 года, проведённой государственным  деятелем немецко-балтийского рода Сергеем Юльевичем Витте, российский рубль стал одной из стабильных валют  в мировой экономике. Денежная реформа  Витте, установившая золотой монометаллизм  рубля или свободный обмен  рубля на золото (золотой стандарт рубля) содействовала экономическому росту России.

Между тем Витте считал, что усугубление военного конфликта, приведет к значительному ухудшению внутреннего и внешнеполитического положения России - окончательно расстроит финансы и подорвет экономику страны, усугубит бедность населения, вызовет враждебные настроения среди зарубежных держателей русских ценных бумаг и как итог - потерю кредита. Обрисовав в самых мрачных красках перспективу ведения войны, Витте предлагал мирные переговоры с Японией. Советы Витте получили подтверждение на следующий же день, когда банкиры Франции отказались парафировать достигнутое накануне соглашение о займе. Однако до лета 1905 года попытки начать мирные переговоры успеха не имели. Витте прощупывал через различные придворные каналы настроения царя и склонял его к переговорам, наконец посредничество в ведении переговоров с обоюдного согласия России и Японии взяли на себя США. Встал вопрос о главе русской делегации. Длительные поиски кандидатов не дали результата. Опытные дипломаты, понимая сложность положения России и тяжесть ответственности, предпочли уклониться от предложений императора. Наконец 29 июня 1905 года царь скрепя сердце подписал указ о назначении Витте первым уполномоченным для ведения переговоров. 
Витте не имел специальной дипломатической подготовки, но тем не менее к этому времени опадал огромным опытом и влиянием в сфере внешних отношений России. При нем министерство финансов имело свои представительства почти при всех российских зарубежных посольствах. Благодаря стараниям Витте удалось заключить довольно выгодные договоры с Германией. Однако эта же политика стала причиной обострения ситуации на Дальнем Востоке. Поэтому реакция на его назначение было неоднозначной. 
Компетенция главы делегации формально была достаточно ограничена правительственными инструкциями. Царь дал крайне жесткую установку - ни копейки контрибуции, ни уступки пяди земли. Но Витте сумел все же проявить гибкость и изворотливость, связав проблемы заключения мира с ближайшими и отдаленными перспективами русской внешней политики. Он считал необходимым добиться прочного и долговременного мира на Дальнем Востоке, восстановить добрые отношения с Японией, хотя бы и ценой утраты некоторых позиций России, урегулировать отношения с другими великими державами в Китае.

Во время подготовки к  переговорам Витте провел большую  работу. В Петербурге он имел беседы с английским, американским и французским  послами, стремясь узнать настроения западных держав. Встретился с главами представительств и финансовыми кругами Берлина, Парижа и Нью-Йорка, чтобы прозондировать почву в отношении возможности  заключения нового международного займа. Стало ясно, что великие державы  за заключение мира любой ценой и  только на этих условиях готовы были представить России необходимые средства. Эта информация позволила окончательно выбрать тактику. По его словам она заключалась в следующем: 1) ничем не показывать, что мы желаем мира; 2) держать себя так, как подобает представителю России, т. е. Представителю величайшей империи, у которой случилась маленькая неприятность.  
Позиция Витте на переговорах, проходивших с 27 июля по 23 августа 1905 года в Портсмуте, была гибка, но в то же время и тверда. В результате долгого и трудного противоборства сторон Витте удалось заключить мир на сравнительно благоприятных для России условиях. Первоначально требования японцев простирались на Квантун, Сахалин, Камчатку, Приморье, не считая 3 миллиардов рублей контрибуции. Затем претензии их стали более умеренными. 
Японская сторона в качестве условий мира требовала уступку аренды Квантуна и железной дороги Порт-Артур - Харбин, уступку Сахалина, признания Кореи сферой японских интересов, установлении в Маньчжурии принципа "открытых дверей", представления Японии концессии в российских территориальных водах и уплату контрибуции. Витте принял условия, касающиеся Кореи и Маньчжурии, но отверг уступку Сахалина и контрибуцию. Когда переговоры грозили зайти в тупик, царь дал согласие на уступку южного Сахалина. 23 августа 1905 года Портсмутский мир был подписан. 
Николай II милостиво принял своего посланца, удостоив его воинских почестей, и объявил о возведении его в графское достоинство. Уверив его в расположении, император попросил председателя Комитета министров продолжать координировать деятельности ведомств, столь необходимую в переживаемый трудный момент. Воодушевленный царским приемом Витте сосредоточил все свои усилия на борьбе с революцией. 
В личных беседах с Николаем II в октябре 1905 года Витте откровенно делился своими замыслами. Витте поставил царя перед выбором - или назначить его премьером, предоставив подбор министров и осуществление предложенной программы преобразований, или подавление "службы" силой, для чего необходима военная диктатура. Но военная диктатура, по его мнению, в сложившихся условиях невозможна: нет достаточного количества войск, подходящей кандидатуры. Высшие круги уговорили царя стать на путь реформ.

Информация о работе Политический портрет Витте