Политическое развитие России 1991-2004 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать политическое развитие России в конце 20 начале 21 веков.
Задачи:
1. Охарактеризовать политическое положение России после дефолта;
2. Рассмотреть становление путинского режима.

Содержание работы

Введение
с. 3
Глава 1. Россия после дефолта
с. 4
§1. Августовский кризис, его причины и механизмы
с. 4
§ 2. Пропрезидентская коалиция: состав, структура, стратегии

с. 6
§ 3. Президентские выборы – рубеж двух политических эпох
с. 9
Глава 2. Становление путинского режима
с. 12
§ 1. Государственный совет: новая федеральная площадка
с. 12
§ 2. Политические реформы
с. 15
§ 3. Политическая элита путинской эпохи
с. 19
Заключение с. 22
Приложение с. 24

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

Таким образом, после отставки Ельцина с поста президента 31 января 1999 года и назначения Путина исполняющим обязанности президента под ельцинской эпохой была подведена  символическая черта. Досрочные  президентские выборы превратились, по сути, в плебисцит. Путин стал президентом уже после первого  тура голосования. Наступила новая  эпоха – эпоха Путина.

 

Глава 2. Становление  путинского режима

§ 1. Государственный совет: новая федеральная площадка

 

Усмирение фронды губернаторов было одной из первоочередных задач, оставленных Ельциным в наследство новому президенту. Путин начал атаку  на губернаторов очень энергично. Создание федеральных округов сопровождалось переподчинением силовых региональных структур Центру, что должно было ослабить административный ресурс губернаторов, их степень независимости от Кремля.

Реформа Совета Федерации  была направлена на то, чтобы верхнюю  палату парламента из арены публичной  политики превратить в декоративный орган по типу Верховного Совета СССР. Создание параллельной структуры –  Госсовета – означало, что отныне все конфликтные ситуации будут  разрешаться не публично, а за закрытыми  дверями под непосредственным контролем  президента. Одним из путей ослабления власти губернаторов стало формирование федеральных округов.

Изменение принципов формирования верхней палаты стало одним из значимых результатов федеративной реформы. Закон о реформе СФ был принят летом 2000 года, в том же году в верхнюю палату были делегированы первые сенаторы-назначенцы. В 2001 году губернаторы и председатели заксобраний окончательно покинули сенат, уступив место работающим на постоянной основе представителям исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации.

Главной целью реформы было вытеснение губернаторов с федеральной политической сцены. Являясь по должности членами верхней палаты российского парламента, региональные лидеры имели в своем распоряжении официальную статусную площадку для солидарного сопротивления инициативам центра, а также публичную трибуну для собственной политической раскрутки на федеральном уровне.

В 2000 году создание Госсовета  рассматривалось как вынужденная  уступка губернаторам, в ходе федеративной реформы терявшим былые полномочия. Таким образом, главной задачей  президента при учреждении Госсовета  было создание института, который направлял  бы энергию региональных элит в безопасное русло. При этом совет носит в  основном декоративный характер: имея высокий статус (консультативный  совет при президенте), он не обладает никакими полномочиями.

Госсовет целиком подконтролен президентской Администрации: ключевым образованием в этом органе служит президиум из семи губернаторов, состав которого сменяется раз в полгода  по указу президента. Благодаря этому  Центр гарантирован от солидарных выступлений (семь губернаторов представляют семь различных федеральных округов, т.е. не являются ближайшими соседями и  потому не связаны тесными отношениями), оставляя за собой право выбирать членов президиума по своему усмотрению.

Общая схема работы Госсовета  представляет собой систему, составные  части которой выполняют разные функции, имеют различный политический вес и, соответственно, индивидуальные перспективы. Сам Госсовет, по сути, входит в структуру Администрации президента и находится на ее обеспечении. Нижнюю ступень органа образуют различные рабочие группы, созданные и курируемые как членами президиума Госсовета, так и просто заинтересованными губернаторами.

Список вопросов, которыми занимался Госсовет, можно условно  разделить на две части. Первую составляют принципиальные и важные экономические  и политические вопросы, инициативу в обсуждении подавляющей части  которых проявили губернаторы на заре становления Госсовета. Другую часть вопросов можно определить как социальные и «спущенные»  для обсуждения Кремлем. Это программы  поддержки малого предпринимательства, развития науки и образования, физкультуры  ии спорта.

Таким образом, став президентов, путин начал свое правление с  расчистки политических завалов  с целью выполнения главного наказа избирателей – укрепления государства. Реформа Совета Федерации и создание федеральных округов были направлены против излишне самостоятельных и политически активных губернаторов.

 

 

§ 2. Политические реформы

 

Движущей силой путинских  реформ является не только сам президент, но и амбициозные представители «новой» когорты политической элиты. Ведь каждый из реформистских проектов имеет личностную окраску – от является сферой ответственности конкретного чиновника, который желает использовать успех реформы как удачный «кадровый трамплин». Напротив, провал определенного реформистского проекта может поставить крест на усилении номенклатурных позиций курирующего его представителя политической элиты.

Необходимость в новых  реформах связана с тем обстоятельством, что уже начатые преобразования пробуксовывают. В этой ситуации для поддержания имиджа президента-реформатора Путину приходится, не добившись качественных изменений в одних сферах, срочно инициировать преобразования в других. В результате будет поддерживаться иллюзия «больших реформ» - впечатление неостанавливающихся грандиозных перемен, которые при этом могут не иметь практического воплощения.

Реформа армии. Отношения с силовыми структурами в целом и военная реформа, в частности, имеют для президента огромное значение. Силовые ведомства важны для него как политическая, кадровая и идеологическая опора. Именно поэтому проект военной реформы был разработан одним из первых.

 Можно выделить два  доминирующих подхода к реформе.  Сторонники первого, консервативного  подхода настаивают на необходимости  сохранить численность армии  и призывную систему, принципиально  увеличить государственные ассигнования  на оборону и военный заказ  для ВПК. Проводником этой позиции  является, прежде всего, КПРФ. Альтернативный  подход состоит в том, чтобы  отменить призыв, перейти на контрактную  службу и создать современную  мобильную армию. Такой точки зрения придерживался Союз правых сил.

В результате отношения путина с силовыми структурами, прежде всего  армией, оказались не столь гладкими, как ожидалось. Выявилось три  основных проблемных узла. Во-первых, «силовики» не являются монолитной группой, а представляют собой несколько автономных структур: армию, Министерство внутренних дел, Федеральную  службу безопасности. Представители  каждой из этих структур относятся  друг к другу без полного доверия. Вторая проблема заключается в неодобрении  «силовиками» факта нарастания либеральных и западнических тенденций во внутренней и внешней политике. Третья и главная проблема носит финансовый характер.

Неоднозначными были последствия  терактов 11 сентября для отношений  «силовиков» с президентом. С  одной стороны, террористические акты показали, что необходимо уделять  большое внимание финансированию армии  и силовых структур с целью  борьбы с терроризмом. С другой стороны, после 11 сентября путин взял курс на сближение с США во внешней  политике.

Успехом генералитета стало  принятие закона об альтернативной гражданской  службе, который отвечает главной  цели: не допускать возникновения у призывников желания проходить альтернативную службу.

Президент показал себя сторонником  мягкого подхода в проведении военной реформы, которая должна базироваться на таких основах, как  постепенность и долгосрочность.

Судебная реформа. Группа по подготовке законопроектов по судебной реформе под руководством Козака работала с конца ноября 2000 года, и в мае 2001 года в Госдуму был внесен соответствующий пакет документов. Они затрагивали интересы как корпорации судей, так и Генеральной прокуратуры, выступивших решительно против реформ. Генпрокуратура обладает тремя функциями: обвинительными, надзорными, а также теми, которые имеют отношение к задержанию граждан, проведению у них обысков. Реформа Козака предусматривала передачу функций санкционирования задержания граждан и проведения у них обысков от прокуратуры судам.

Корпорация судей также  негативно восприняла судебную реформу. По инициативе Козака для судей вводится возрастной ценз, ограничение по сроку на пребывание в должности председателей судов, предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи. Упрощается процедура привлечения судей к уголовной ответственности.

Тем не менее Путин с некоторыми оговорками поддержал Козака, что определило успешное прохождение пакета по судебной реформе через Госдуму.

Административная  реформа.

Административная реформа  стартовала в 2003 году. Президентом России В. В. Путиным была поставлена чётная задача — ограничить вмешательство  государства в экономическую  деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции  госорганов.

Для этого была проведена  проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.

Затем прошла организационная  реформа с решительным изменением структуры Правительства России. Ранее функции управления государственным  имуществом, оказания государственных  услуг, регулирование экономической  деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль — все  находилось в одних руках.

Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные  за чётко очерченный фронт работ, стало возможным контролировать качество государственных услуг. Формулировать  требования к услугам, исходя из интересов  общества. Строго спрашивать за результат. Сделать так, чтобы выполнение каждой функции было обеспечено достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами.

Был завершён процесс разграничения  полномочий между федеральными и  региональными органами исполнительной власти. Стало понятным, кто за какой  объём работ отвечает. Почти наполовину было сокращено количество госучреждений. Огромные суммы, которые тратились  на их содержание, остались в бюджете.

 

Таким образом, путинские  реформы носят во многом парадоксальный характер. Любые реформы требуют  достаточно решительных действий от инициатора. Но одной из особенностей политического стиля Путина является отказ от поспешных решений. В  результате реформы носят осторожный, постепенный и растянутый во времени  характер. Кроме того, такой подход оставляет возможность для компромиссов между различными заинтересованными  сторонами. Президентом оказался востребованным «китайский путь» реформ – в условиях политической стабильности и во имя  ее.

 

§ 3. Политическая элита путинской эпохи

 

После вступления Путина в  должность президента элита «путинского  призыва» перешла в наступление  на элиту «ельцинского призыва», стремясь вытеснить ее с командных постов. Борьба между «новой» и «старой» элитой постепенно стала одной из основных составляющих российского  политического процесса.

«Новая» элита формировалась из петербуржцев, давно знакомых с Путиным, и разделяется на «силовую» и «либеральную» группировки. Первая из них представлена выходцами из спецслужб, работавших с Путиным. Особо следует отметить контакты «силовиков» с бизнесом. Путин, придя к власти, сразу обозначил свое намерение «равноудалить» деловые круги от властных структур, перейти от отношений партнерства бизнеса и власти к отношениям подчинения, при которых бизнес может лишь высказывать свои пожелания. Но наряду со стратегической линией на подчинение крупного бизнеса наблюдалось обрастание «новых» элитных групп собственной бизнес-переферией.

Номенклатурно-политическая группировка обычно состоит из трех компонентов – ядра, второго эшелона  и периферии. Основной костяк силовой группировки сложился из знакомых президента по работе в спецслужбах. Путин абсолютно уверен в их лояльности, проверенной временем. Ядро группы образуют директор ФСБ Николая Патрушев, руководитель секретариата Путина и заместитель главы Администрации президента Игорь Сечин, заместитель главы Администрации президента Виктор Иванов.

Второй эшелон «силовой»  группировки состоит из чиновников, которые не выступают в качестве двигателя большой кадровой игры, ведущейся лидерами, но являются их аппаратным ресурсом.

Номенклатурная периферия  «силовой» группировки состоит  из чиновников, тесно контактирующих с лидерами группы, но не играющих весомой  роли в принятии групповых решений.

«Либеральную» группировку  сформировали лидеры финансово-макроэкономического  блока правительства, знакомые с  президентом с момента его  работы в мэрии Петербурга. Это  Герман Греф и Алексей Кудрин. Однако им не удалось обрасти такими мощными ресурсами, как «силовикам». Поэтому «либералы» стремились к решению локальных задач, не вмешиваясь в принципиальное противостояние «силовиков» и «старой» элиты.

Особняком в рядах «новой»  элиты обозначилась группа чиновников, рекрутированных в политическую элиту непосредственно при Путине и также знающих его по совместной работе в Петербурге. Они держатся относительно независимо от основных номенклатурно-политических группировок и попытались занять автономную от других групп позицию. Их общей особенностью является замкнутость на определенную проблему, функцию или сферу. К таким людям можно, прежде всего, отнести управляющего делами президента Владимира Кожина, первого заместителя руководителя АП Дмитрия Медведева, министра связи и информатизации Леонида Реймана.

Информация о работе Политическое развитие России 1991-2004 гг