Полномочия Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме российского государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного института.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей в современных государствах, определить понятие исполнительная власть Российской Федерации;
2) исследовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА I. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…..6
§ 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………..6
§ 2. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………..10
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………………………………………19
§ 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..19
§ 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Polnomochia_Prezidenta_Rossyskoy_Federatsii_v_sf.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава I. Общеправовые основы федеральной исполнительной власти…..6

§ 1. Понятие, признаки и роль исполнительной власти в механизме современного государства……………………………………………………..6

§ 2. Система федеральных органов исполнительной власти……………..10

Глава II. Современное состояние федеральных органов исполнительной власти……………………………………………………………………………19

§ 1. Президент Российской Федерации как основной институт государства……………………………………………………………………..19

§ 2. Структурно-функциональная характеристика системы федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………..29

 

 Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Исполнительная власть является важным элементом в политической системе современных государств и во многом именно она определяет характер политического взаимодействия государственной власти, элит и общества внутри страны и модель поведения государства на внешнеполитической арене. Еще более важное место исполнительная власть занимает в трансформирующихся обществах, где происходит деконструкция старых политических институтов, установок и ценностей и создание новых. К таким государствам, безусловно, относится и Российская Федерация. Достижение ключевых целей государственного управления напрямую зависит от эффективной деятельности системы исполнительной власти и, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти.

Проблема эффективности  институциональных структур исполнительной власти не является уникальной для  Российского государства. Данный вопрос является актуальным для большинства  современных государств. Реформирование, оптимизация систем исполнительной власти уже успели превратиться во многих из них в перманентную функцию  государства.

С момента начала последней  административной реформы прошло три  года и "институциональный дизайн" системы федеральных органов  следует признать состоявшимся. Сегодняшняя  система приобрела важнейшую  характерную черту, которой не было более десяти лет - стабильность. Безусловно, ее "точечная настройка" идет и  будет продолжаться. Однако данная деятельность не нарушает сложившейся  целостности трехуровневой системы  федеральных органов исполнительной власти "федеральное министерство - федеральное агентство - федеральная  служба".

Различные подходы к пониманию  феномена власти отражены в работах  классиков политической науки - И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Шопенгауэра, М. Вебера, Р. Даля, Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье и др.

Полезными для концептуального  осмысления и анализа объекта  исследования были работы таких отечественных  и зарубежных ученых, как М.Г. Анохин, Г.В. Атаманчук, Ж. Ведель, Р. Даль, Р. Драго, В.Г. Игнатов, В.Д. Зотов, В.Т. Исаков, О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, Н.П. Медведев, B. C. Нерсесянц, Ю.А. Нисневич, Г.В. Осипов, Э.Н. Ожиганов, Д.Е. Слизовский, Л.В. Сморгунов, В.В. Согрин, Ю.А. Тихомиров, О.И. Чистяков, Ж.Л. Шабо и др.

Объектом исследования является общественные отношения, направленные на регулирование деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предмет исследования - конкретные нормы действующего законодательства, отражающего основные тенденции развития современной системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте осуществления административной реформы исполнительной власти.

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме российского государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного института.

Для достижения этой цели в  работе поставлены следующие задачи:

1) проанализировать место  и роль исполнительной власти  в системе разделения властей  в современных государствах, определить  понятие исполнительная власть  Российской Федерации;

2) исследовать систему  и структуру федеральных органов  исполнительной власти Российской  Федерации;

3) определить роль Президента  РФ в организации и повседневной  деятельности федеральной исполнительной  власти;

4) описать основные структурные  единицы политического пространства  Российской Федерации.

Методологической основой исследования послужили различные методы научного познания, в частности, системно-структурный, структурно-функциональный, нормативный, дедуктивный и другие. Системно-структурный и структурно-функциональный методы стали базовыми в ходе проведения диссертационного исследования и использовались при анализе системы федеральных органов исполнительной власти. Метод политической компаративистики оказался эффективным для выявления закономерностей функционирования и развития систем исполнительной власти в различных современных государствах. Нормативный метод использовался при анализе правовых документов РФ.

Структура курсовой работы отражает логику научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.

 

Глава I. Общеправовые основы федеральной исполнительной власти

§ 1. Понятие, признаки и роль исполнительной власти в механизме  современного государства

 

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой1 публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения2. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти (юридическая (правовая) структура) - система  норм, определяющая степень компетенции  органов власти и должностных  лиц. Она представлена следующими основными элементами:

  1. органы исполнительной власти;
  2. государственные служащие;

К признакам исполнительной власти относятся:

  1. органичность и относительная  самостоятельность рассматриваемой  ветви государственной власти;
  2. проводник государственной политики в жизнь;
  3. подзаконна по своему характеру и задачам;
  4. объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  5. ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  6. является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В качестве функции исполнительной власти можно обозначить следующие:

  1. законодательное регулирование;
  2. осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  3. административное правоприменение;
  4. осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  5. административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  6. охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  7. информационное обеспечение органов государственной власти.

В соответствии с действующим  законодательством термины "орган  исполнительной власти" и "орган  государственного управления" используются как равнозначные3. Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Концепция власти - одна из ведущих  теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений  и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Исполнительная по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой4.

Еще одна особенность этой власти проявляется в том, что  при всем желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта ее состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно "за закрытыми дверями". В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры. Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Одним из наиболее значимых вопросов рассматриваемой проблемы является следующий. В России законы чаще принимаются по инициативе исполнительной власти, а не законодательной, как принято в развитых странах, констатируют5.

Издание подсчитало количество законопроектов, ставших в весеннюю сессию законами, после чего пришло к выводу, что их принятие чаще инициировала исполнительная власть - например, президент  и правительство. На долю руководства  страны приходится 49,5 процента из 242 принятых законов, в то время как инициатива парламентариев распространилась лишь на 40 процентов законов.

В 2009 г. ситуация сложилась  похожая: президент и правительство  инициировали 43,9 процента законов, а  парламентарии - 41,6 процента. В плане  работы на осень у депутатов Госдумы  РФ большинство приоритетных инициатив  принадлежит также исполнительной власти.

Как полагают представители  партии "Единой России", эта картина  объясняется тем, что в стране идет работа над антикризисными мерами. Кроме того, по словам зампреда фракции  единоросов Валерия Рязанского, все инициативы президента имели знаковый характер и вносились в рамках реализации его посланий Федеральному собранию

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что роль исполнительной власти в механизме современного государства довольна весома и значима в свете постоянных политических и социально-экономических потрясений.

 

§ 2. Система федеральных  органов исполнительной власти

 

Вопрос о системе органов  исполнительной власти, так же как  и о критериях классификации  данных органов, детально разработан в  юридической литературе. В связи  с этом классификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:

1) в соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов.

2) в зависимости от объема и характера компетенции различаются:

а) органы общей компетенции;

б) органы специальной компетенции;

в) органы отраслевой компетенции;

г) органы внутриотраслевой компетенции;

д) органы межотраслевой компетенции;

е) органы смешанной компетенции6.

3) по организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:

а) правительства;

б) советы министров, имеющие статус правительства;

в) министерства;

г) государственные комитеты;

д) комитеты;

е) службы;

ж) главные управления;

з) управления;

и) инспекции;

к) агентства;

л) департаменты;

м) администрации;

н) мэрии;

о) отделы;

п) другие органы исполнительной власти.

4) по порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

а) единоначальные;

б) коллегиальные7.

В нормативных актах, в  концепциях административной реформы  все чаще используются понятия "система" и "структура". Применение этих понятий  в правовых актах не вызывает возражений. Разработка эффективных систем и  структур управления неизбежно требует  углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа  нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. К  тому же понятия "система" и "структура", закрепляемые в юридических нормах, становятся обязательными для практического  применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий. Дополнительная сложность возникает  в связи с тем, что в условиях федеративного устройства Российского  государства формируются и развиваются  различные взаимодействующие между  собой системы законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовые проблемы совершенствования  этих систем приобретают первостепенное значение.

Информация о работе Полномочия Президента РФ