Полномочия Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме российского государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного института.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей в современных государствах, определить понятие исполнительная власть Российской Федерации;
2) исследовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА I. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…..6
§ 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………..6
§ 2. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………..10
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………………………………………19
§ 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..19
§ 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Polnomochia_Prezidenta_Rossyskoy_Federatsii_v_sf.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

При совпадении президентского и парламентского большинства глава  государства, опираясь на поддержку  парламентского большинства, станет фактическим  главой исполнительной власти. Совпадением  президентского и парламентского большинства  в работе считается ситуация, при  которой и глава государства, и большинство депутатов Государственной Думы принадлежат к одним и тем же политическим силам и поддерживаются, таким образом, одним и тем же большинством избирателей. Несовпадением же считается ситуация, когда Президент и парламентское большинство принадлежат к противоборствующим политическим силам и опираются на поддержку различных частей электората.

§ 2. Структурно-функциональная характеристика системы федеральных  органов исполнительной власти

 

Существующая ныне структура  федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти".

На основании анализа  норм Конституции Российской Федерации  автор приходит к выводу о том, что организация системы федеральных  органов исполнительной власти тесно  связана с регулированием общих  принципов организации и деятельности системы органов государственной  власти в целом, а потому виды федеральных  органов исполнительной власти, закрепление  их правового статуса должно осуществляться федеральным законом.

Структура федеральных органов  исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства  Российской Федерации по осуществлению  исполнительной власти и включает в  себя перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов  исполнительной власти. Изменения и  дополнения в структуру федеральных  органов исполнительной власти в  целях ее реорганизации могут  вноситься указами Президента Российской Федерации. При этом, по смыслу ч.3 ст.90, п. "а" ст.106, ч.1, п. "а" ст.114, ч.1, ст.115 Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год20.

Автор исследования отмечает, что в отличие от предыдущей Конституции  Российской Федерации, в которой  содержалось прямое упоминание о  Президенте как о "главе исполнительной власти в Российской Федерации", действующая Конституция Российской Федерации избежала прямого закрепления  за Президентом статуса главы  исполнительной власти. Однако, это не означает ослабления взаимосвязей между институтом президента и исполнительной властью.

Исследуя конституционные  полномочия Президента Российской Федерации, следует разделить точку зрения ряда ученых о том, что Глава Российского  государства наделен весьма обширными  полномочиями по отношению к органам  исполнительной власти.

Активное участие Президента Российской Федерации в деятельности Правительства Российской Федерации  и, зачастую, "параллельное" с правительственным  нормотворчество, лишает Правительство  Российской Федерации самостоятельности, ответственности и порождает  соблазн проводить решении посредством  указов Президента Российской Федерации, вместо того, чтобы принимать собственные  решения или готовить проекты  законов. Такое "взаимодействие" не всегда позволяет объективно оценивать качество работы системы федеральных органов исполнительной власти и возглавляющего его Правительства Российской Федерации21.

Для преодоления данной негативной тенденции необходимо максимально  конкретное и точное разграничение  полномочий между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Такое уточнение полномочий не затрагивает текста Конституции  Российской Федерации и может  быть осуществлено посредством внесения изменений в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Полагаем, что в Федеральном конституционном законе необходимо уточнить:

порядок взаимодействия данных государственных органов в сфере  правотворчества;

их полномочия по формированию структуры федеральных органов  исполнительной власти и обеспечения  их слаженной работы;

полномочия Президента Российской Федерации в сфере непосредственного  руководства некоторыми видами федеральных  органов исполнительной власти.

Исследуя взаимодействие органов исполнительной власти с  органами судебной власти, необходимо особое внимание уделить проблеме административной юстиции в Российской Федерации, в частности, повышению эффективности  работы судов при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений22.

Анализируя проблему судебного  контроля за деятельностью органов  исполнительной власти в Российской Федерации, необходимым особо отметить тот факт, что по делам, вытекающим из публичных правоотношений, требуется  специальная регламентация процессуального  производства. Отсутствие процессуальных правил не дает возможности использовать в полной мере институт судебного контроля за действием органов государственной власти и управления. Для решения этой задачи необходимо разработать и принять процессуальные законы, регламентирующие деятельность судов по разрешению административных споров.

Правительство Российской Федерации  занимает главенствующую роль в системе федеральных органов исполнительной власти. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность, состоящую как в организации исполнения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, так и в собственной правотворческой деятельности. Распорядительная деятельность органов исполнительной власти имеет подзаконный характер. Правительство Российской Федерации также активно использует право законодательной инициативы и право подготовки заключений на законопроекты, внесенные в Государственную Думу иными субъектами права законодательной инициативы23.

Автор исследования отмечает, что с принятием Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" юридически завершилось становление Правительства Российской Федерации в государственной системе. В целом, позитивно оценивая определение статуса, компетенции и порядка деятельности Правительства Российской Федерации, диссертант считает необходимым указать, что в данном законе все же очевидны недостатки: данный нормативный акт не отражает полного содержания функций и исполнительного характера государственного управления в Российской Федерации, не определяет систему органов исполнительной власти и их виды.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство  порученной ему отраслью или сферой управления. Руководитель федерального министерства - министр - входит в состав Правительства Российской Федерации  и руководит порученной отраслью, сферой управления (деятельности) на основе единоначалия, несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на министерство функций.

Проводя анализ системы федеральных  органов исполнительной власти, диссертант делает вывод, о том, что данные органы представляют собой сложную иерархическую, многоотраслевую и полифункциональную систему, которая объединяет как  коллегиальные, так и единоначальные органы, вследствие чего необходима разработка четкой правовой базы разграничения их полномочий.

Система органов исполнительной власти в различных субъектах  Российской Федерации имеет свою специфику, что обусловлено статусом субъекта Российской Федерации, а также  его традициями построения системы  государственной власти.

Структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  достаточно разнообразна. Это объясняется  тем, что характер управляемых объектов, объективные условия и факторы  жизнедеятельности на территории субъектов  Российской Федерации, во многом уникальны  по своим характеристикам. Все эти  факторы обусловливают общее, единичное  и особенное в построении системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Особенностью системы  органов исполнительной власти в  городах федерального значения является ее централизация, что выражается в  значительных распорядительных полномочиях  главы исполнительной власти. В ведении  мэра и губернатора находятся  назначения, начиная от руководителей  всех подведомственных городской администрации  органов и заканчивая совмещением  должностей главы администрации  и главы правительства24.

Разграничение полномочий между  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления должно основываться на следующих принципах:

реалистичность перечня  предметов ведения субъектов  Российской Федерации, а также вопросов местного значения. Возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочий, реализация которых невозможна в пределах имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых ресурсов, ведет к повышению социальной напряженности;

недопустимость произвольного  возложения обязанностей по осуществлению  полномочий на другие уровни публичной  власти как федеральным центром  на субъекты Федерации, так и последними на местное самоуправление.

Возможность наделения, делегирования  и передачи полномочий в системе  исполнительной власти должна быть основана исключительно на законах.

 

Заключение

 

Итак, Российская Федерация  реализует свои задачи и функции  посредством деятельности ее механизма  государственной власти, через входящие в этот механизм государственные  органы и входящих в нее служащих.

Орган государства - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных  служащих, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления в  пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. А сам механизм современного Российского  государства - пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей  и располагающая необходимыми материальными  придатками система государственных  органов.

Органы государственной  власти формируются и функционируют  на основе определенных принципов организации  и деятельности механизма государства. Принцип разделения властей - это  рациональная организация государственной  власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек  и противовесов.

Следует отметить, что для  стран со сложившимися демократическими традициями и обычаями ничего особенного в функциональном противостоянии нет. Нет ничего аномального и в  том, что каждая из ветвей власти стремится  максимально "реализовать" себя, в том числе и через попытки "принижения" деятельности или "перехват" некоторых второстепенных функций  у других властей. Аномальный характер взаимоотношений этих властей возникает  лишь тогда, когда применяют в  процессе разрешения существующих между ними противоречий недозволенные методы. В подобных случаях нередко речь идет уже не о формальных нарушениях принципа разделения властей, а о фактическом его разрушении.

 

Список использованных источников

 

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря.

2. О структуре  федеральных органов исполнительной  власти": указ Президента Российской  Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 // СПС «КонсультантПлюс»-2012

II. Литература

3. Административное  право России / под ред. Бахрах Д.Н. - М., 2009. - 560 с.

4. Айбазов Р.У. Конституция и государственное управление в Российской Федерации (опыт юридического и социально-политического анализа). - М., 2009. - 89 с.

5. Ашаев Д.С. Роль Президента и Правительства Российской Федерации в осуществлении исполнительной власти: дис. канд. юрид. наук. - М., 2008. - 179 с.

6. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М., 2011. - 110 с.

7. Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - 200 с.

8. Зимин В.А.  Исполнительная власть в Российской Федерации.

- Самара, 2009. - 230 с.

9. Исполнительная власть в России обогнала законодательную по числу законов // Ведомости. 19.08.2010.

10. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2011. - 400 с.

11. Политология:  Проблемы теории: Монография / под ред. В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов и др. - СПб., 2009. - 350 с.

12. Связи с  общественностью в политике и  государственном управлении / под общ. ред.В.С. Комаровского. - М., 2010. - 580 с.

13. Старилов Ю.Н. Административное право. Ч.2. Книга первая. - Воронеж, 2010. - 190 с.

14. Старовойтов  А.А. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. - 180 с.

15. Сурков Д.Л.  Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в конституционном праве России. Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - СПб., 2010.

- 370 с.

16. Филиппов  И.В. Роль Президента в обеспечении  разделения и взаимодействия  властей в Российской Федерации:  дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. - 210 с.

17. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Конституционные основы политического плюрализма в Российской Федерации: многообразие подходов // Свободная мысль. - 2010. - № 11. - С.14.

1 Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - С. 120.

2 Зимин В.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. - Самара, 2009. - С. 110.

3 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред.  
В.С. Комаровского. - М., 2010. - С. 500.

4 Политология: Проблемы теории: Монография / под ред.В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова,  
В.А. Гуторов и др. - СПб., 2009. - С. 320.

Информация о работе Полномочия Президента РФ