Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме российского государства, проанализировать основные этапы совершенствования данного института.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей в современных государствах, определить понятие исполнительная власть Российской Федерации;
2) исследовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА I. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…..6
§ 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………..6
§ 2. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………..10
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………………………………………19
§ 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..19
§ 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..29
Известно, что в 2000-2005 гг. шел процесс восстановления понятий "государственное управление", "государственная власть", "подчинение", "административные акты" и др. В государственном аппарате укреплялись связи как по "вертикали", так и по "горизонтали", единство в их организации и деятельности достигается на основе иерархически выстроенных и закрепленных в правовой форме структур, определяющих цели и место каждого структурного звена в общей системе государственной власти.
Основной недостаток этих
определений состоит в том, что
они даются в отрыве от общефилософских
понятий "система" и "структура".
Эффективность мер по рационализации
системы и структуры
Развитие системы и ее структуры, их реорганизация происходит на основе принципов, объединяющих их в единое целое в процессе достижения общих целей. Изменение этих целей влечет за собой специализацию, разделение, дифференциацию, слияние целей и, соответственно, изменение структуры системы. Посредством правовых норм развитие системы и структуры органов власти происходит в направлениях, обеспечивающих устойчивость системы и структуры, нейтрализацию их от случайных факторов8.
"Система" и "структура"
органа власти не существуют
раздельно друг от друга.
В Конституции Российской Федерации используются такие понятия, как единство системы государственной власти (ч.3 ст.5); система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (п. "г" ст.71); система органов государственной власти и местного самоуправления (п. "н" ст.72); единая система исполнительной власти в Российской Федерации (п.2 ст.77). Одновременно дважды используется понятие "структура" - "структура федеральных органов исполнительной власти" (ч.1 ст.112); "структура органов местного самоуправления" (ч.1 ст.131).
В Конституции понятие "система органов исполнительной власти" отграничивается от понятия "орган исполнительной власти". В последнем случае выделяется главное: с помощью организационного механизма, каковым является орган, государство реализует свои функции. Понятие "система органов исполнительной власти", закрепляя основные свойства органов, отражает, прежде всего, способ связи между органами, иерархичность их построения. Сами органы в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы9.
Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. При этом каждый уровень власти по вертикали имеет свой круг полномочий и свою зону ответственности, а наличие между ними отношений иерархии обеспечивает направленность их деятельности на решение однотипных задач.
Понятие "структура органов" толкуется при этом (вплоть до Верховного Суда Российской Федерации) не как внутренняя структура органа, а как перечень самих органов. Возникает путаница, которую только не сведущие в праве люди могут называть "пустяшной".
Вытекает и второй, не менее
важный вывод: все перечисленные
системы власти (государственной
и исполнительной) и органов (государственной
власти, федеральных органов
Так, в основе системы федеральных органов исполнительной власти лежит принцип народовластия. "Народ осуществляет свою власть, - говорится в ч.2 ст.3 Конституции, - непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Данный принцип определяет единство системы государственной власти, которое лежит, в свою очередь, в основе федеративного устройства Российской Федерации (ч.3 ст.5 Конституции РФ).
Все признаки государства
действуют в своей
Что же касается таких даваемых
в Конституции характеристик, как
демократическое федеративное правовое
государство, то они призваны содействовать
эффективному использованию политического
и организационного потенциала Российского
государства. И от правильного применения
принципов демократии, федерализма,
правового государства также
зависит эффективность
В отечественной юридической
литературе делаются попытки подорвать
принцип иерархии во взаимоотношениях
между собой органов
Государственная власть как
целое представлена в ст.10 Конституции
как система органов
На развитие системы и структуры федеральных органов исполнительной власти влияет множество политических, правовых, экономических, социальных и других факторов. Системный их анализ выходит за рамки юридической науки. Единственное, что она может, - оценивать это развитие с точки зрения соответствия конституционным основам, принципам и нормам. Предполагается при этом, что Конституция РФ правильно отражает, закрепляет и определяет объективные процессы укрепления государства, повышения его эффективности. И вопрос только в том, чтобы на основании и во исполнение Конституции претворять в практику ее принципы и нормы14.
Но возможен и другой вариант:
Конституция РФ в той части, в
которой закрепляет системы органов
исполнительной власти, имеет низкий
потенциал и не оказывает решающего
регулирующего воздействия на формирование
рациональной системы органов власти
и управления. Развитие этой системы
идет по своим объективным
За последнее десятилетие система федеральных органов исполнительной власти неоднократно подвергалась изменениям. Менялся их перечень, виды органов, их система и структура. Основную роль при этом играли указы Президента Российской Федерации. Новая система федеральных органов исполнительной власти строилась на принципе не государственного управления экономикой, а на принципе создания условий и предпосылок ее роста.
Структура федеральных органов исполнительной власти во всех нормативных актах включает Правительство РФ, а также сгруппированный по видам перечень (в алфавитном порядке) федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и др. (отдельные виды органов могут при этом ликвидироваться или создаваться). Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) 15.
Внутри этих групп (министерства,
федеральные службы, федеральные
агентства) дальнейшая классификация
происходит по чисто формальным признакам
- по алфавиту. Но такая классификация
не отражает содержания реального взаимодействия
между органами и не может служить
основой для разработки общих
для них организационно-
Попытки построить рациональную систему федеральных органов исполнительной власти путем закрепления их видов, предпринимавшиеся указами Президента, принятыми в 90-е годы, не обеспечивали стабильности, устойчивости взаимосвязей в рамках всей системы государственной власти. Неотрегулированность законодательной основы формирования и функционирования приводила к тому, что эти связи постоянно менялись, нарушалось взаимодействие между различными органами16. Торопливое желание построить "эффективную" систему государственной власти оборачивалось бессистемностью и запутанностью во взаимосвязях как внутри этой системы, так и вовне - во взаимодействии с "объектами" управления.
Между тем создание эффективно
действующей системы
Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"17.
Особое значение тема исследования
приобретает в связи с
Очевидно, что эффективность
исполнительной власти определяется личными
качествами лиц, облеченных исполнительными
полномочиями. Дело в самой системе
работы и законодательных, и исполнительных
органов. Сейчас она устроена так, что
тормозит, а во многих случаях - просто
останавливает преобразования"1
Исполнительная власть в России разделена между двумя высшими органами государственной власти - Президентом РФ и Правительством Российской Федерации. Таким образом, необходимые с точки зрения теории разделения властей принципы единства и независимости исполнительной власти в России не соблюдаются.
Так как Конституция Российской
Федерации предусматривает де-