Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:37, реферат
Как и в странах древнего Востока, медицина древней Греции достигла такого же развития во время перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Об этом периоде истории медицины древней Греции имеются недостаточные сведения, но некоторые черты тогдашней медицины отражены в поэме Гомера «Илиада». Гомер описывает в «Илиаде» осаду греками города Трои. Эту эпопею относят к началу XII в. до н. э. (1193—1184). В легендарной троянской войне участвовала целая семья врачей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время «семейную» врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был Асклепий, а учениками были два его сына—Махаон и Подалирий. К роду последнего относили величайшего врача древности — Гиппократа.
Медицина античной Греции в период перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю……………………………………………………………..3
Медицина античной Греции в эпоху рабовладельческого строя……………………4
Выводы………………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………………1
1. Понятия выражают сущность вещей, отражают истинную их природу, а не только внешние формы и свойства, в каковых они представляются перед нами с нашими обманчивыми органами чувств.
2. Так как понятия выражают
сущность вещей, истинную их
природу, то они, эти понятия,
и являются истинным миром;
конкретные же единичные вещи,
окружающие нас, суть лишь
3. Являясь высшими и
вечными истинами, понятия не
могут быть продуктом
Таково, вкратце, философское учение Платона. По Платону, следовательно, понятия, этот продукт мыслительной деятельности «вечного разума», предшествуют материальным вещам: мышление является первичным, материя — вторичной; не бытие определяет мышление, а мышление определяет бытие. Своим учением Платон хотел опровергнут!) материализм и лишить науку ее материальной основы, приписать науке божественное происхождение.
Как и все философы Греции того времени. Платон изучал медицину и создал свою систему, которая стала основой всех дальнейших идеалистических медицинских систем, вплоть до середины XIX столетия н. э.
Несмотря на столь.почетную роль — роль основы для идеалистических медицинских систем в течение ряда столетий — эта система оказывается скомпрометированной с первого момента появления ее на свет и притом никем другим, как самим же Платоном. Платон скомпрометировал ее тем, что, создав ее, он должен был, следуя своему методу «вспоминать» божественные идеи, заложенные в нем от рождения «вечным разумом». На этом основании можно было ожидать, что медицинская система Платона явится, действительно, каким-то «откровением». На деле же этот многообещающий акт свелся всего лишь к «воспоминанию» медицинской системы вавилонских жрецов, «воспоминанию» учения индийских философов о четырех космических элементах и «воспоминанию» учения древних индийцев о роли влаг в патогенезе заболеваний.
Небогатый фонд старых идей был заложен в основу медицинской системы Платона.
Медицинская система Платона представляла собой следующее.
Человеком во всех проявлених его жизни правит «вечный разум». Он правит человеком посредством трех душ: разумной, животной и растительной. Первая помещается в мозгу — человек получает способность мыслить; вторая живет в сердце и в крови — она самая главная, она сообщает человеку теплоту и движение, а также возбуждает- все его страсти; третья душа помещается в печени, она заведует питанием человека. Все три души в свою очередь правят человеком не непосредственно, а посредством каких-то «сил», каковых окалывается тоже три: мыслительная, согревательная, она же движущая, и питающая.
Постредством этих сил три души правят четырьмя основными элементами, из которых состоит тело человека, эти элементы суть: огонь, воздух, вода, земля. (К этим четырем элементам Платон иногда присоединяет пятый – эфир: из такого заимствовал именно у индийцев, а не у китайцев.) Все эти элементы существуют в теле человека не в их натуральном виде, а в преобразованном - в виде плотных частей (кости, мышцы, внутренние органы и т.д.) и в виде влаг – крови, слизи и желчи. В таком преобразованном виде все эти материальные элементы тела человека должны находиться в строгом подчинении соответствующим душам: пока они подчиняются душам, они находятся в состоянии «кразы», стоит им выйти из подчинения душам, начинается «дискразия». В древнее учение кни-дийцев о «кразе» и «дискразии» Платон вплетает, таким образом, представление об отношениях господства и подчинения: господства для начала идеального, для души, а подчинения для бренной материальной основы организма, для его плотных тканей и для влаг. Причина болезней лежит, таким образом, не во внешних факторах, как, начиная с Алкмеона, учили врачи-материалисты, а в том, что физическая, материальная сторона организма выходит из подчинения его духовной стороне, его идеальному, божественному началу. Отсюда и терапия Платона. По вопросу терапии позиция Платона несколько отлична от позиций Пифагора и Эмпедокла. Те, как мы помним, открыто отрицали полезное действие лекарств, Платон же действует более тонко: лекарства, по его учению, обладают целительными свойствами, но только тогда, когда применение их сопровождается религиозными гимнами, очистительными обрядами и пляской.
Жрецы, применявшие такую терапию, честно сознавались, что ставили своей целью смягчить такой «терапией» гнев богов. Платон же стыдится такой прямолинейности своих учителей и уверяет, что его терапия имеет целью восстановить «отношение господства и подчинения» между материальным и идеальным началами в организме, или, как стали говорить позднее, между телом и душой.
Такова пресловутая
Этим закончился первый период истории вопроса о природе человека. Отныне вопрос будет стоять не о том, что представляет собой человек по его природе, а о том, едина или л в о и с т в с н и а природа человека. Положение о единстве природы человека первым выдвинул Гиппократ, представлявший линию Демокрита. Положение о двойственности природы человека первым выдвинул Платон, выступивший против Демокрита в философии и против его системы в медицине, представленной Гиппократом.
Ярко обнаружилась борьба идей Демокрита и Платона в философии античной Греции. Обнаружилась эта борьба и в медицине античной Греции между последователями Демокрита, с одной стороны, и Платона — с другой.
2.7 Натурфилософия Аристотеля и ее отношение к медицине
Последнее, на чем необходимо остановиться, говоря о медицине античной Греции, это — натурфилософия знаменитого естествоиспытателя и философа древности — Аристотеля (384—322 г. до и. э.).
Величайший энциклопедист древности Аристотель в своих трудах {«Физика», «Метафизика», «Этика», «О душе», «Органон» «О возникновении животных» и др.) обобщил достижения всей предшествовавшей ему натурфилософии, приведя в известную систему разрозненные до пего сведения по астрономии. механике, акустике и оптике, геологии, минералогии, ботанике зоологии, наконец, по логике и собственно философ и.В ряда важных вопросов по всем этим разделам науки он сказал много нового и очень важного.
В труде «О частях животных» Аристотель положил начало систематическому описанию нормальной анатомии. К сожалению это была анатомия животных, манным образом обезьян так как религия запрещала расчленение человека. Он дал первое описание развитая зародыша цыпленка. После Аристотеля разработку анатомии продолжали александрийские врачи римский врач Гален.
Большую роль в истории медицины, особенно средних век-, сыграли философские взгляды Аристотеля, которые в основных положениях сводятся к следующему.
Учение Платона о первичности
мышления или «понятий», якобы мыслимых
«вечным разумом», ложно; источником
наших понятий является наблюдение,
а не мышление «вечного разума». Что
касается конкретных вещей, или в
широком смысле материи (кстати, самый
термин «материя» впервые применен
Аристотелем), то именно материя и
является первичной: она существует
извечно, ровно как извечно присущее
ей движение; из движения материи возникли
планеты, в том числе и земля
и все, что есть на земле. В его
«Физике», в труде «О возникновении
животных» имеются интересные высказывания
о том, что материя и движение
не могут возникнуть «из ничего»,
не могут также ни увеличиваться,
ни уменьшаться в количестве, им
свойственны лишь «превращения». В
этих своих высказываниях
Что касается происхождения жизни, то, по Аристотелю, все живые существа на земле возникли путем самозарождения; душа, о которой толкуют идеалисты, тоже не есть нечто обособленное от материи; сама она не материальна, но она порождается движением материи и неразрывно связана с нею.
Во всех своих рассуждениях, как легко видеть, Аристотель следует Демокриту, кое в чем дополняя, а кое в чем отступая от него.
Вдумчиво всматриваясь во все явления природы, особенно при своих занятиях по сравнительной анатомии, Аристотель столкнулся с фактом ярко выраженной целесообразности в природе. По сути дела он подсмотрел факт эволюции в природе. В эпоху же Аристотеля не было и не могло быть никаких предпосылок для научного объяснении этой закономерности. Аристотель склонился к предположению, что и природе существует какое-то стремление («энтелехия») к какой-то цели. Он при этом ничего не сказал о происхождении этого стремления. Пол. целью же, к которой якобы стремится природа, философ мыслил стремление природы к совершенству, понимай под последним человека с его сознанием, как наиболее совершенное творение природы. В этих своих суждениях Аристотель отступил от причинного объяснения вещей, отошел от материализма в сторону идеализма. Этим его отступлением широко воспользовались философы и врачи, идеалисты средневековья. Фальсифицируя Аристотеля, они стали утверждать, что Аристотель будто бы учил, что стремление материи к цели заложено на материю богом, а целью, к ко торой стремится материя, является познание бога.
Выводы
1.Греческая профессиональная
медицина делает дальнейшие
2.Вместе с тем греческая медицина пришла к вопросу о природе человека.
В медицине античной Греции вопрос о природе человека вступает в новую фазу своего развития: от попыток решить этот вопрос с помощью одной лишь натурфилософии врачи переходят к попыткам разрешить его на основе изучения самого человека.
Наиболее успешным в этом
направлении оказывается
3. Гиппократ положил начало медицины как самостоятельной отрасли знания, но натурфилософия остается философской и естественно-научной основой медицины.
4 В строении и деятельности человека Гиппократ открывает две стороны: телосложение, или физический склад, и темперамент или психический склад. Обе стороны созданы внешней средой, вследствие чего природа человека оказывается материальной и единой (по происхождению и основе).
Материалистическому положению Гиппократа о материальности и единстве природы человека идеалист Платон противопоставляет положение о двойственности природы человека с приматом идеального начала (души) над материальным (телом).
Этим заканчивается первый период истории вопроса о природе человека.
Литература
1) Лекции по истории медицины. Ф.Р. Бородулин.
2) Атлас истории медицины. Т.С. Сорокина.
Информация о работе Понятие Античности. Особенности медицины древней Греции. Гиппократ