Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:37, реферат
Как и в странах древнего Востока, медицина древней Греции достигла такого же развития во время перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Об этом периоде истории медицины древней Греции имеются недостаточные сведения, но некоторые черты тогдашней медицины отражены в поэме Гомера «Илиада». Гомер описывает в «Илиаде» осаду греками города Трои. Эту эпопею относят к началу XII в. до н. э. (1193—1184). В легендарной троянской войне участвовала целая семья врачей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время «семейную» врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был Асклепий, а учениками были два его сына—Махаон и Подалирий. К роду последнего относили величайшего врача древности — Гиппократа.
Медицина античной Греции в период перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю……………………………………………………………..3
Медицина античной Греции в эпоху рабовладельческого строя……………………4
Выводы………………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………………1
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Кафедра Истории медицины
Реферат
«Понятие Античности. Особенности медицины древней Греции. Гиппократ»
Выполнила: студентка 2 курса группы №52
Лечебного факультета
Шантаревич Мария
Москва 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Медицина античной Греции в период перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому строю
Первые сведения о медицине античной
Греции относятся к XII в. до н. э., когда
медицина древних греков выделяется
в самостоятельную профессию и появляются
врачи-профессионалы и «семейные» врачебные
школы.
Как и в странах древнего Востока, медицина древней Греции достигла такого же развития во время перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Об этом периоде истории медицины древней Греции имеются недостаточные сведения, но некоторые черты тогдашней медицины отражены в поэме Гомера «Илиада». Гомер описывает в «Илиаде» осаду греками города Трои. Эту эпопею относят к началу XII в. до н. э. (1193—1184). В легендарной троянской войне участвовала целая семья врачей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время «семейную» врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был Асклепий, а учениками были два его сына—Махаон и Подалирий. К роду последнего относили величайшего врача древности — Гиппократа.
С именем Асклепия связан один миф, имеющий отношение к истории медицины. По этому мифу Асклепий был извлечен своим отцом (Аполлоном) из чрева матери Крониды. Это говорит о том, что и греки, подобно остальным народам, пришли к идее операции кесарева сечения еще в глубокой древности. Впоследствии греки провозгласили Асклепия богом медицины. Он изображался в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей.
Врачебную семью Асклепия дополняли две его дочери, которые тоже вошли в историю медицины. Одну звали Гигиейя, что значит «здоровье». Она прославилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здоровья; от ее имени произошло слово г и г и е н а.
Богиня здоровья изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы, повидимому, в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы.
Другая дочь, Панацея («всеисцеляющая») умела лечить «от всех болезней»; впоследствии ее имя стало нарицательным и притом не в лестном смысле: «панацеей» стали называть тот ненаучный прием, когда какому-нибудь средству приписывается лечебное действие «от всех болезней».
2. Медицина античной
Греции в эпоху
2.1 Первые лечебницы и первые медицинские школы
Следующим этапом в истории развития человеческого общества в Греции было установление рабовладельческого строя. Древняя Греция состояла из ряда рабовладельческих государств. Наиболее развитым в экономическом, политическом и культурном отношении было Афинское государство. Говоря в дальнейшем об истории медицины, мы будем иметь в виду именно историю древнего Афинского государства.
Что представляла собой медицина в рабовладельческой Греции? Как и в странах древнего Востока, она была, с одной стороны, храмовой медициной, с другой —профессиональной медициной. О храмовой медицине нет необходимости распространяться: она в основном такова, как и храмовая медицина стран Востока.
Профессиональная же медицина характеризуется прежде всего появлением первых в истории медицины лечебниц, первых при них медицинских школ (больничные медицинские школы) и зачатками организации здравоохранения в городах.
О появлении лечебниц и
медицинских школ при них имеются
следующие сведения. Разбогатевшие
врачи-профессионалы открывают
По окончании школы врач перед городской общиной приносит присягу, или клятву, в честном служении обществу текст этой клятвы сохранился до нашего времени.
Наряду с больничными школами, продолжают действовать «семейные» врачебные школы.
Что касается здравоохранения и древней Греции, то имеются сведения, что отдельные города учреждали у себя за свой счет должность городского врача. Это свидетельствует о том, как растет значение профессиональной медицины для общества, и о том что на медицину начинают смотреть, не только как на средство удовлетворения индивидуальной потребности людей, но и как на силу, способную обеспечить охрану здоровья населения всего города.
2.2 Философская и естественно-научная основа древней греческой медицины
Философской и естественно-научной основой медицины античной Греции явилась натурфилософия так называемых ионийских философов-материалистов. Натурфилософия ионийцев сыграла исключительно важную роль в развитии современной ей греческой медицины. Такую же роль сыграла она и в истории философской мысли.
В рабовладельческой Греции еще с VII в. до н. э. завязалась острая классовая борьба. Главными участниками борьбы были, с одной стороны, демос, состоявший из низших слоев населения и возглавлявшийся купцами и богатыми ремесленниками, с другой стороны, старая родовая аристократия, так называемые «эвпатриды» («благородные»), стоявшие у власти. Эвпатриды владели огромными земельными площадями, основной массой рабочей силы (рабы) и тягловой силы, опутали долгами и закабалили значительную часть свободного населения страны, мешали развитию производительных 'сил страны и прежде всего развитию товарного производства, з котором кровно были заинтересованы купцы и ремесленники.
В 509 г. до н. э. в Афинах борьба завершилась тем, что власть эвпатридов была уничтожена, значительная часть их богатств экспроприирована, и установлена новая форма государственного правления —демократическая республика (реформы Клисфена) — своеобразная демократия рабовладельческого общества. В борьбе против старой родовой аристократии выступают ионийские натурфилософы --демократы.
Ионией греки называли свои колонии мл Малоазиатском побережье Эгейского моря (Милеет, Эфес, Кос, Книдос и др.). Эти колонии были основами людьми, бежавшими по разным причинам (политическим, долговым и пр.) из Афин во времена безраздельного там господства эвпатридов. Переселенцы установили на новых местах свои порядки. Их города скоро стали торговыми и промышленными центрами в вместе с тем -- центрами идеологической борьбы демократов против эвпатридов.
Идеологами демократии выступили натурфилософы из Милета: Фалес, Анаксимапдр, Анаксимен. Расцвет их деятельности почти целиком относится к VI веку до и. э. В V в. до н. э. их линию продолжал Левкипп.
Своим учением милетские философы подрывали в массах веру в богов, в первую очередь подрывали веру в то, что мир сотворен богами и богами же установлены все порядки в нем.
Но недостаточно было отстранить богов от создания мира, чадо было объяснить, как произошел мир со всеми его порядками без помощи богов. И милетские философы дали такое объяснение. Их учение о мироздании (космогония) состоит вкратце из следующих положений.
Первое. — В основе всех вещей в природе должна лежать некая «первоматерия»; она никем не создана и существует извечно. По вопросу о том, что конкретно представляет собой эта первоматерия, мнения милетских мудрецов расходились: Фалес считал первоматерией воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некую «неопределенную материю» («апейрон»); Левкипп (500—440 г. до н. э.) впервые сказал, что первоматерией являются атомы.
Второе. — Главным свойством этой извечно существующей материи является движение (Левкипп говорил: «Атомы „трясутся" во всех направлениях»). Движение также никем не привнесено в материю: оно — свойство материи и поэтому так же извечно, как извечна сама материя; оно не может существовать без материи, равно как и материя существует только в движении.
Третье. — В силу движения, извечно присущего материи, частицы ее соединяются в более крупные тела и, таким образом, без всякой помощи богов произошел мир и все, что существует в мире.
Четвертое. — Так как материя существует только в движении, то все, что существует в мире, не есть нечто застывшее и неизменное, но напротив: в мире все движется, все течет и изменяется. Это положение с особой силой развивал Гераклит из Эфеса (около 530—470 г. до н. э.). О Гераклите известно, что он происходил из аристократического рода и был врагом демократии, но, видя кругом гибель аристократического строя и сам пострадавши при этом, потерял веру в богов и в вопросах натурфилософии стал на ту же позицию, что и милетские философы — атеисты. Самое яркое в его философии—учение о непрерывном движении, к которому он пришел, исходя из того, что материя существует только в движении. Так как материя существует только в движении, рассудил он, то каждая отдельная вещь не пребывает в покое, как нам кажется а непрерывно изменяется, переходя, хотя и незаметно для нас, из одного состояния в другое. Так как вещи непрерывно становятся «другими», то они и пребывают лишь в этом непрерывном движении. Не застывшее, неподвижное существование («бытие»), а непрерывное движение является истинной формой существования вещей. Одним из примеров, которым Гераклит пояснял это свое учение, был следующий: «Солнце, -- говорил он, -- но только каждый день новое, но непрерывно новое».
Пятое.— Поскольку все в мире есть только переход из данного состояния в другое или, что то же, в противоположное, то всякая вещь, хотя она и предстает перед нами как нечто целое, «единое», по сути дела оказывается вовсе не такой уж «единой», а содержащей в себе и спою «противоположность». Всякая вещь поэтому рассматривается ионийскими философами как «единство противоположностей». Тому же Гераклиту приписывается следующее положение: «...единое есть то, что состоит из двух противоположностей, так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются».
Возникновение нового из существующего
путем перехода этого существующего
в его противоположность
Таково было мировоззрение ионийских философов, противопоставленное ими мировоззрению эвпатридов, а вернее сказать — мировоззрению жрецов, которые были идеологами класса эвпатридов.
Материалистическая
В древней Греции существовали слудующие медицинские школы: в Киренаике (Северная Африка), Родосская (остров Родос), кротонская, книдская, косская, пифагорейская; сицилийская и наконец, школа Платона. Первые две школы не оставили следов своей деятельности. О деятельности большинства остальных школ сохранились материалы в так называемом «Гиппократовом сборнике». Этот сборник содержит 72 сочинения Историками медицины установлено, что подлинных сочинений Гиппократа в этом сборнике не более шести, все остальное в нем написано другими врачами того времени. По этим материалам мы и знакомимся с остальными медицинскими школами античной Греции.
2.3 Кротонская школа
Кротонская школа сложилась в древней Греции раньше других медицинских школ. Она названа так по имени города Кротон, или Картона, в Южной Италии, который был в то время греческой колонией.
По ее внутреннему содержанию
эта школа характеризуется не
столько практическими
Из предыдущей лекции известно, как нашли путь к раскрытию природы человека врачи Китая и Индии: этот путь показала им натурфилософия. То же самое происходит в медицине античной Греции: путь к раскрытию природы человека показывает врачам ионийская натурфилософия.
Врачи кротонской школы остановили свое внимание научении Анаксимена о воздухе как первооснове и первоисточнике всего существующего. Воздух, как известно, играл крупную роль в системе медицины Египта, Китая и Мидии. У философов и врачей Греции он выступает как «первоматерня»
Учение Анаксимена о воздухе перенес в медицину врач Алкмеон Кротонский и создал так называемую пневматическую систему медицины (пневматики). Расцвет его деятельности относится к концу VI и началу V в. До н. э. Он изложил свои взгляды в трактате под заглавием «О природе», хотя речи в нем идет не о природе человека. В чем же, по Алкмеону, состоит природа человека? Организм человека, считает он, как и вся природа в целом, происходит из воздуха, как из первоматерии, лежащей в основе всего существующего. Эта первоматерия, по причине извечно присущего ей движения, «выделяет» из себя «противоположности». Поэтому организм человека сплошь состоит из противоположностей.
Информация о работе Понятие Античности. Особенности медицины древней Греции. Гиппократ