Понятие и виды политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) – сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие и виды политических режимов 5
1.1. Понятие и признаки политических режимов 5
1.2. Тоталитарный режим 10
Глава II. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма 16
2.1 Истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма 16
2.2 Фашизм, как один из видов тоталитаризма 19
Заключение 23
Таким образом, тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 24
Список литературы 25
Приложение 26

Файлы: 1 файл

25148 - Тоталитаризм.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) – сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.

Что же представлял собой  тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы?

Однозначных ответов  на эти вопросы современная политическая наука не дает.

Объект исследования данной курсовой работы является рассмотрение понятия  и сущности тоталитаризма.

Предметом исследования является исследование основ возникновения и становления тоталитаризма.

Методологическую основу исследования составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных теоретиков права: Алебастрова И.А., Н.В. Работяжев, Н. Бердяев, Хайек Ф.А., Ю. Гоголицын и др.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

Глава I. Понятие и виды политических режимов

1.1. Понятие  и признаки политических режимов

 

Политический режим  – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества.1

Форма государства стала  одной из актуальных тем теории государства  и права, следовательно и классификация  политических режимов на данный момент представляет большой интерес. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Четкого соотношения  между типом и формой государства  нет. Из-за этого, с одной стороны  в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство.

Кроме того, серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.

Для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Термин “политический  режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства”.2

Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. “Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима”. Исаев вводит термин политический режим в триаду формы государства.3

Понимая так форму  государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления –  это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим  – это конкретное проявление государственной  организации, выражающаяся в состоянии  и характере демократии и политической свободы в обществе”. 4

Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. “Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления”.

Первая точка зрения стала ведущей  в теории государства и права.

Необходимо заметить, что при характеристике формы  того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и  только тогда, когда мы рассматриваем  форму государства учитывая все  три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования. 5

“С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той  или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием”.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”. 6

Платон создал целое  учение о динамике государственной  жизни и смене, в силу “испорченности человеческой натуры”, её форм. Идеальное  государство и его аристократическая  форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму”.

По учению Платона, появление  частной собственности ведёт  к тимократии, т.е. к господству сильных  воинов. Тимократия представляет собой  крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из “испорченных”  форм государства. И наконец, “демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в “неразбавленном виде” может вырождаться в свою противоположность – тиранию”. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как “ставленник народа”.

В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

способы и порядок  формирования органов государственной  власти,

порядок распределения  между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,

степень гарантированности  прав и свобод граждан,

роль права в жизни  общества и решении государственных  дел,

место и роль в государственном  механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”. 7

Таким образом, подводя  итог, можно сформулировать следующие  определение: политический режим –  это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Политических режимов  очень много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. “Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы”. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие четыре:

демократический,

авторитарный,

либеральный,

тоталитарный.

1.2. Тоталитарный режим

 

Тоталитаризм – от позднелатинского (total –  весь,  целый,  полный)  – антигуманная общественно-политическая система, которая ради  определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному)  контролю  над  всей жизнью  общества  и  всеми   сторонами   жизни   каждого   индивида.

В  экономике  он  означает   огосударствление   экономической   жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов  в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов  его  труда,  и, как  следствие,  лишение  его   инициативы.   Государством   устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.8

В политической сфере  вся  власть  принадлежит  особой  группе  людей, которую народ не может  контролировать.  Большевики,  например,  поставившие перед собой цель  свержения  существующей  системы,  с  самого  начала  были вынуждены  действовать  как  конспиративная  партия.  Эта  конспиративность, интеллектуальная,  идеологическая  и  политическая  закрытость  остались  её существенной  характеристикой  и  после  завоевания   власти.  

Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной  господствующей партией, происходит слияние высших органов  этой  партии  и  высших  органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в  решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным  элементом  такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Информация о работе Понятие и виды политических режимов