Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:35, курсовая работа
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) – сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.
Введение 3
Глава I. Понятие и виды политических режимов 5
1.1. Понятие и признаки политических режимов 5
1.2. Тоталитарный режим 10
Глава II. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма 16
2.1 Истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма 16
2.2 Фашизм, как один из видов тоталитаризма 19
Заключение 23
Таким образом, тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 24
Список литературы 25
Приложение 26
Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на “великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности. 18
“В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе”.
Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их "сплоченными" командами (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.
Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные режимы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использования физического насилия.
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Итак, истоки тоталитаризма «таятся» в природе человека, в сущности его внутреннего мира. Даже сегодня мы имеем достаточно широкое распространение этого явления – только в более мелких масштабах: в виде религиозных, так и называемых, тоталитарных сект.
И пока она не изменится в достаточной степени, в ходе продолжающейся эволюции, тоталитарные тенденции вновь и вновь будут угрожать обществу.
Будут появляться классы, слои, элиты, «группировки», стремящиеся узурпировать власть – со старыми, как мир, целями – для удовлетворения корысти и честолюбия.
Человечество, кажется, наверное даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой истинного здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.
Также в качестве одного из тезисов в «оправдание» хотелось бы привести цитату крупного западного ученого-обществоведа, английского историка и культуролога, А. Тойнби: «Историю двигает элита, творческое меньшинство, носитель «жизненного порыва». А история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка. И это будет понятно, когда степень хаоса достигнет известных пределов. И так, по кругу, как говорил еще Платон, мы рискуем вновь вернутся к той же точке.
Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Дорушает разрушение тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере.
Но все же не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Тоталитарно-репрессивные режимы.
Экономический кризис
Подъем рабочего движения, Усиление левых
поддержка фашистов (
крупным капиталом
Фашистский режим Коммунистический режим
(правоэкстремистский) (леворадикальный)
В
условиях сильного развития
чувства национальной ущемленности либералах
1 Александров А. И., Теория государства и права// М.: 2007, С. 345
2 Ивушкина Е.Б., Несмеянов Е.Е. Современная мифология. //Ростов н/Д: СКИАПП, 2000
3 Теория государства и права. Учебник /под ред. М.М. Рассолова, В. О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2006
4 Исаев А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран М., 2007. С.129
5 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С.144
6 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., 2005. С.131
7 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2006. С.144
8 Н.В. Работяжев. Политическая система
9 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., 2005. С.131
10 Н. Бердяев Истоки и смысл русского тоталитаризма. М., 2006
11 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.
12 Общая теория государства и права. / под ред. Вишневского А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинского В. А. М., 2005.
13 Общая теория права и государства. / Под ред. В.В Назарова. М., 2006
14 О. Г. Сумбатян. Тоталитаризм – политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. 2005 №4
15 Н.В. Работяжев. Политическая система
16 Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология,политика.-2.изд.,
17
Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология,политика.-2.изд.,
18 Теория государства и права. Учебник /под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2006