Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Содержание работы

1. Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в.
2. Время императора Павла I (1796-1801)
3. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация и массовое раскулачивание
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Правление Василия I. Династическая  война второй четверти XV в. 

2. Время императора Павла I (1796-1801) 

3. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация  и массовое раскулачивание 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

 

 Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

 Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

 Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые западные мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. В отечественной литературе также иногда высказывается предложение лишить этот вопрос ореола универсальности. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

 Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»

 Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

 Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

 Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

 Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

 В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

 При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

 - объективный идеализм

 - субъективный идеализм

 - материализм

 - вульгарный материализм

 - дуализм

 - деизм

 Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

 Следовательно:

 - материя реально существует

 - материя существует независимо от сознания (т. е. существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)

 - материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя

 - материя существует и развивается по своим внутренним законам

 - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саамы себя (материю)

 - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

 - сознание определяется материей (бытием).

 К материалистическому направлению принадлежали такие философы как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро. И иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

 Достоинство материализма: опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Логическая доказуемость многих положений материалистов.

 Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

 В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влить на материю.

 Материализм как господствующее направление философии был распространении в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XXII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

 Идеализм («линия Платона») — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

 В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

 - объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

 - субъективный идеализм (Беркли, Юм)

 Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

 - реально существует только идея

 - идея первична

 - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»

 - «мир идей» (Эйдесов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)

 - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»

 - каждая единичная вещь — воплощение идеи (Эйдеса) данной вещи. Например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.

 - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец

 - отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

 В противоположность объективным идеалистам существуют субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

 - все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в разуме человека

 - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения

 - вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

 Слабая черта идеализма: отсутствие достоверного (логического) Объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

 Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

 Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

 Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

 - существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

 - все в мире производно (является модусом). Либо от одной, либо от другой указанных субстанций. (Материальные вещи — от материальной, иди — от духовной)

 - в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная и духовная

 - материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

 - основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

 Деизм — направление в философии. Сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. (Т. е. признавали Бога, практически не имеющего никакими «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

 Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:

 - гностицизмом

 - агностицизмом

 - эмпиризмом (сенсуализмом)

 - рационализмом

 Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

 Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

 В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

 С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

 Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

 - мир познаваем

 - возможности познания неограниченны

 Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

 - мир непознаваем

 - возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

 К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Эммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

 Бог существует.

 Бога не существует

 Всего таких неразрешимых противоречий (антимоний) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

 В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

 В XX вв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, т. к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

 Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенцианализма. Т. е. проблема человека, его существования, управления собственных духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

 

 

 2. Немецкая классическая философия. И. Кант – родоначальник немецкого диалектического идеализма

 

 Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно- исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми.

Информация о работе Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в