Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Содержание работы

1. Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в.
2. Время императора Павла I (1796-1801)
3. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация и массовое раскулачивание
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства. Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученые берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философа Канта, родоначальником классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С не меньшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.

 Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724-1804). Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом. В философии Канта выделяется два периода: 1) докритический и 2) критический. На первом этапе Кант выступает материалистом. На втором этапе - переходит на позиции агностицизма и, во многом, идеализма, сохраняя в своей философии часть материалистического учения (признание «вещи в себе», как существующей не зависимо от нас).

 Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. В 1855г. вышла работа Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». Используя теории Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона, Кант выработал свою космологическую теорию происхождения и развития солнечной системы, согласно которой рассеянные частицы материи в силу притяжения и отталкивания образовали сгущения и центры притяжения. Это не привело к скоплению материи в одном месте, что открыло возможность развития мира. Хотя Кант понимал движение механистически и признавал Бога творцом материи, для своего времени его гипотеза «холодной», разогревающейся космологической системы была прогрессивной.

 Критический период философии Канта начинается с 1770 года. В 1781 году вышла «Критика чистого разума», в которой Кант исследовал возможности самого человеческого разума в познании. Он, вслед за Юмом, оказавшим на него большое влияние, считал, что изучение возможности познания должно предшествовать такому познанию и привести к науке. Кант ставит вопросы, возможно ли достоверное знание, то есть необходимое и всеобщее знание? Как возможна чистая математика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна метафизика как наука? То есть достоверное знание в чисто теоретическом познании? И отвечает: достоверное знание возможно и в математике и в естествознании. Научное познание, по Канту, базируется на двух источниках: на опыте, то есть эмпирических данных, и априорных формах чувственности и рассудка. Априорные формы чувственности - это пространство и время. Математика строит свой объект из созерцания пространства - в геометрии - и чистого созерцания времени - в арифметике. Наше познание даёт нам чувственные данные, которые упорядочиваются априорными формами чувственности - пространством и временем, существующими в нас до всякого опыта. Это делает возможной математику как науку.  Естествознание, как достоверное знание, как наука возможна благодаря априорным, то есть до опытным формам рассудка – категориям - самым общим понятиям, которых Кант называет 12 (количество: единство, множество, совокупность; качество: реальность, отрицание, ограничение; отношение: субстанция, причинность, взаимосвязь; модальности: возможность, действительность, необходимость. С помощью данных категорий осуществляется синтез полученных данных опыта, но при этом именно категории приносят в мир упорядоченность, закономерность, которые сами носят априорный характер, то есть существуют независимо от опыта и до всякого опыта.

 Взаимосвязь, причинность и закономерность по Канту не объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности - пространства и времени, и форм рассудка – категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и ра­зум. Раньше выделялась чувственная ступень (восприятия, ощущения и представления) и рациональная (логическая: понятия, суждения и умозаключения). У Канта выделена ещё ступень рассудка, способность которого заключается в логических выводах, то есть способности из суждений строить умозаключения. Рассматривая проблему как возможна метафизика/теоретическое общее знание, он берёт три проблемы старой метафизики: душа как основа всех психических явлений, мир - совокупность причин и следствий, Бог - причина всех: явлений. Рассматривая данные три идеи, особенно - вторую, Кант показывает пределы человеческого разу­ма, ограниченность его способностей в познании. Давая анализ второго положения, Кант обнаруживает четыре противоречия, которые он называет антиномиями - неразрешимыми противоречиями, которые он может доказать однозначно.

 1) Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени.

 2) Мир ограничен в пространстве и мир бесконечен в пространстве.

 3) Мир состоит из бесконечно делимых частиц материи и мир состоит из неделимых частиц материи.

 4) Всё в мире есть реализация необходимости, и всё совершается на основе свободы воли.

 На примере того, все эти четыре противоположных суждения можно одинаково доказать логическими средствами, Кант показывает, что человеческий разум пришёл в противоречие с самим собой. Здесь по Канту граница и предел человеческого разума познавать идеи. Наше познание, не опирающееся на чувственное созерцание, лишается опоры. Идея души и идея Бога не могут получить экспериментальную проверку, нельзя и доказать существование Бога доводами разума. Кант сам пишет, что он ограничил сферу разума, чтобы предоставить место вере. Метафизика как чистое теоретическое знание не может обладать признаками всеобщности и необходимости в отличие от математики и естествознания.

 Кант называл свою философию критической – выясняющей границы способностей человеческого разума и трансцендентальной, не выходящей за пределы познания с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени) и категорий рассудка. То, что выходит за пределы такого познания, Кант называет трансцендентным, то есть не доступным теоретическому разуму, а требующему веры (идея Бога, души).

 Важной частью учения Канта стало разделение на «вещь в себе» и явление. «Вещь в себе» существует объективно и не зависит от нашего познания. В процессе познания человек увеличивает свои знания, но он познаёт мир только как мир явлений – «вещь в себе» остаётся непознаваемой, как бы глубоко мы не продвинулись в познании. Человек всегда обречён иметь дело только с миром явлений. Здесь Кант встаёт на позиции агностицизма – учения о непознаваемости мира.

 Ограничив теоретический разум, Кант показывает выход, заключающийся в практическом разуме, – так он называет нравственное поведение, которое должно строиться целиком на разуме и нравственном законе, заключённом в нас самих. Разум – настоящий источник морали. Безусловный императив Канта – закон нравственного поведения требует: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения сама могла стать всеобщим законом». Кант поясняет, что не надо искать собственной выгоды, а стремиться к высшему для мира благу, не относись к другому как к средству, а только – как к цели. В учении Канта о морали заключено большое гуманистическое содержание, как и в других частях его философии. Актуален трактат о «Вечном мире», мысль, что обществом должны править законы, а не люди.

 Философия Канта сыграла большую роль в XIX веке, дав сильный толчок развитию диалектики и немецкой классической философии. В его системе категорий диалектики содержалось ядро, из которого Гегель развернёт свой диалектический метод. Философию Канта критиковали с двух сторон: «справа» - за уступки материализму в его учении о «вещи в себе», как существующей независимо от нас; и «слева» - за идеализм, априоризм и агностицизм, в признании «вещи в себе» непознаваемой. Но философия Канта и сегодня вызывает большой интерес и внимание. Кант остается крупнейшим философом в истории философии.

 

 3. Общество как система. Понятие сферы общественной жизни и критерии ее выделения.

 

 Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку, характеризуется рядом признаков. Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность, т. е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы. Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения, которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей. Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы. Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.

 Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций:   

  • Производство материальных благ и услуг;
  • Воспроизводство и социализация человека;
  • Духовное производство и регулирование активности людей;
  • Распределение продуктов труда (деятельности);
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением.

 Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры - организации (институты) и отношения.

 Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию - удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.

 В воспроизводстве человека следует различать два аспекта:

  • Биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей;
  • Производство социальное, т. е. включение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.

 В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных вещественных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что составляет содержание духовной культуры.

 Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, осуществляется в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Поэтому рынок - это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни.

 Регламентация и управление деятельностью и поведением людей представляют собой установление правил и норм, и принуждение к их исполнению. Процесс регламентации осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества.

 В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

 Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

 Институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые Деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений - финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.

 В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

 В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

 В структуру религиозных институтов (на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.

Информация о работе Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в