Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Содержание работы

1. Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в.
2. Время императора Павла I (1796-1801)
3. Политика «великого перелома»: насильственная сплошная коллективизация и массовое раскулачивание
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя наречения и др.

 Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

 Общество - это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

 Экономическая, или материально-производственная сфера - это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

 Социальная сфера - это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.

 Политическая, или политико-правовая сфера - это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

 Духовная сфера - это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

 Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

 Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.

 Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. п.

 Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят и более крупные изменения, источники которых находят либо в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), либо в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников - природный, экономический, культурный - оказывал определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была равноценной.

 Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все сферы общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.

 Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из США и Западной Европы содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический период Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания социальных структур и институтов.

 Движущей силой действий каждого человека или общества в целом как социальной системы является интерес. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их общностей, местом в системе общественных отношений. Интерес является реальной причиной социальных действий, событий, которые стоят за непосредственными мотивами, идеями индивидов. На основе общности интересов происходит объединение людей в социальные группы. Интересы людей чрезвычайно противоречивы, они выступают в виде материальных, социально-политических, моральных, духовных и других интересов и требований.

 В жизни общества постоянно происходит нормативное оформление интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы «встраивается» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущие силы общественного развития - это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.

 Существуют различные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них - линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается во взгляде, на всемирную историю как единый процесс поступательного развития человечества.

 Своего наивысшего развития линейно-стадиальное понимание истории достигло в его марксистском, формационном варианте. Сам термин «формация» позаимствован Марксом из геологии. Этот термин охватывает сразу два среза человеческого общества - общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми, подобно тому как мы, рассматривая формации земли, характеризуем не только ее определенное состояние, пласт, но и ее формирование. В советской общественной мысли формационный подход связывался с называвшейся марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Всего выделяли пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее первой фазой - социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были намного глубже и сложнее. Он находился в творческом поиске и, рассматривая формацию под разными углами зрения, употреблял различные определения: «историческая формация», «экономическая формация», «формации общественного производства». В соответствии с интерпретацией Марксом развития общества, в нем можно выделить три стадии:

 Первичная формация, или доклассовое общество.

 Вторичная формация, или классово-антагонистическое общество. Эта формация подразделяется на две крупные формы:

  • Первая - азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный способы производства. Азиатский способ производства существовал в странах древнего Востока и характеризовался отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполнявшей хозяйственные функции и выступавшей в форме восточной деспотии;
  • Вторая капиталистический способ производства.

 За точку отсчета, критерий в этом формационном делении общества признается человеческая производственная деятельность, прежде всего характер труда и способы включения в процесс производства. Для первых двух формаций основным механизмом включения человека в производственную деятельность является внешнее принуждение. В первобытном обществе побудительным мотивом, заставляющим человека производить, осуществлять свою деятельность, выступает природная необходимость в удовлетворении элементарных потребностей. В первой крупной форме вторичной формации - это внеэкономическое принуждение к труду, во второй - экономическое принуждение: каждый человек лично свободен, но отсутствие у него средств к существованию заставляет его трудиться, продавая капиталистам свою, рабочую силу.

 В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно обеспечение полноценного "и подлинного развития личности.

 Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Во 2-й половине XX в. усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и Q. Тоффлера был разработан стадиально-цивилизационный вариант линейно-стадиального подхода к развитию общества. Руководствуясь критерием уровня технологии, ученые разделили историю человечества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную, выделив тем самым определенные исторические типы общества. Каждая из стадий имела своим началом социо-технологическую революцию: неолитическая революция, положившая начало цивилизационному этапу развития человечества, знаменовала собой переход от первобытного общества к аграрному, индустриальная революция XVIII- XIX вв. привела к машинному производству и индустриальному обществу, информационная революция конца XX в. ведет к становлению постиндустриального общества.

 

 

Задание 4

 

 Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа 17 века: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»

 Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?

 Философия - греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость - это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.

 Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни одна наука не даст ответа на эти вопросы, а изучение философии может научить человека правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь.

 Духовная культура человека покоится на четырех основаниях - это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без философии.

 Древнегреческий мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них - общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно - ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро - это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад.

 Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем самое себя и, возможно, это и есть самое важное.

 Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль). Наиболее важными из них являются: онтологическая, социальная, гносеологическая, аксиологическая, методологическая, мировоззренческая.

 Онтологическая функция (гр. ontos — сущее) состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его субстанциональность (лат. substantio — сущность), т.е. первооснову. Философские учения по своему объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие. Значения, которые придавались этим онтологическим понятиям определяли содержание и форму различных концепций бытия.

 В XX веке значительное распространение получила идея о том, что бытие мира может быть понято только через бытие человека. Согласно этому пониманию истину мира, его основание следует искать в потоке человеческой жизни, бесконечной в своих проявлениях, где объективное и субъективное составляют единое целое. Эта идея получила название "антропного принципа" (гр. anthropos — человек).

 Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности.

Информация о работе Правление Василия I. Династическая война второй четверти XV в