Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:53, курсовая работа
Цель курсовой работы исследования отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть правовое положение крестьян в дореформенной Российской империи;
Рассмотреть правовое положение крестьян по реформе 1861 г.;
Изучить правовое положение крестьян, вышедших из крепостной зависимости;
Введение
Представленная работа посвящена теме «Правовое положение крестьян в Российской империи».
Актуальность темы исследования: Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы реформы, и её реализация определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу этой проблемы необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Крестьянская реформа 1861 года» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель курсовой работы исследования отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Задачи курсовой работы:
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило в ещё большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между новыми, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса феодализма. Ярким выражением этого кризиса являлось обострение классовой борьбы в крепостной деревне.
Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма.
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права в 1861 года.
1. Правовое положение крестьян в Российской империи
1.1 Правовое положение крестьян в дореформенный период Российской империи
Русские крестьяне (название происходит от «христианин») составляли громадное большинство населения империи, около 80 %. Крестьяне прикрепляются к земле («крепостное право») уже в поздней Московской Руси; XVII — первая половина XVIII веков отмечены постепенным нарастанием крепостничества, со временем всё сильнее стиравшим разницу между ним и рабовладением.
В 1726 году крестьяне лишаются права свободно уходить на промыслы, 1731 — брать откупа и подряды, 1761 — обязываться векселями, и вступать в поручительство. Запрет с 1746 года кому бы то ни было, кроме дворян, владеть землёй, автоматически закрепляет подчинённое положение крестьян в экономике.
В 1760 помещики получают право ссылать своих крестьян в Сибирь, в 1767 запрещены жалобы крестьян на помещиков, в 1792 возобновлена ранее отменённая в 1771 продажа крестьян с аукциона, только при этом было запрещено употреблять молоток.
Результатом стал полный произвол помещика над своими крестьянами. Одной из первой попыток ограничить его стал Манифест о трёхдневной барщине 1797 года, ограничивавший барщину тремя днями в неделю, и запрещавший работать в воскресенье.
Ещё одним наступлением на интересы крестьянского сословия являлись массовые раздачи государственных крестьян в крепостные; так, Екатерина II раздала таким образом своим приближённым до 800 тыс. чел., Павел I — до 530 тыс. Подобные массовые раздачи прекращаются с 1805.
Революции 1830 и 1848 года в Европе привели государство к мысли о возможности их повторения и в России; в 1841 году запрещается продажа крестьян в розницу, в 1843 запрещается покупка крестьян без земли, в 1847 крестьянам предоставлено право выкупаться на волю с землёй при продаже имения помещика за долги, в 1848 крестьянам предоставлено право приобретать недвижимость.
В начале XIX в. рост производства хлеба на продажу привел к значительным изменениям в землепользовании. В черноземной полосе помещики увеличивали собственные запашки и за полвека отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании. Наступление помещиков вызвало резкий отпор со стороны крестьян. В нечерноземных губерниях земля давала низкие урожаи, помещики были менее заинтересованы в увеличении своих посевов, они больше могли получить дохода за счет оброка. К моменту отмены крепостного права в черноземной полосе у помещиков было 72% всех земель, в Среднем Поволжье-62%, в нечерноземной полосе-48%. В первых двух зонах преобладала барщина, и она увеличивалась, в последней рос оброк.1
В феврале 1855 г. на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Появились большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
Первый секретный комитет для выработки положения «об устройстве всех людей», т.е. решения крестьянского вопроса, был образован 1826 г., затем последовала череда специальных комитетов, обсуждавших проблемы крепостного права и перспективы его отмены.
Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.
Предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны установлены правительством и оставаться без изменений.
Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.
Проект превратился в закон в апреле 1842 г. сразу же был издан циркуляр, в котором подчеркивалось, что права дворянства на крепостных остаются неприкосновенными и дворянство не потерпит ущерба, если в силу закона не пойдет на сделки с крестьянами. Подчеркивался сугубо добровольный характер освободительной акций. Закон не произвел сколько-нибудь существенных изменений в системе крепостничества.
Последовавшие за «киселевской реформой» акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательственного крестьянского надела, ни объемы обязательственных отработок крестьян в пользу помещика (положения закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали)
В 1827 г. был принят закон, установивший порядок, согласно которому помещичье крестьяне, оставшиеся с земельным наделом, размеры которого были меньше 4,5 десятин, переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещиков при этом не требовалось.
В 1827 г. помещикам было запрещено уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь.
В 1833 г. запрещалось сдавать в аренду поместья, на которых проживали крепостные, в 1854 г. последовал запрет помещикам передавать некоторые свои права (в отношении крестьян) приказчикам.
Все эти акты имели целью ограничить власть дворян над крепостными, что способствовало некоторому улучшению правового положения крестьян.
В 1841 г. запрещало продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. В 1847 г. Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны население дворянских имений.
Был разработан проект, по которому в течение 10 лет предполагалось выкупить всех крестьян, принадлежащих однодворцах (эти последние, уплачивая подушную подать, как крестьяне, владели крепостными, как помещики).
В 1847 г. принят закон, разрешавший крестьянам, проживавшим в имениях и продававшимся за долги, выкупаться на волю с землей.
В 1848 г. закон разрешал приобретать недвижимую собственность. Однако это осуществлялось с согласия помещика, при его отказе крестьяне не имели права предъявлять иск.
Все эти изменения в законодательстве расширили права крестьян, и в то же время ограничили права помещиков над крепостными.
1.2.Положение крестьян в период проведения крестьянской реформы 1861 года
Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков как рабочими руками, так и капиталом.
Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу. Александр II хотел видеть документ не только официально-торжественный, но и достаточно пропагандистский-агитационный. Из-под пера Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты. Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные положения" и "Дополнительные правила". Этот закон разрешил четыре вопроса:
•о личном освобождении крестьян;
•о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;
•о выкупе крестьянами своих земельных наделов;
•об организации крестьянского управления.
Рассмотрим каждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина, т.е. продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения вступление в брак, заключение договоров: свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой собственности; наследование имущества и т.д.
Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. Характерно, что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники, призванные улаживать конфликты между помещиками и крестьянами. Правда, они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков, так что объективность их была чисто условной.
В течение этих 2-х лет крестьяне обязаны были отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. Именно два года, по замыслу Александра II, должно было хватить для того чтобы помещик мог перенастроится на новый лад. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался т надела. И лишь с заключением выкупной сделки и выплаты первого вноса за землю приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т.е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям.
Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел-с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сторон (помещик-крестьянин) прекращались, и крестьяне становились собственниками.
Информация о работе Правовое положение крестьян в Российской империи