Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:47, реферат

Описание работы

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Содержание работы

Введение
1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 3
2 Состав крестьянского хозяйства 7
3 Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств 10
4 Прекращение деятельности крестьянских хозяйств 13
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

агр право.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

  КАФЕДРА  менеджмента маркетинка и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств

 

 

 

Выполнил (а): студент ФЭФ  направление  Менеджмент

Проверил (а): Сухомлинов М.С

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск, 2013

Содержание 

 

 

Введение

 

1

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

3

2

Состав крестьянского  хозяйства

7

3

Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

10

4

Прекращение деятельности крестьянских хозяйств

13

 

Заключение

17

 

Список литературы

18


 

 

1. Понятие крестьянского  (фермерского) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства  в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину  царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим  наделом и стать самостоятельным  и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990 – 1992 гг. аграрной и земельной реформы  начался новый этап в истории  преобразования отечественного сельского  хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики  страны стало одной из главных  целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа  сделала первые практические шаги в  формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство – малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство – это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование.

Фермерское хозяйство  представляет собой объединение  граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности  имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную  деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими  на селе существуют и функционируют  крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или  личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована  преимущественно на потребление  продукции внутри самого хозяйства  и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение  официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные выше особенности  фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта создания и функционирования таких хозяйств и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой организации крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму  от других форм сельскохозяйственного  производства.

Государство оказывает различные  виды поддержки агропромышленному  комплексу, фермерским хозяйствам, способствует их образованию и осуществлению  своей деятельности. Правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены  ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянские (фермерские) хозяйства  появились в период перестройки  и, по существу, заменили собой колхозные  дворы. Крестьянское (фермерское) хозяйство  является относительно новой организационно-правовой формой аграрного предпринимательства, которая возникла в связи с  осуществлением аграрной реформы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В соответствии с действующим  законодательством фермерское хозяйство  может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

Фермерское хозяйство  не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные  нормы, обязательные для юридического лица. До вступления в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» правовые основы создания КФК устанавливались Законом  РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица.

Однако с вступлением  в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положения Закона РСФСР  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратили силу, и теперь крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

При этом п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.».

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса  крестьянского фермерского хозяйства  в соответствие с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Следует отметить, что процедура приведения правового статуса КФК в соответствие с действующим законодательством (ГК РФ) заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, т. е. последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица. Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме № Р27002 в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с отметкой о месте регистрации.

Исходя из этих сведений представители налоговых органов  вносят сведения о фермерском хозяйстве  в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических  лиц. Однако смена правового статуса  не освобождает от налоговых долгов, если они имеются.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439» установлено, что государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство  может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной  правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки  и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих  видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления  его деятельности земельные участки  предоставляются и приобретаются  из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским  и земельным законодательством.

 

 

 

 

 

2. Состав крестьянского  хозяйства

Для создания фермерского  хозяйства и осуществления его  деятельности земельные участки  предоставляются и приобретаются  из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским  и земельным законодательством.

Основу крестьянского  хозяйства составляют три элемента:

1) наличие определенного  имущественного комплекса;

2) наличие земельного  участка, предоставленного для  данной цели;

3) наличие лиц, совместно  ведущих крестьянское хозяйство.

Право на создание фермерского  хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 21 ГК РФ под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (гражданская  дееспособность).

В содержание дееспособности входит способность совершать как  правомерные, так и неправомерные  действия (деликтоспособность).

К правомерным относятся  не противоречащие законодательству сделки и иные действия. При удостоверении  сделки, требующей нотариального  оформления, нотариус обязан выяснить дееспособность граждан, участвующих  в сделке (ст. 43 Основ законодательства о нотариате).

Неправомерные действия (деликты) порождают обязательства из причинения вреда, т. е. обязанность гражданина, причинившего своими неправомерными действиями имущественный вред другому лицу, возместить этот вред (гл. 59 ГК РФ). Помимо этого, при нарушении личных неимущественных  прав гражданина либо при посягательстве на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законом, суд может  возложить на нарушителя обязанность  компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

Соглашение о создании фермерского хозяйства подписывается  всеми членами фермерского хозяйства  и должно содержать сведения:

1) о членах фермерского  хозяйства; в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» членами фермерского хозяйства могут быть:

а) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки  и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При  этом указано, что лишь по достижении возраста 16 лет дети, внуки, братья и  сестры членов фермерского хозяйства  могут быть приняты в члены  фермерского хозяйства;

Информация о работе Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств