Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:49, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть доктрину «охранительного либерализма» Чичерина и охарактеризовать ее;
2. Проанализировать учение Чичерина о государстве и его сущности, дать описание взглядов ученого на формы правления, на взаимоотношения государства и института собственности, государства и церкви;
3. Проследить эволюцию взглядов Б.Н. Чичерина и определить ее черты.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
II. Учение Чичерина о государстве
1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14
3. Государство и институт собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-15
4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16
III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
ОГЛАВЛЕНИЕ:
стр.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
II. Учение Чичерина о государстве
1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14
3.
Государство и институт
4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16
III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
ВВЕДЕНИЕ
Заметную роль в либеральном движении в России XIX в. играл один из его идеологов Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.), известный юрист и философ. Им были написаны сочинения «Собственность и государство», «Философия права», «Курс государственной науки» и сделано фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений».
Также Чичерин является представителем и одним из основателей (наряду с К.Д.Кавелиным и С.М.Соловьёвым) «государственной школы» в русской историографии. Прекрасное знание правовых и философских выводов гениальных мыслителей прошлого позволяло Чичерину свободно ссылаться на них в своих работах.
Практически всю свою жизнь Б.Н.Чичерин занимался теоретическими обоснованиями проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими началами общественной жизни, с государством, с правом, с нравственностью, с собственностью.
Интерес к трудам Чичерина не угасает даже спустя столетие, что и определило выбор данной темы. Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Структура
работы определяется целью и задачами
и, в соответствии с ними, состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
I. ДОКТРИНА «ОХРАНИТЕЛЬНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»
Деятельность Б.Н. Чичерина разворачивалась в эпоху русского либерализма, которую он воспринял, как и многие другие представители интеллектуальной элиты, с большим энтузиазмом, с верой и надеждой на глубокие и коренные преобразования социально-политического строя России, начатые после Крымской войны «сверху» царем Александром II.
Чичерину принадлежит роль основателя концепции охранительного либерализма, или либерального консерватизма, которая, по выражению П.Б.Струве, «сразу же отлилась в какую-то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма»1.
Освобожденный
от крайностей и односторонностей либерализма,
консерватизма и всякого рода
социально-политического
Почти
во всех произведениях Чичерин
Характерными чертами уличного либерализма являются необузданность порывов, своеволие, нетерпимость к чужому мнению, свободе личности, неразборчивость в выборе средств в борьбе со своим противником (ложь, клевета, насилие), непримиримая ненависть ко всему, что возвышается над толпой, нетерпимость к авторитетам, уравнивание всех в своем невежестве, низости, пошлости и т.п.
Оппозиционный либерализм рассматривает свободу с чисто отрицательных сторон. Вершиной его благополучия является отмена всяких законов, освобождение от всяких стеснений. Отрицая современность, он отрицает и прошедшее, которое его произвело. Основными тактическими средствами оппозиционного либерализма Чичерин считает использование им критики централизации, бюрократии, государства, ведение умного спора ради спора, борьба с аристократическими предрассудками, жесткое разграничение общественной жизни на непримиримые противоположности (полюса), проповедь - ни малейшего соприкосновения с властью.
Охранительный
либерализм (или либеральный консерватизм)
исключает крайности того и другого
вида либерализма и представляет
собой синтез начала свободы с
началами власти и закона. В политической
жизни его лозунг «либеральные меры
и сильная власть». Либеральное
направление, поясняет Чичерин, «должно
действовать, понимая условия власти,
не становясь к ней в
Доктрина «охранительного» либерализма Чичерина появилась на свет не только под влиянием социально-философской мысли Д. Ст. Милля (на что в своих исследованиях указывает В.И. Приленский)4, Э. Берка, А. Токвиля и других великих либералов и консерваторов. Главное, она была сформирована на базе идей его ранних работ «О крепостном состоянии» (1856 г.), «Об аристократии, особенно русской» (1857 г.), Современные задачи русской жизни (1857 г.), напечатанных в сборниках статей Голоса из России, издававшихся А.И. Герценом и П.П. Огаревым в Лондоне, а также в сочинении Очерки Англии и Франции (1858 г.). В них Чичерин не только изложил суть своего понимания программы нового царствования, но и обосновал неразрывность сочетания в ней либерального и консервативного начал, понимая невозможность перемены образа правления в настоящем, признавая его целью в будущем5.
Либеральное начало нашло свое конкретное выражение в требованиях отмены крепостного права (освобождение крестьян за выкуп с землей и установление индивидуального, а не общинного землевладения); признания свободы человеческой совести, свободы прав личности; установления гласности как необходимого условия правильного развития; признания общественного мнения как выразителя общественных потребностей; невмешательства государства в экономическую сферу и свободное частное предпринимательство; введения гласного судопроизводства; перехода в будущем к ограниченной, представительной монархии.
Введение
Чичериным консервативного
Одним словом, Чичерин, как и представители западноевропейской консервативной традиции нового времени, начиная с Э. Берка, де Местра, А. Токвиля, считал охранительное, консервативное начало серьезным основанием общественного здания, особенно на русской почве, которое нельзя игнорировать и разрушать, не впадая в рьяный либерализм, подобно герценовскому, кидавшегося в крайность, неистово преследовавшего всякое проявление деспотизма6.
В сильном консервативном элементе политической власти Чичерин видел основу крепкого государственного порядка, который в свою очередь, становится важнейшим условием внедрения и развития законной свободы. В этом понимании необходимости единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный смысл либерализма. В Очерках Англии и Франции, он писал: «Истинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал, цель его должна быть водворение в обществе законной свободы, согласно с условиями народной жизни, и правильное развитие свободы обеспечиваются только сильным развитием власти»7.
Чичерин считал развитие абсолютизма, устанавливающего государственный порядок, великим и плодотворным историческим явлением как и водворение свободных учреждений. Но в отличие от них он не только выражал сердечное сочувствие свободе и всему тому, что способно было поднять и облагородить человеческую личность, но и глубоко, всесторонне продумал, пути становления свободы и статуса личности в общественном и государственном устройстве.
Используя государственную власть, ее законодательную деятельность в качестве рационального средства их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия. Например, с позиции охранительного либерализма Чичерин, если можно так условно назвать, сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, устанавливающий условия, при которых необходимо усиление или ослабление власти: «Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно»8.
Конкретизируя
действие данного социально-
Общество особенно испытывает необходимость сильной власти в переходные эпохи, в период разгара страстей, коренных преобразований. В такой ситуации, - писал Чичерин, - старое рушилось, новое не успело окрепнуть, никто не знает, за что держаться. В такие времена наименее возможно внутреннее единство, согласованное действие различных общественных сил, а потому там необходимее крепкая власть, которая могла бы сдержать влекущиеся врозь стихии9.
Таким
образом, соединение двух начал (либерального
и консервативного) в единой доктрине
охранительного либерализма, или либерального
консерватизма, осуществлено впервые
в теоретически обоснованной форме
представителем русского классического
либерализма Борисом
Доктрина «охранительного либерализма» была сформирована в период начала царствования Александра II, характеризуемого Чичериным новой эрой истинно человеческого развития. Она связана с необходимостью реформирования самодержавного строя в целях утверждения в России буржуазного гражданского общества и наследственной конституционной монархии. Поэтому есть все основания называть Чичерина не только классиком русского либерализма, но было бы точнее указать и на его статус классика русского буржуазно-дворянского либерально-консервативного направления.
В
последующие годы второй половины XIX
века охранительный либерализм Чичерина
и связанная с ним проблематика
личности, собственности и государства
развиваются и углубляются на
основе переработанного огромного
материала предшествующей социально-философской
и политической мысли, итоговым завершением
которой стали пятитомная История
политических учений (1869-1902 гг.) и целый
ряд крупных философских и политических
произведений.
II. УЧЕНИЕ ЧИЧЕРИНА О ГОСУДАРСТВЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции, государство представляет организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. «Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо»10. Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами.