Правовые воззрения Б.Н. Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть доктрину «охранительного либерализма» Чичерина и охарактеризовать ее;
2. Проанализировать учение Чичерина о государстве и его сущности, дать описание взглядов ученого на формы правления, на взаимоотношения государства и института собственности, государства и церкви;
3. Проследить эволюцию взглядов Б.Н. Чичерина и определить ее черты.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
II. Учение Чичерина о государстве
1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14
3. Государство и институт собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-15
4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16
III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

стр.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8

II. Учение Чичерина о государстве

    1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11

    2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14

    3. Государство и институт собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-15

    4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16

III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список  использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

 

ВВЕДЕНИЕ

    Заметную  роль в либеральном движении в  России XIX в. играл один из его идеологов Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.), известный юрист и философ. Им были написаны сочинения «Собственность и государство», «Философия права», «Курс государственной науки» и сделано фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений».

    Также Чичерин является представителем и  одним из основателей (наряду с К.Д.Кавелиным и С.М.Соловьёвым) «государственной школы» в русской историографии. Прекрасное знание правовых и философских выводов гениальных мыслителей прошлого позволяло Чичерину свободно  ссылаться на них в своих работах.

    Практически всю свою жизнь Б.Н.Чичерин занимался теоретическими обоснованиями проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими началами общественной жизни, с государством, с правом, с нравственностью, с собственностью.

    Интерес к трудам Чичерина не угасает даже спустя столетие, что и определило выбор данной темы. Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.

    Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  1. Рассмотреть доктрину «охранительного либерализма» Чичерина и охарактеризовать  ее;
  2. Проанализировать учение Чичерина о государстве и его сущности, дать описание взглядов ученого на формы правления, на взаимоотношения государства и института собственности, государства и церкви;
  3. Проследить эволюцию взглядов  Б.Н. Чичерина и определить ее черты.

    Структура работы определяется целью и задачами и, в соответствии с ними, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

    

I. ДОКТРИНА «ОХРАНИТЕЛЬНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»

    Деятельность  Б.Н. Чичерина разворачивалась в эпоху русского либерализма, которую он воспринял, как и многие другие представители интеллектуальной элиты, с большим энтузиазмом, с верой и надеждой на глубокие и коренные преобразования социально-политического строя России, начатые после Крымской войны «сверху» царем Александром II.

    Чичерину  принадлежит роль основателя концепции охранительного либерализма, или либерального консерватизма, которая, по выражению П.Б.Струве, «сразу же отлилась в какую-то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма»1.

    Освобожденный от крайностей и односторонностей либерализма, консерватизма и всякого рода социально-политического радикализма, охранительный либерализм как социально-философская  и политическая теория должен стать, по мысли Чичерина, знаменем, способным  “соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений  в решении общественных задач  по разумному реформированию России”2.

    Почти во всех произведениях Чичерин придерживается концепции охранительного либерализма, которой он никогда не изменял, несмотря на определенную эволюцию его социально-политических взглядов. Эта концепция четко  оформилась к началу 60-х годов. Ее сущность он изложил в своей работе «Различные виды либерализма» (1862 г.), рассматривая охранительный либерализм в сравнении с другими разновидностями либерализма уличного и оппозиционного.

    Характерными  чертами уличного либерализма являются необузданность порывов, своеволие, нетерпимость к чужому мнению, свободе личности, неразборчивость в выборе средств  в борьбе со своим противником (ложь, клевета, насилие), непримиримая ненависть  ко всему, что возвышается над  толпой, нетерпимость к авторитетам, уравнивание всех в своем невежестве, низости, пошлости и т.п.

    Оппозиционный либерализм рассматривает свободу  с чисто отрицательных сторон. Вершиной его благополучия является отмена всяких законов, освобождение от всяких стеснений. Отрицая современность, он отрицает и прошедшее, которое его произвело. Основными тактическими средствами оппозиционного либерализма Чичерин считает использование им критики централизации, бюрократии, государства, ведение умного спора ради спора, борьба с аристократическими предрассудками, жесткое разграничение общественной жизни на непримиримые противоположности (полюса), проповедь - ни малейшего соприкосновения с властью.

    Охранительный либерализм (или либеральный консерватизм) исключает крайности того и другого  вида либерализма и представляет собой синтез начала свободы с  началами власти и закона. В политической жизни его лозунг «либеральные меры и сильная власть». Либеральное  направление, поясняет Чичерин, «должно  действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудочных требований, но сохраняя и задерживая, где нужно, и стараясь исследовать  истину хладнокровным обсуждением вопросов»3.

    Доктрина  «охранительного» либерализма Чичерина появилась на свет не только под  влиянием социально-философской мысли  Д. Ст. Милля (на что в своих исследованиях указывает В.И. Приленский)4, Э. Берка, А. Токвиля и других великих либералов и консерваторов. Главное, она была сформирована на базе идей его ранних работ «О крепостном состоянии» (1856 г.), «Об аристократии, особенно русской» (1857 г.), Современные задачи русской жизни (1857 г.), напечатанных в сборниках статей Голоса из России, издававшихся А.И. Герценом и П.П. Огаревым в Лондоне, а также в сочинении Очерки Англии и Франции (1858 г.). В них Чичерин не только изложил суть своего понимания программы нового царствования, но и обосновал неразрывность сочетания в ней либерального и консервативного начал, понимая невозможность перемены образа правления в настоящем, признавая его целью в будущем5.

    Либеральное начало нашло свое конкретное выражение  в требованиях отмены крепостного  права (освобождение крестьян за выкуп  с землей и установление индивидуального, а не общинного землевладения); признания  свободы человеческой совести, свободы  прав личности; установления гласности  как необходимого условия правильного  развития; признания общественного  мнения как выразителя общественных потребностей; невмешательства государства в экономическую сферу и свободное частное предпринимательство; введения гласного судопроизводства; перехода в будущем к ограниченной, представительной монархии.

    Введение  Чичериным консервативного начала в либеральную программу в  сущности было продиктовано условиями  самой российской действительностью, особенностью самодержавного строя. Поскольку, в отличие от Западной Европы, в  России не было прочной социальной базы либерализма, достаточно образованного  общества, но сохранялась традиционная вера в крепкий оплот государственного порядка и просвещенный абсолютизм, способных вывести народ на путь гражданственности и просвещения, по этой причине свободе нельзя придать  абсолютное значение и выставить  непременным условием всякого гражданского развития. Иными словами, чтобы не впасть в радикализм и противостоять  разрушительным тенденциям, силой внедряющих свободу и новые порядки, необходимо, по мысли Чичерина, воспрепятствовать  бесполезной и вредной ломке  государственного и общественного  порядка, отделиться от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход  вещей, от стремления вперед. Вместе с  тем, нельзя упорно удерживать то, что  потеряло свою жизненную силу, однако необходимо сохранять то, что является полезным элементом общественного  строя, например, религиозные, моральные  ценности или институты социальные, политические, экономические и т.д.

    Одним словом, Чичерин, как и представители  западноевропейской консервативной традиции нового времени, начиная с Э. Берка, де Местра, А. Токвиля, считал охранительное, консервативное начало серьезным основанием общественного здания, особенно на русской почве, которое нельзя игнорировать и разрушать, не впадая в рьяный либерализм, подобно герценовскому, кидавшегося  в крайность, неистово преследовавшего всякое проявление деспотизма6.

    В сильном консервативном элементе политической власти Чичерин видел основу крепкого государственного порядка, который  в свою очередь, становится важнейшим  условием внедрения и развития законной свободы. В этом понимании необходимости  единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный  смысл либерализма. В Очерках  Англии и Франции, он писал: «Истинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал, цель его должна быть водворение в обществе законной свободы, согласно с условиями народной жизни, и правильное развитие свободы обеспечиваются только сильным развитием власти»7.

    Чичерин считал развитие абсолютизма, устанавливающего государственный порядок, великим и плодотворным историческим явлением как и водворение свободных учреждений. Но в отличие от них он не только выражал сердечное сочувствие свободе и всему тому, что способно было поднять и облагородить человеческую личность, но и глубоко, всесторонне продумал, пути становления свободы и статуса личности в общественном и государственном устройстве.

    Используя государственную власть, ее законодательную  деятельность в качестве рационального  средства их водворения, Чичерин определил  меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия. Например, с позиции охранительного либерализма Чичерин, если можно  так условно назвать, сформулировал  закон силового регулирования власти, т.е. закон, устанавливающий условия, при которых необходимо усиление или ослабление власти: «Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно»8.

    Конкретизируя действие данного социально-политического  закона, Чичерин подчеркивал, что  власть должна быть сильной в стране с обширной территорией, где различие сословия и класса разнятся по образованию, положению, интересам, при отсутствии между ними среднего связующего звена, где партии кидаются в крайности, где господствует раздражительность  и нетерпимость, бесплодное сознание заменяет практическую деятельность.

    Общество  особенно испытывает необходимость  сильной власти в переходные эпохи, в период разгара страстей, коренных преобразований. В такой ситуации, - писал Чичерин, - старое рушилось, новое  не успело окрепнуть, никто не знает, за что держаться. В такие времена наименее возможно внутреннее единство, согласованное действие различных общественных сил, а потому там необходимее крепкая власть, которая могла бы сдержать влекущиеся врозь стихии9.

    Таким образом, соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине охранительного либерализма, или либерального консерватизма, осуществлено впервые  в теоретически обоснованной форме  представителем русского классического  либерализма Борисом Николаевичем Чичериным. Именно в этой форме в 50-60-е годы XIX века либерализм утверждался  в своем истинном значении как  традиция на русской почве, а консерватизм выступал важнейшим тактическим  средством его реализации в жизнь  с учетом специфики и условий  русской государственности и  власти.

    Доктрина  «охранительного либерализма» была сформирована в период начала царствования Александра II, характеризуемого Чичериным новой эрой истинно человеческого развития. Она связана с необходимостью реформирования самодержавного строя в целях утверждения в России буржуазного гражданского общества и наследственной конституционной монархии. Поэтому есть все основания называть Чичерина не только классиком русского либерализма, но было бы точнее указать и на его статус классика русского буржуазно-дворянского либерально-консервативного направления.

    В последующие годы второй половины XIX века охранительный либерализм Чичерина и связанная с ним проблематика личности, собственности и государства  развиваются и углубляются на основе переработанного огромного  материала предшествующей социально-философской  и политической мысли, итоговым завершением  которой стали пятитомная История  политических учений (1869-1902 гг.) и целый ряд крупных философских и политических произведений. 

 

    

II. УЧЕНИЕ ЧИЧЕРИНА О ГОСУДАРСТВЕ

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

    Сущность  государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции, государство представляет организацию народной жизни, сохраняющуюся  и обновляющуюся в непрерывной  смене поколений. «Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо»10. Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами.

Информация о работе Правовые воззрения Б.Н. Чичерина