Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:49, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть доктрину «охранительного либерализма» Чичерина и охарактеризовать ее;
2. Проанализировать учение Чичерина о государстве и его сущности, дать описание взглядов ученого на формы правления, на взаимоотношения государства и института собственности, государства и церкви;
3. Проследить эволюцию взглядов Б.Н. Чичерина и определить ее черты.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
II. Учение Чичерина о государстве
1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14
3. Государство и институт собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-15
4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16
III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Образованный
союз как органическое единство семейного,
гражданского, церковного возникает
на основе естественного закона, связывающего
личную свободу с природой человека.
При этом свобода ограничивается
на столько, на сколько она способна
сочетаться с органическим началом.
В этом смысле полное совпадение народности
и государственности не обязательно
может выражать закон образования
государственной жизни. Законом
образования государственной
Поэтому образование государства не совпадает с народностью, ибо не всякий народ способен устроить из себя государство, а только тот, кто, во-первых, способен к государственной жизни и проявляет уважение к законному народу, во-вторых, кто призван быть историческим деятелем, в-третьих, кто приобрел независимость и обладает действительной силой, чтобы ее отстоять; в-четвертых, кто обладает умением организовать народную волю в законную верховную власть.
Сущность политического союза Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает совокупность отношений, принадлежала к частной сфере и определяемых частным правом. Противопоставляя государство гражданскому обществу, либерал Чичерин пытается устранить всякого рода туманные представления, посредством которых некоторые исследователи стараются устранить самостоятельное значение лица11.
Государство и гражданское общество – два противоположных, но равно необходимых элемента человеческого сожительства. Это особый мир человеческих отношений с одной стороны, люди являются носителями частных отношений, с другой, членами общего духовного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоятельность, следовательно, и свобода лица, без последних исчезает единство12. Государство как вершина общественного здания, опирающееся на гражданское общество и зависимое от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органическому единству.
Мысли
Чичерина о зависимости и опоре
государства на гражданское общество
не совпадают с гегелевским
Чичерин,
в отличие от Гегеля, склонен усилить
в системе этих отношений элемент
частного, делая его, в сущности,
автономией, независимой сферой от
государственной власти и от политических
целей. Подлинным выражением юридических
начал, без всякой посторонней примеси,
является право частное, или гражданское.
Здесь человек представляется как
свободное, самостоятельное лицо, которому
присваивается известная
Эта
теоретическая установка
Таким
образом, согласно юридической концепции
устройства политического союза
Чичерина, в государстве, основанном
на юридических нормах, вытекающих
из человеческого разума, правды и
справедливости, призванных служить
мерилом и руководством для позитивного
законодательства, человек остается
свободным. Такое государство, не преступая
границы гражданского общества, берет
на себя обязанности обеспечения
безопасности, защиты прав и свобод
личности, гражданина. Руководящим
принципом его государственной
политики становится не стремление к
казарменным идеалам все
2. ОЦЕНКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
Уделяя большое внимание характеристике различных форм правления (монархии, аристократии, демократии, смешанной форме - конституционной монархии), Чичерин рассматривает их содержание и направленность в зависимости от конкретных исторических условий и от состояния народного духа (сознания).
При
анализе этих форм Чичерин предпочтение
отдает конституционной монархии. Именно
в ней, по его мнению, наиболее полно
отразились идеи свободы и идеал
человеческого общежития. Смешанная
форма нашла свое признание в
истории политической мысли (Цицерон,
Макиавелли, Локк, Гегель), поэтому Чичерин
считал ее вполне приемлемой и для
России, ибо она наилучшим образом
обеспечивает единство власти и порядок,
она стоит вне частных
Характеризуя смешанную форму правления как идеал, желаемый для России в будущем, Чичерин писал: «Монархия представляет начало власти, народ, или его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, и все его элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели»15.
Неоднозначную
оценку Чичерин дает демократической
форме правления. Влияние идей демократии,
считает он, поистине огромно, каждый
человек в демократическом
В условиях демократии верховная власть вручается наименее способной части. При безграничном господстве политических партий государство становится добычей политиков, а не образованнейшей части общества, отстраненной от власти. Демократический деспотизм, ничем не сдержанная воля большинства являются результатом неустойчивости всех общественных отношений. Такой порядок, заключает Чичерин, состоит в коренном противоречии как с требованиями государства, так и с высшими задачами человечества. Поэтому демократия нигде не может быть идеалом человеческого общежития. Она может быть только «переходящей ступенью исторического развития»16.
В
связи с анализом проблем реализации
демократии прав собственности, свободы
Чичерин затрагивает и вопросы
равенства и справедливости. Он полагал,
что сама природа свободы не дает
полного равенства, в лучшем случае
можно требовать от нее равенства
возможностей, каждому свое, что
в сущности предполагает формальное
равенство и фактическое
Что касается справедливости, то по этому вопросу он следует аристотелевской формуле, распределяющей и уравнивающей справедливости. Справедливость хотя и связана с началом равенства, однако, она имеет свою специфику, отражающую равенство по духу божьему. Справедливым считается то, – пишет он в Философии права, – что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности, все люди суть разумно-свободные существа, все создано по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою17.
Много
внимания Чичерин уделял проблемам
реализации политической свободы в
российском обществе путем организации
системы представительного
Он
предлагал построить новую
– опора на просвещенное аристократическое сословие – людей высших способностей;
– развитие государствоведения на глубоком теоретическом и практическом фундаменте;
– повышение образовательного уровня во всех сферах российского общества;
– создание органа совокупной деятельности всех государственных сил;
– устройство судебных, местных органов власти, взаимодействующих с общественной и частной деятельностью, с земскими учреждениями;
– привлечение народа к решению государственных дел.
Политическая
свобода, по Чичерину, должна иметь
юридическое обоснование и ее
реализация может осуществляться только
в рамках закона и права Свобода
только тогда становится правом, когда
она признается законом, а установление
закона принадлежит государству. Поэтому
от государства зависит
3. ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ
Чичерин
дает юридическое обоснование
Большую
опасность свободе и
Всякий
образ правления, считает Чичерин,
имеет свои выгоды и недостатки,
происходящие частью из самой его
формы, отчасти из способа пользования
властью. Однако коммунизму он полностью
отказывает в существовании. Коммунизм,
- пишет он, - не способен сделаться
не только окончательной, но даже переходной
ступенью человеческого общежития,
по той простой причине, что человек
никогда не может перестать быть
свободным лицом, т.е. самостоятельным
центром жизни и деятельности.
Порабощение его обществу столь
же противно его природе, как и
порабощение его отдельному лицу. Коммунизм
представляется теоретической нелепостью,
а практически невозможностью. Он принадлежит
к разряду частных утопий23.