Правовые воззрения Б.Н. Чичерина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть правовые воззрения ученого.
Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть доктрину «охранительного либерализма» Чичерина и охарактеризовать ее;
2. Проанализировать учение Чичерина о государстве и его сущности, дать описание взглядов ученого на формы правления, на взаимоотношения государства и института собственности, государства и церкви;
3. Проследить эволюцию взглядов Б.Н. Чичерина и определить ее черты.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Доктрина «охранительного либерализма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-8
II. Учение Чичерина о государстве
1. Сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
2. Оценка форм правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-14
3. Государство и институт собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-15
4. Государство и церковь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-16
III. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Файлы: 1 файл

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

4. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

    Интересен взгляд Чичерина на взаимоотношение  государства и церковного союза. В отличие от гегелевской трактовки  государства, как действительность нравственной идеи, по Чичерину, носителем  нравственности является церковь, а  государству, не имея возможности влиять на совесть граждан, важно иметь  содействие церкви. Отсюда отношения  между государством и церковью имеют  совершенно особенный характер. Суть этих отношений двоякая. С одной  стороны, государство содействует  церкви как служителю интересам  народа, а с другой, через ее содействие государство пользуется нравственным влиянием церкви на верующих. Только с согласия церкви государство может вмешиваться в ее внутреннее управление, и не иначе как через злоупотребления правом24.

 

III. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

    Внимательное  изучение эволюции взглядов Б.Н. Чичерина приводит к пониманию того, что  здравый смысл, основанный на блестящем  знании исторической обстановки и состояния  общественного духа российского  народа, подсказывал каждый раз меру реализации свободы, возможной при  данных конкретно исторических условиях России. И если мерить мерками больше, меньше или совсем нет либерализма  в концептуальном содержании чичеринского либерализма, то можно дойти до абсурда. Чичерин был решительный сторонник  разумной умеренности, противник односторонности, крайности и сиюминутных необдуманных решений, никогда не стремился считать  созревшим то, что не созрело.

    Чичерин хорошо понимал, что строительство  новой государственности таит в  себе опасность породить разнузданность страстей и анархию интересов, что  немедленно бы привело к торжеству  реакции, которая могла уничтожить не только едва зародившуюся политическую свободу, но и юные преобразования, не успевшие еще упрочиться в народной жизни. К счастью, Россия избежала такого кризиса, ибо это понимали и верхи. По выражению Чичерина, «державная рука сохранила свое собственное произведение, новые преобразования сделались неотъемлемою принадлежностью народной жизни». В других своих произведениях, в частности, в «Собственности и государстве», он объясняет причину трудности водворения свободы, по сравнению с Западной Европой, тем, что на Западе общественное устройство устанавливается само собой, а в России это привносится государством сверху. Отсюда упрочить свободу в обществе, привыкшем единственно к власти, где к тому же свобода проявляется еще своим первым младенческим лепетом и совершает свои первые робкие шаги, составляет одну из самых трудных исторических задач25.

    Но  уже позже, в одной из последних  своих работ – «Россия накануне двадцатого столетия», Чичерин, уделяя большое внимание анализу основных этапов развития либерализма в России, четко выразил свою конституционалистскую позицию и враждебность к самодержавию, определив главную задачу двадцатого столетия. Он писал: «Самодержавная власть превратилась в игралище личных интересов самого низменного свойства. Оставаться при нынешнем близоруком деспотизме, парализующем всенародные силы нет возможности. Русский народ должен быть призван к новой жизни утверждением среди него начал свободы и права. Неограниченная власть, составляющая источник всякого произвола, должна уступить место конституционному порядку, основанному на законе. Необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченною законом и обставленною независимыми учреждениями. Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установленная им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободою политической. Рано или поздно, тем или другим путем это свершится, но это непременно будет, ибо это лежит в необходимости вещей. Сила событий неотразимо приведет к этому исходу. В этом состоит задача двадцатого столетия»26.

    Эволюцию  взглядов Чичерина по этому и другим вопросам хорошо знали многие приверженцы  и последователи его либеральных  идей. В частности, П.Б. Струве, хорошо изучивший творчество Чичерина. Вот  что писал он о нем: «Сначала сторонник подавляющей государственной власти в России и ее орудий, защитник самодержавия и сословного строя, он стал под конец жизни в качестве окончательно укрепившегося в своей позиции идеалиста и умудренного опытом политика решающим врагом русского самодержавия и сословных привилегий»27. 

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Б.Н. Чичерин большое внимание в своих  исследованиях уделял социально-философскому и политическому анализу верховного политического союза – государства, формам государственного устройства, проблемам отношения государства – общества, реализации политической свободы. Философские взгляды Чичерина оригинальны и интересны для изучения. Они и не являются исключительно западническими. Важнейшие аспекты учения Чичерина о религии и нравственности, их взаимосвязи и общественная значимости, о государстве в целом, выражают национальные традиции русской философии. Сквозная в этико-правовом учении Б.Н. Чичерина проблема свободы. В качестве основополагающей она включает идею о лице как носителе свободной и творческой силы, обладающем свободной волей.

    В целом, политико-правовое учение Чичерина, является специфичной разновидностью консервативного либерализма, особенностями которого, в отличие от воззрений западноевропейских либералов, является признание исторической и нравственной роли государства в развитии и обеспечении свободы личности.

    В течение длительного времени Б.Н. Чичерин являлся единственным видным русским ученым, отстаивавшим идею естественного права в науке. Он разработал оригинальную естественно-правовую концепцию европейского уровня. Оригинальность концепции Чичерина заключается, прежде всего, в системной взаимосвязанности всех ее элементов, в связи с чем устраняются противоречия между позитивным и идеальным правом. Гражданская свобода и политическая свобода рассматривались им как две различные, но взаимообусловленные формы свободы лица, причем политическая свобода оценивалась им как необходимый фактор обеспечения индивидуальной свободы лица.

    Итак, подводя итоги, можно сказать, что  поставленная цель по мере возможностей была выполнена благодаря подобранной литературе, посвященной Б.Н.Чичерину, а также трудам, автором которых является он сам. На их основе были рассмотрены  правовые и политические аспекты, касающиеся творчества великого ученого.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов начала XX в. // Вопросы философии. 1991. № 8.
  2. Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995.
  3. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма / Струве П.Б./ Политические исследования. М., 1994. – № 3.
  4. Струве П. Б. Чичерин Б.Н. Некролог // Освобождение. М.,1904. № 18.
  5. Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 1991.
  6. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1906.
  7. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894.
  8. Чичерин Б. Н. Очерки Англии и Франции. М., 1858.
  9. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
  10. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.
  11. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. 
  12. Чичерин Б.Н. Современные задачи русской жизни // Голоса из России / Б.Н.Чичерин. М., 1975. Вып.2.
  13. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1998.

Информация о работе Правовые воззрения Б.Н. Чичерина