Предки человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Тяжелым испытание стала Гражданская война и подавление повстанческого движения в первые годы Советской власти. В годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности. Серьезные изменения произошли в облике сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией “раскрестьянивания”.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………….……2
2. Территория проживания…………………………..3
3. Традиции и основные занятия ……………………4
4. Культ огня………………………………………….8
5. Субэтнические группы…………………………..13
6. Язык ………………………………………………16
7. Религия: шаманизм…………………………….....21
8. Заключение ………………………………………. 28
9. Список литературы ……………………………….

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.09 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение ……………………………………….……2
  2. Территория проживания…………………………..3
  3. Традиции и основные занятия ……………………4
  4. Культ огня………………………………………….8
  5. Субэтнические группы…………………………..13
  6. Язык ………………………………………………16
  7. Религия: шаманизм…………………………….....21
  8. Заключение ………………………………………. 28
  9.   Список литературы ……………………………….29

 

Введение

 

 

 

  Предки человека в Южной Сибири появились более 300 тыс. лет назад. Время появления “человека разумного” на территории Хакасии датируется по позднепалеолитической стоянке Малая Сыя – не позже 34 тыс. лет назад. Хакасы (самоназвание тадар, хоорай; устаревшие русские названия - Минусинск татары, Абаканское татары, енисейских тюрок ,минусинские татары, абаканские татары, енисейские тюрки ) - тюркская народность в Южном Сибири ( Россия), коренное и основное население Республики Хакасия. С VII в. до н.э. развивается оседло-земледельческая тагарская культура, которую связывают с народом “динлин”. Около 201 до н.э. динлины были разгромлено хуннами. В VI в. возникает государствово кыргызов, которые с 840 г. в результате военных походов широко распространились в Центральной Азии (период “кыргызского великодержавия”). С XIII в. кыргызы входят в империю Чингисхана и его потомков. В XVII в. енисейские кыргызы  были подданными государства Алтын-ханов и Джунгарии, вступают в контакт с Россией. В результате усиление русского присутствия в Южной Сибири и ухода значительной части населения в Джунгарию происходит присоединение Хакасии к России. Новое административное деление привело к тому, что территория Хакасии оказалась в составе разных уездов и даже губерний. По административной реформе М.М. Сперанского (1822) коренное население получило право на самоуправление. В 1923-1925 – Хакасский уезд, 1925-1930 – Хакасский округ, в 1930-1991 – Хакасская автономная область, в 1991-1992 – Хакасская ССР, с 1992 по наше время – Республика Хакасия.

 Тяжелым испытание стала Гражданская война и подавление повстанческого движения в первые годы Советской власти. В годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности. Серьезные изменения произошли в облике сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией “раскрестьянивания”.

Преодолевалась неграмотность, организовывалась национальная система  образования. Репрессии 20-30-х гг. затронули  самые широкие слои населения  Хакасии. На большие лишения и  жертвы обрекла Х Великая Отечественная  война.

 

 

 

 

 

 

 

 

Территория  проживания

 

   Хакасия — историко-географическое понятие, обозначающее земли, где с древних веков проживают хакасы.

Расположена в южной части  Центральной Сибири, в верховьях  р.Енисей, между горными системами  Западного и Восточного Саяна  и Кузнецким Ала-Тау. Граничит с  Красноярским краем, Республиками Тыва, Горный Алтай и Кемеровской областью. В древние и средние века ареал  проживания хакасов - между р.Ангарой  и Монголией , р.Иртыш и оз.Байкал. Во II веке до нашей эры Хакасия  завоевана гуннами и находилась в составе их государства в  статусе провинции 160 лет (с 201 до 40 г.). После ухода гуннов на земле Хакасии  создается кыргызский каганат, просуществовавший  до XIII века. В XIII-XVI веках – провинция  Монгольской империи.

С 1707 года в составе России. С этого времени ареал проживания хакасов постоянно сужается. Нынешняя территория Хакасии сформирована в 1948 году после передачи части ее районов (Ужурский, Шарыповский) в состав Красноярского края. Современная  площадь Хакасии — 61,9 тыс. кв. км. Население 575,4 тыс. чел. (2002), городское  — 70,8%: хакасы — 65421 (11,4%).

 

   В республике Хакасия 5 городов, 8 районов, 5 посёлков городского типа, 100 муниципальных образований. Столица — Абакан. Колыбелью хакасского народа является Хакасско-Минусинская котловина. В центральной части — холмистая равнина (абсолютная отметка в районе г.Абакана — 245 м), по окраинам гористая переходящая в мощные горные хребты (наибольшие высоты Западного и Восточного Саяна — 3121 и 3491 м. Кузнецкого Ала-Тау — 2178 м). С юга на север Хакасию пересекает могучая водная артерия — р. Енисей. В центре котловины с юго-западной стороны в Енисей впадает р. Абакан в месте их слияния расположена столица республики г.Абакан.

 

   Помимо судоходных водных путей территория Хакасии хорошо насыщена железнодорожными и автомобильными магистралями. По их плотности она занимает первое место в Сибири. Развитая транспортная сеть создаёт благоприятные условия для экономических связей как внутри Хакасии так и с соседними регионами. Основные отрасли экономики – горнорудная, угольная промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лесозаготовки, строительные материалы, строительство, сельское хозяйство,, транспорт (железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный).

Климат резко континентальный. Средняя температура января от -15°  до -21°С, июля — 17° - 20°С. Осадков ок. 300 - 700 мм. в год. Свыше 70%. территории покрыто лесом в основном хвойных  пород. Много озёр, в том числе  лечебных.

 

 

 

 

 

 

Традиции  и основные занятия

 

 

    Разведение скота – основное историческое занятие хакасов. Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«кодiрткен мал».

 

  В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп».

 

  Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков.

Горе никогда никто  не ждет. В хакасских обычаях при  похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

 

  Замечательная традиция хакасской семьи является приобщение детей к посильному труду с раннего возраста. Роль кормильца воспитывается у мужчины, хранительницы домашнего очага у женщин. Нравственность в выборе невесты или жениха просматривалось в советах взрослых: нельзя было брать невесту (жениха) из рода до 12   колена которого были суициды (суицид имеет особенности повторяться через некоторое время), запрещалось брать невест (женихов) из местностей, которые славились нехорошими качествами: непорядочностью, ленью, неверностью, завистью, воровством.

 

  Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший брат не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей,

а в стайке много скота».Сейчас ассимилированные народы Хакасии переплелись своими нормами поведения, необходимо сохранить то что было, то что отшлифовано временем.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными  украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом. Накосные украшения  изготавливались таким образом: посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек.

Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие  внебрачного ребёнка, были обязаны  носить одну косу (кичеге).

 

   Сегодня как никогда мы обращаемся к источнику коллективного разума хакасского народа. Столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, стоит вопрос как воспитать человека человеком при таком обширном натиске негативной информации, мы вновь обращаемся к народной педагогике – накопленному сгустку разума и знаний.

Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в  гнезде, то и делают в полете». Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились

лошади, крупный рогатый  скот и овцы, почему хакасы называли себя

"трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве  хакасов (кроме 

качинцев) занимала охота. Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В ХVIII в. основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с кон. XVIII - нач. IX вв. появилась соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан.

Осенью в сентябре таёжное  население Хакасии выезжало на сбор кедрового 

ореха (хузук). Весной и в  начале лета женщины и дети выходили на

промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни  мололи на

ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки  и т.д.

Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием 

арканов и т.д. В XVII - XVIII вв. хакасы подтаёжных р-нов добывали руду и

считались искусными плавильщиками  железа. Небольшие плавильные печи

(хура) сооружались из  глины. 

Жилище. Основным видом поселений  были аалы - полукочевые объединения 

нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных  между 

собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние

(кустег). В IX в. большая  часть хакасских хозяйств стала  кочевать 

только два раза в году - с зимника на летник и обратно. В древности были

известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные  в 

горных местах. Легенды  связывают их возведение с эпохой борьбы против

монгольского владычества  и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины IX в. бытовала переносная круглая  каркасная юрта (тирмелiг иб), летом  покрытая берестой, а зимой 

войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его  сверху ещё 

закрывали берестой. С середины IX в. на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у

баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце IX в. войлочных и

берестяных юрт уже  не было. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое 

отверстие (тунук). Очаг был  выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь 

же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь

юрты была ориентирована  на восток.

 

 Одежда.

    Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн)

на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся 

на одну пуговицу. Спереди  и сзади ворота делались складки, благодаря 

чему рубаха была очень  широка в подоле. Широкие рукава со сборками у 

поликов заканчивались узкими обшлагами (моркам). Под мышками вставлялись  квадратные ластовицы.

Женское платье имело такой  же покрой, но было значительно длиннее.

Задний подол делался  длиннее переднего и образовывал  небольшой шлейф.

Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные,

коричневые, бордовые и чёрные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма,

идущая вдоль подола, и  углы отложного воротника делались из материи 

другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда  не

подпоясывалось (за исключением  вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар)

штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по

своему покрою не отличались от муж. Штанины заправлялись в голенища

сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

Мужские халаты (чимче) обычно шили из сукна, праздничные - из плиса  или 

шёлка. Длинный шалевый  воротник, обшлага рукавов и борта  обшивались

чёрным бархатом. Халат, как  и любая другая мужская верхняя  одежда,

обязательно подпоясывался  кушаком (хур). С левой его стороны 

прикреплялся нож в  деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за

спиной привешивалось  за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Информация о работе Предки человека